Шпаргалка по "Дошкольная психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:09, шпаргалка

Описание работы

представлены ответы на 19 воросов по дошкольной психологии

Содержание

Вопрос № 19 Упра. Деят. в дошкольном возрасте.
Вопрос № 18 Раз. различных видов деят. в ран. Дет. ( кроме ведущей)
Вопрос №17 Пред/ деят – ведущая в раннем возрасте.
Вопрос № 16 Развитие рисование в дошкольном возрасте.
Вопрос № 15 Игра – как ведущая вид деятельности.
Вопрос № 14 Общение как ведущая деятельность в младенчестве
Вопрос №13. Деятельность психологическая структура.
Вопрос № 12. Принципы изучения психики ребенка
Вопрос № 11 восприятие человека.
Вопрос № 10 ощущение как познавательный процесс.
Вопрос №9. Формы общения ребенка со сверстниками
Вопрос № 8. Формы общения ребенка со взрослым
Вопрос № 7 Доп. методы научного исследования в психологии.
Вопрос № 6 Эксперимент как основной метод психологии.
Вопрос № 5 наблюдение как основной метод психологии.
Вопрос № 4 Периодизация психологического развития ребенка.
Вопрос №3 закономерности психологического развития ребенка.
Вопрос № 2 Понятие возраста, соотношение понятий развитие и обучение.
Вопрос №1 Психология как наука, предмет ее изучения.

Работа содержит 1 файл

ответы.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

- контраст- это психофизиологическая закономерность, выражающаяся в изменении чувствительности под влиянием предшествующего или сопутствующегося раздражителя.

 

 

 

Вопрос № 11  восприятие человека.

Восприятие -  это отражение предметов и явление совокупности их св-в и частей, при непосредственном воздействий их на органы чувств.

Св-ва восприятия. Восприятие очень тесно связана с : ощущением, памятью, мышлением. Оно невозможно без их участия.

7.        избирательность – это преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими

8.        предметность – получаемые нами из внешнего мира впечатления мы относим к тем или иным предметами и явлениям ( называем по каким – либо названием)

9.        осмысленность – воспринимая мы используем свой предыдущий опыт и поэтому узнаем предметы

10.     иллюзия – неправильное искаженное  восприятие ,истинность проверяется на практике.

11.     константность – это относительная независимость восприятия свойств предметов от условий в которых это восприятие происходит

12.     объект и фон – тон, что находится в центре человеческого восприятия называется объектом, все остальное фоном.

Средства восприятий. Задачи восприятия решаются при помощи средств ( цвет, размер)

Сенсорное эталоны – это особого рода наглядные представления об основных образцах внешних св-в предметов. Они созданы человечеством, которые расчленили, и систематизировали каждый вид св-в, в соответствии с научными и практическими целями.

Виды восприятия . В зависимости от анализатора  которой в большой степени участвует восприятие различают : зрительная, вкусовые, тактильный и т.д. восприятия. Кроме этого существуют комплексные восприятия это восприятие пространства и времени.

Пространственное восприятие: человек зрительно воспринимает мир трехмерным. Восприятие пространства   включает в себя оценку  положения собственного тела, учет его  перемещения  в пространстве и соответвующую коррекцию движений и ориентацию глаз. В целом в восприятии пространства участвуют такие системы организма как, кожномышечные, зрительные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 12. Принципы изучения психики ребенка

 

Специфика методов детской психологии определяется спецификой ее объекта. Таковым выступает развитие психики ребенка от рождения до семи лет, которая в этот период наиболее ранима и подвержена внешним неблагоприятным воздействиям. Грубое вмешательство со стороны взрослых может затормозить или исказить ход психического развития ребенка. Поэтому главным принципом изучения детской психологии выступает принцип гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании не навредить. Психолог должен чувствовать особую ответственность и не торопиться, главное - разобраться в истинных причинах поведения ребенка, выделить психологические особенности и закономерности, проявив при этом тактичное, чуткое, бережное отношение к малышу.

Принцип эффективности и научности подразумевает изучение психологического развития, его механизмов и закономерностей в понятиях именно детской психологии, а не с точки зрения других наук. При этом следует иметь в виду, что ребенок - не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мыслей, содержанием и выражением переживаний. Внутренний мир дошкольника развивается по своим законам, которые и должен постичь исследователь. Поэтому, прежде чем приступать к изучению этого мира, необходимо овладеть специальными психологическими знаниями, понятиями, усвоить основные идеи психологической науки.

Принцип детерминизма исходит из того, что становление психических функций и свойств, а также особенности их проявления связаны как с внешними, так и внутренними причинами. Эти причины обусловлены условиями жизни, воспитания ребенка, особенностями его социального окружения, характером общения малыша со взрослыми и сверстниками, спецификой его деятельности и активности. Изначально не бывает «хороших» или «трудных» детей, существует лишь многообразие причин, влияющих на появление впоследствии той или иной черты, присущей именно этому ребенку. Задача исследователя состоит в том, чтобы понять причину психологического факта, а значит, объяснить его.

Принцип развития психики, сознания в деятельности показывает, что деятельность выступает как условие проявления и развития психики ребенка. Поэтому для изучения его психических особенностей нужно организовать соответствующую деятельность, например творческое воображение можно зафиксировать в рисовании или при сочинении сказки.

Принцип единства сознания и деятельности (разработанный С.Л. Рубинштейном) означает взаимовлияние сознания и деятельности. С одной стороны, сознание формируется в деятельности и как бы «руководит» ею. С другой, усложнение деятельности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание. Поэтому изучать сознание можно опосредованно, через изучение деятельности ребенка. Таким образом, мотивы поведения становятся понятными из анализа поступков.

Принцип возрастного индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, включая закономерные и особенные черты. Каждый ребенок осваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, но путь его развития индивидуален.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что однократное исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №13. Деятельность психологическая структура.

Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающей в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека : глубины ума и чувства, силы воображения и воли, способностей и черт характера.

Деятельность –  это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.( крутецкий)

Деятельность – это совокупность объеденной общей целью.

Психологическая структура деятельности.

Любая деятельность - из трех взаимосвязанных частей:

1.        первая часть ориентировочное.

2.        вторая часть исполнительное

3.        третья часть контрольная.

Ориентировачная часть – деятельность не начнется, если нет потребности  – это то, что порождает человека. Потребность – это состояние живого существа выражает зависимость от внешнего условия существование и порождающая активность по отношением этим условием. Потребность порождает мотивы – это побудительные силы действий. Мотивы могут быть осознаваемые и не осознаваемые.

Осознаваемые – это те которые он может сказать.

Не осознаваемые - это которые не могут.

Мотивы бывают главные и второстепенные. Главные подчиняют  второстепенных называют иерархия. Благодаря мотивам человек ставит цель- это конечная деятельность. Чтоб  достичь цель человек планирует средства- то что с помощью чего человек выполняет действия. Способы –  это как каким образом  человек выполняет действия.

Исполнительная  часть  состоит из двух действий бывают внешний ( физическая) внутренний ( психическая). Переход внутренний действий во внешний называется экстериоризация. Переход  с внешней на внутреннею называется интеориоризация.

Контрольная – это  действия контроля направленное на результат. Если результат совпадает с целью и деятельность прекращает ( человек получает положительные эмоции)

Если результат не совпадает с целью , то человек получает отрицательные эмоции  то деятельность не прекращается.

 

 

 

 

 

Вопрос №17 Предметная деятельность – ведущая в раннем  возрасте.

Ранний возраст с года до трех . в этом возрасте ведущей деятельности является предметная. Предметная деятельность – это деятельность  ребенка, знакомство с предметами и его назначение.

Предметная деятельность является ведущей потому что в ней развивается следующие новообразования : 1. очень активно развивается восприятие как познавательный процесс.2. развивается активная речь.3 совершенствуются активные движения рук.

Все познавательные процессы получают развитие именно в предметной деятельности, (чем раньше  развивается  мелкая моторика рук, тем быстрее ребенок начнет говорить, ходить) . кроме этого в предметной деятельности развиваются другие виды : рисование, конструирование, бытовая деятельность, а так же развивается новая ведущая деятельность сюжетная –ролевая игра.

Предметные действие включает в себя  два составляющего.

I назначение – ребенок понимает быстро

II назначение – правила  усвоение самого действия ( алгоритм) для того  ребенок усвоил взрослый не однократно показывает, рассказывает  и контролирует правильность выполнения.

В итоге  у ребенка формируется навык в использование данного предмета. Все  предметные  действие можно разделить на орудийные и соотносящие  действия. Орудийные действия это действия  с предметами и орудиями, с помощью этого ребенок понимает ,что  другой предмет можно воздействовать не только зубами, но и другими предметами. Соотносящие действия – это те  которые направлены на соотношение связей между предметами и между частями предметов собирание пирамидке. При овладении предметной деятельности ребенок сначала усваивает назначение данного предмета, а уже затем усваивается порядок действий с данным предметом, причем назначение  предмета ребенок понимает сразу, а порядок действий ребенок овладевает долго, потому что ребенок  должен усвоить правила владения предметом, но и технику.

Психологический смысл эти предметов:

а) активно развивается такие  мыслительные  действие  как  сравнение, обобщение, анализ. ( Завязание шнурков, пуговицы застегивание, собирание пирамидке.)

В предметной деятельности  развиваются новообразование.

1) активно развивает восприятие. Ребенок  знакомится  со св-ва предметов и овладевает сенсорные  эталоном.

2)  развивается речь ребенка ( как  пассивная , так и активная )

3)  ребенок осваивает действие развивается не только  крупная но и мелкая  моторика рук.

4) Активно развивается память непроизвольно..

Предметная  деятельность определяет развитие  практически всех психических процессов и личности ребенка в целом. Поэтому именно предметная деятельность является , ведущей в этом возрасте. Вместе с тем сама предметная деятельность существенно преобразуется и развивается на протяжении раннего детства.

 

 

 

Вопрос № 19 Управление деятельностью в дошкольном возрасте.

   Одно из важнейших новообразований дошкольного возраста является возникновение произвольного поведения. В этом возрасте поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения. Здесь впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести, то есть создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом.

В дошкольном возрасте складываются механизмы управления своим поведением: усвоение и применение норм и правил поведения, соподчинение мотивов, целевая организация деятельности, умение предвидеть последствия поступков. Однако эти психологические образования еще не выполняют в полной мере своих регулирующих функций, и в этом смысле детям-дошкольникам приписывается недостаточность волевого развития. Одно из ее проявлений - комфортность детей по отношению к взрослым и сверстникам, степень, которой заметно снижается к концу дошкольного возраста.

Это сравнение с образцом есть осознание своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого образца. Осознание своего поведения и начало личного самосознания - одно из главных новообразований дошкольного возраста. Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми, осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания - желания, предпочтения, настроения и пр. В дошкольном образе ребенок проходит путь от “Я сам”, от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни, которая и составляет суть личного самосознания.

       Ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия форм межличностного сотрудничества, как дошкольный, так как он связан с необходимостью развития самых различных сторон личности ребенка. Это — сотрудничество со сверстниками, с взрослыми, игры, общение и совместный труд. На протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуются следующие основные виды деятельности детей: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры-общение, домашний труд. Примерно за год или два до поступления в школу к названным видам деятельности добавляется еще один — учебная деятельность, и ребенок 5—6 лет практически оказывается вовлеченным, по меньшей мере, в семь-восемь различных видов деятельности, каждый из которых специфически интеллектуально и морально развивает его.

 

 

 

 

 



 

Вопрос № 19 Упра. Деят. в дошкольном возрасте.

Вопрос № 18 Раз. различных видов деят. в ран. Дет. ( кроме ведущей)

Вопрос №17 Пред/ деят – ведущая в раннем  возрасте.

Вопрос № 16 Развитие рисование в дошкольном возрасте.

Вопрос № 15 Игра – как ведущая вид деятельности.

Вопрос № 14 Общение как ведущая деятельность в младенчестве

Вопрос №13. Деятельность психологическая структура.

Вопрос № 12. Принципы изучения психики ребенка

Вопрос № 11  восприятие человека.

Вопрос № 10 ощущение как познавательный процесс.

Вопрос №9. Формы общения ребенка со сверстниками

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольная психология"