Шпаргалка по "Дошкольная психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:09, шпаргалка

Описание работы

представлены ответы на 19 воросов по дошкольной психологии

Содержание

Вопрос № 19 Упра. Деят. в дошкольном возрасте.
Вопрос № 18 Раз. различных видов деят. в ран. Дет. ( кроме ведущей)
Вопрос №17 Пред/ деят – ведущая в раннем возрасте.
Вопрос № 16 Развитие рисование в дошкольном возрасте.
Вопрос № 15 Игра – как ведущая вид деятельности.
Вопрос № 14 Общение как ведущая деятельность в младенчестве
Вопрос №13. Деятельность психологическая структура.
Вопрос № 12. Принципы изучения психики ребенка
Вопрос № 11 восприятие человека.
Вопрос № 10 ощущение как познавательный процесс.
Вопрос №9. Формы общения ребенка со сверстниками
Вопрос № 8. Формы общения ребенка со взрослым
Вопрос № 7 Доп. методы научного исследования в психологии.
Вопрос № 6 Эксперимент как основной метод психологии.
Вопрос № 5 наблюдение как основной метод психологии.
Вопрос № 4 Периодизация психологического развития ребенка.
Вопрос №3 закономерности психологического развития ребенка.
Вопрос № 2 Понятие возраста, соотношение понятий развитие и обучение.
Вопрос №1 Психология как наука, предмет ее изучения.

Работа содержит 1 файл

ответы.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

У ребенка развивается зрение, слух сенсорные системы появляется 1-ая форма общение ситуативная- личностная. Общение проходит в конкретной ситуации по поводу этой ситуации и посвящено личности самого ребенка. Ребенок не является инициатором общение он занимает реактивную позицию. Ребенок не имеет средства воздействие на взрослого. Общение со взрослым  происходит  только на эмоциональном уровне. Постепенно ребенок начинает требовать с помощью экспрессивный реакции, чтобы с ним общались.

2 этап с 6 до 12 мес. У ребенка появляется хватание, он начинает  манипулировать предметами и общение смещается на предметы. Появляется вторая форма общения « ситуативное- деловая». Общение происходит также  в конкретной ситуации по поводу взаимодействия с предметами. Ребенок начинает соотносить слово и предмет. Слово это знак поэтому у ребенка начинает формироваться мышления.

Новообразование 1. проявляется первые социальные эмоции направлены на взрослого и появляется социальная активность( главное новообразование данного периода)2. ребенок начинает относится к предмету как объекту обладающему определенными свойствами .3. благодаря манипулированием предметами, начинает развиваться мышление.4. формируется предпосылки к речи ( накапливается пассивный словарь).

Закладываются предпосылки появление предметной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №9. Формы общения ребенка со сверстниками

 

1. Эмоционально-практическая (время появления – 2 года).

Место в системе общей жизнедеятельности - уступает стремлению ребенка к предметной деятельности, к общению со взрослыми, к новым впечатлениям и активному функционированию. 

Содержание потребности в общении: СОУЧАСТИЕ ровесника в шалости. Самовыражение, поиск доброжелательного внимания сверстника.

Ведущий мотив в общении: Личностно-деловой (эмоциональная разрядка), деловой.

Основные средства общения: Экспрессивно-мимические; предметные действия, речь (в начале этапа – 5%, в конце – 75% всех контактов).

Значение формы общения в развитии психики: развитие представлений о своих возможностях. Развитие эмоций, инициативность.

2. Ситуативно-деловая (4 года).

Сверстник становится предпочитаемым партнером по сравнению со взрослым. Вне контактов с ровесниками невозможно осуществление сюжетно-ролевой игры, их ведущей деятельности.

Содержание потребности в общении: Сотрудничество ровесников, признание сверстниками успехов ребенка. Поиск доброжелательного внимания.

Ведущий мотив: Деловой, личностный, познавательный.

Средства общения: ситуативная речь (85% контактов). Экспрессивно-мимические средства.

Значение в развитии психики: развитие самосознания (представление о своих возможностях, возникновение относительной самооценки). Развитие инициативы, творческого начала, любознательности.

3. Внеситуативно-деловая (6-7 лет).

Место: Предпочтительная роль сверстника, осуществление сюжетно-ролевой игры, появление игр с правилами.

Содержание потребности: Сотрудничество, уважение, доброжелательное внимание, сопереживание, взаимопонимание.

Мотив: Деловой, личностный, познавательный.

Средства общения: речь.

Значение: развитие самосознания, формирование готовности к школе. Овладение правилами и нормами взаимоотношений. Формирование избирательных взаимоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 8. Формы общения ребенка со взрослым

 

У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. Под формой общения имеется в виду коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, характеризуемая несколькими параметрами. Таковыми считают: - время возникновения данной формы общения;

- место, которое она занимает в жизни ребенка;

- главное содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения;

- ведущие мотивы, побуждающие малыша к общению со взрослыми;

- основные средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми.

1. Ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная). 0-1 год. Общение с близкими взрослыми обеспечивает выживание  ребенка и удовлетворение всех его первичных потребностей. Ребенок испытывает потребность в ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОМ ВНИМАНИИ взрослого.

Ведущий мотив общения: ЛИЧНОСТНЫЙ: взрослый как ласковый доброжелатель, центральный объект познания и деятельности. Неиндивидуализированный источник активной ласки и внимания, связанный с действиями ребенка.

Средства общения: экспрессивно-мимические операции.

Значение в общем развитии психики: неспецифическая общая активация, формирование перцептивных действий. Подготовка к овладению хватанием.

2. Ситуативно-деловая (предметно-действенная). 2-3 года. Общение развертывается в ходе совместной с взрослыми ведущей предметной деятельности и ее обслуживает.

Ребенок испытывает потребность в доброжелательном внимании и СОТРУДНИЧЕСТВЕ.

Мотив: ДЕЛОВОЙ. Взрослый как партнер по игре, образец для подражания, эксперт по оценке умений и знаний. Помощник, организатор и участник совместной предметной деятельности.

Средства: Предметно-действенные операции.

Значение: Развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью и первый этап развития активной речи.

3. Внеситуативно-познавательная. 3-5 лет. Общение развертывается на фоне совместной со взрослым и самостоятельной деятельности ребенка по ознакомлению с физическим миром и ее обслуживает.  Помимо потребности в доброжелательном внимании и сотрудничестве, ребенок испытывает потребность в уважении.

Мотив: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ. Взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных объектах, партнер по обсуждению причин и связей в физическом мире.

Средства: речевые операции.

Значение: первичное проникновение во внечувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления.

4. Внеситуативно-личностная. 5-6 лет. Общение развертывается на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира и протекает в форме самостоятельных эпизодов. Содержание потребности в общении: потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к СОПЕРЕЖИВАНИЮ и ВЗАИМОПОНИМАНИЮ.

Мотив: ЛИЧНОСТНЫЙ. Взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умениями, социально-нравственными нормами, строгий и добрый лучший друг.

Средства: речевые операции.

Значение: Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества; переход к дискурсивному мышлению, создание мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 11  восприятие человека.

Восприятие -  это отражение предметов и явление совокупности их св-в и частей, при непосредственном воздействий их на органы чувств.

Св-ва восприятия. Восприятие очень тесно связана с : ощущением, памятью, мышлением. Оно невозможно без их участия.

1.        избирательность – это преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими

2.        предметность – получаемые нами из внешнего мира впечатления мы относим к тем или иным предметами и явлениям ( называем по каким – либо названием)

3.        осмысленность – воспринимая мы используем свой предыдущий опыт и поэтому узнаем предметы

4.        иллюзия – неправильное искаженное  восприятие ,истинность проверяется на практике.

5.        константность – это относительная независимость восприятия свойств предметов от условий в которых это восприятие происходит

6.        объект и фон – тон, что находится в центре человеческого восприятия называется объектом, все остальное фоном.

Средства восприятий. Задачи восприятия решаются при помощи средств ( цвет, размер)

Сенсорное эталоны – это особого рода наглядные представления об основных образцах внешних св-в предметов. Они созданы человечеством, которые расчленили, и систематизировали каждый вид св-в, в соответствии с научными и практическими целями.

Виды восприятия . В зависимости от анализатора  которой в большой степени участвует восприятие различают : зрительная, вкусовые, тактильный и т.д. восприятия. Кроме этого существуют комплексные восприятия это восприятие пространства и времени.

Пространственное восприятие: человек зрительно воспринимает мир трехмерным. Восприятие пространства   включает в себя оценку  положения собственного тела, учет его  перемещения  в пространстве и соответвующую коррекцию движений и ориентацию глаз. В целом в восприятии пространства участвуют такие системы организма как, кожномышечные, зрительные.

 

 

 

 

Вопрос № 7 Дополнительные методы научного исследования в психологии.

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность., дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).

Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления.

Виды бесед:

сбор анамнеза. Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц.

интервью. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы.

вопросники.

психологические анкеты. Когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 10 ощущение как познавательный процесс.

Ощущение – результат работы отдельных анализаторов которые, имеютя у человека. В психологии под ощущением подразумевается отражение в коре головного мозга отдельных св-в предметов и явлений окружающего мира. Воздействующих в данный момент на мозг человека. Ощущения свойственно не только человеку, но и животным. Ощущения дано с рождение является анализатор.

Анализатор – сложный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, т.е выделяет отдельные св-ва предметов.

     Виды ощущений :

В зависимости от характера раздражителей, воздействующих на данный анализатор, и от характера возникающих при этом ощущений, которые  различают отдельные виды ощущений.

- первая группа являются отражением свойств предметов и явлений внешнего мира, - зрительные, слуховые, вкусовые обонятельные и кожные.

- вторая группа от отражающих состояние организма, - органические, ощущения равновесия, двигательные.

- третья группа – это ощущения которые представляют собой либо  комбинацию нескольких ощущений (осязательные) либо ощущение различного происхождения (болевые).

Закономерности или св-ва ощущений.

Их несколько:

- абсолютный порог  чувствительности – это минимальная величина раздражителя при которой впервые возникает едва заметное ощущения.( нижний порог чувствительности)

а) верхним абсолютным порогом чувствительности – эта та сила чувствительности при которой ещё не происходит перехода от одного вида ощущений к другому.

- порог различения – это относительную величину показывающую на какую долю должна увеличиться сила раздражителя, что бы человек почувствовал едва заметное изменения ощущения

- адаптация – это изменение чувствительности анализаторов под влиянии их приспособленная к действующим раздражителям.

Сильная адаптация наблюдается в температурных , тактильных ,обонятельных и зрительных ощущений. Слабая адаптация это слуховые и болевые ощущения.

- взаимодействие ощущений – все ощущения взаимосвязаны между собой и эту взаимосвязь мы можем постоянно видеть ( сенсибилизация).

- синестезия – переход ощущения одного вида в другой. Она развита у особо – чувствительных людей. ( например звук может переходить в цветовые ощущения)

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольная психология"