Шпаргалка по "Патопсихологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 00:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Патопсихологии".

Работа содержит 1 файл

патопсихология вопросы и ответы.doc

— 111.50 Кб (Скачать)
  1. Могут ли наблюдаться нарушения восприятия при психопатиях?

Психопатия  – тотальная и относительная стабильность патологических черт характера, выраженная до степени, нарушающей социальную адаптацию (склонность к необычному поведению, резкому беспричинному изменению настроения как постоянное качество личности, а не как эпизод).

При психопатиях  разного типа наблюдают как повышение  чувствительности, так и ригидность и снижение чувствительности также  при повышении эмоционального тонуса.

  1. Как нарушается восприятие при органичных поражениях головного мозга?

В практике патопсихолога часто необходимо провести диагностику между органическим заболеванием головного мозга и  шизофренией. В данном случае следует  тщательно исследовать внимание, память, мышление, признаки истощаемости. Для работы с этой группой требуются не только знания в области патопсихологии, но и в нейропсихологии.

При заболеваниях головного мозга отмечаются признаки повышенной истощаемости, снижения памяти, трудности в оперировании абстрактными понятиями, переносным смыслом, инертность мышления. Более точную информацию для дифференцирования двух органических заболеваний (например, болезнь Пика или болезнь Альцгеймера), установление очага поражения головного мозга получают при применении специальных тестов из нейропсихологии.

В результате органических изменений в головном мозге отмечаются психопатоподобные нарушения личности, астенические расстройства, снижение уровня интеллектуальных процессов. Психопатоподобные нарушения личности характеризуются сужением круга интересов, некоторой пассивностью, иногда наоборот, взрывной раздражительностью и грубостью. Астенические расстройства выражаются в повышенной истощаемости, раздражительной слабости. Если отмечается интеллектуальное снижение, то отмечается снижение критики, беспечность, эйфория, гневливость, слезливость.

  1. Какова клиника нарушений восприятия при соматогенных расстройствах психической деятельности.?

Психосоматические заболевания – это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, недовольство, душевные страдания и др.). Психосоматические реакции могут возникать не только в ответ на психические эмоциональные воздействия, но и на прямое действие раздражителей. Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое состояние человека.

  1. Что такое бред?

Бред – обусловленные болезнью неправильные, не соответствующие истинному положению вещей суждения и умозаключения, которые не поддаются влиянию разубеждения и нарушают адаптацию больного к среде. Всегда возникает на болезненной основе; он вытекает не столько из знаний и опыта, сколько из внутреннего аффектно-психического состояния. Личность охвачена (эмоционально вовлечена) ложным убеждением, хотя оно и неприемлемо для других людей данной культуры или субкультуры (т.е это убеждение не является религиозным догматом или суеверием). Такой бред также называют первичным бредом, при его формировании часто можно заметить определенную этапность (бредовое настроение, восприятие и толкование внешних событий с последующей «кристализацией» самой бредовой идеи). При первичном бреде больной «верит» в свои идеи, он «чувствует», что он прав. Вторичный бред (бредоподобные, сверхценные идеи) можно объяснить и понять в сочетании с другими психопатологическими явлениями, такими как галлюцинация или изменение настроения.

  1. Какие варианты бреда вы знаете?

По содержанию различают четыре основные формы  бреда: 1) бред с пониженной самооценкой (самоуничижение, греховность, физический не достаток или дисморфомания, нигилистический бред – убежденность в прекращении функций тела, их исчезновении или гниении); 2) бред с повышенной самооценкой (разные виды бреда величия, богатства, изобретательства и пр.); 3) пресекуторный бред (бред преследования и 4) смешанные формы бреда (кверулянства или сутяжничества, разные варианты «симптома двойника» и др.)

По структуре  различают две основные разновидности  бреда: несистематизированный (обрывочный, образный) и систематизированный (интерпретативный бред).

Кроме того бред можно разделить на: паранояльный (больной опирается в мышлении на изначально ложную посылку, но формально правильную, правдоподобную систему доказательств); парафренный (систематизирован, но по своему содержанию весьма необычен и формируется в тесной взаимосвязи с обманами восприятия); параноидный (здесь уже нет достаточной стройности в рассуждениях и строгой селекции фактов, есть противоречия и нелепости

  1. Чем отличается бред от неверных суждений?
  2. Каковы особенности бреда при шизофренических расстройствах?

Шизофрения  – психическая болезнь, причины которой неизвестны, допускается участие генетического фактора. Расстройство когнитивных функций, нарушения речи, симптомы каттанонического, бредового, аффективного, неврозоподобного регистров, диссоциативные нарушения личностного развития. Бредоподобное фантазирование недоступно коррекции, определяет поведение, очень образно.

  1. В чем проявляется бред  при  аффективных расстройствах?

Аффект  – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, которая полностью захватывает психику человека и предопределяет единую глобальную реакцию на ситуацию (ярость, гнев, ужас и др.). Бред – обусловленные болезнью неправильные, не соответствующие истинному положению вещей суждения и умозаключения, которые не поддаются влиянию разубеждения и нарушают адаптацию больного к среде.

  1. Наблюдается ли бред при психопатиях, неврозах, в чем их отличие от бреда при психозах?

Психопатия  – тотальная и относительная стабильность патологических черт характера, выраженная до степени, нарушающей социальную адаптацию (склонность к необычному поведению, резкому беспричинному изменению настроения как постоянное качество личности, а не как эпизод). Психопатия – в сущности патология, аномалия характера, которая определяют весь психический облик человека, накладывая на его душевный склад свой отпечаток. Психопатии на протяжении жизни не подвергаются резким изменениям и мешают приспособиться к социальной среде.

Патология характера (психопатия) всегда характеризуется  тремя признаками (так называемые “критерии Ганнушкина – Кебрикова”): тотальностью; стабильностью; дезадаптацией. Отсутствие хотя бы одного критерия исключает психопатию.

Нервоз  – функциональное расстройство центральной нервной системы, проявляющееся в эмоциональных нарушениях, поведении инейровегетативной регуляции внутренних органов. причиной которого служит психотравмирующая ситуация, вследствие которой нарушаются важные для больного жизненные отношения. Неврозы подходят под определение “пограничные состояния” и относятся к так называемой “малой психиатрии”, которая изучает болезни вне психотического состояния. Эти болезни характеризуются не только малой интенсивностью, но и малой продолжительностью. Понятие “пограничные состояния” включает донозологические невротические расстройства, клинически оформившиеся неврозоподобные реакции и состояния, психопатии, неврозоподобные и психопатоподобные нарушения при соматических заболеваниях и др.

В отличие  от психопатии, при неврозах страдает лишь часть личности, сохраняется  критическое отношение к болезни, определяющее воздействие принадлежит прижизненным средовым влияниям. 

Психозы – глубокое расстройство психики, проявляюшщееся в нарушении отражения реального мира, возможности его познания, изменения поведения и отношения к окружающему. П.развиваются чаще всего после шоковых, сверхсильных психических травм (угроза жизни и т.д.). При психозах отсутствует личностная переработка психотравмы.

  1. Какие характерные признаки бреда при патохарактерологическом развитии личности?

Патохарактерологическое (анормаьное) развитие личности возникают под влиянием хронической психогенной травматизации, неправильного воспитания и других неблагоприятных социально-психологических факторов.

  1. Какие виды бреда можно наблюдать у больных эпилепсией?

Эпилепсия – Полиэтологическое заболевание, ведущая роль- генетические факторы, воздействие на ЦНС. Интеллектуальные нарушения, психоорганический синдром, личностные и невротические реакции, психотические расстройства. Замедленность, тугоподвижность всех психических процессов.  Как правило возникает сумеречные помрачнения сознания, по окончании которого остается резиудальный (утративший актуальность) бред, содержание которого основано на отрывочных воспоминаниях периода помрачненного сознания. Бред отличается конкретностью, простотой и обыденностью содержания. Бред – обусловленные болезнью неправильные, не соответствующие истинному положению вещей суждения и умозаключения, которые не поддаются влиянию разубеждения и нарушают адаптацию больного к среде.

  1. Особенности бреда у больных синильным психозом.
  2. Какие вы знаете варианты нарушений памяти?

С детства  способность запоминания совершенствуется, апогей – 20-25 лет, без изменений до 40-45 лет, затем ухудшается. Среди  нарушений памяти можно выделить три основные группы: гипермнезии, гипомнезии и парамнезии. Гипермнезии (усиление, обострение памяти) проявляется усилением воспоминаний о прошлой жизни или улучшением запоминания текущих событий. Гипомнезия – или дисмнезия – ослабление мнестических функций вплоть до полной их утраты. Может быть общей (касается запоминания и воспроизведения) и частичной (не может что-то вспомнить в данный момент или нарушено запоминание). Полная утрата способности сохранять и воспроизводить раннее приобретенные знания называется амнезией. Парамнезия – извращение, обманы памяти (ложные воспоминания), возникающие в результате нарушения распределения припоминаемых событий во времени и пространстве, искажения ранее пережитых событий, заполнение пробелов памяти домыслами и фантазиями и пр.

  1. Психологические механизмы нарушений памяти

К наиболее распространенным нарушениям непосредственной памяти относится “корсаковский синдром” (нарушение памяти на текущие события) и прогрессирующая амнезия (когда расстройства распространяются на любые события, а также имеет место взаимное наложение событий и дезориентация во времени и пространстве).

При олигофрении  нарушены смысловая и механическая память. При эпилепсии ухудшается опосредованное запоминание. При этих заболеваниях в их механизмах ведущая  роль принадлежит личностно-мотивационным  и эмоциональным расстройствам. Снижение памяти и внимания у больных с неврозами часто отражает внутреннюю тревогу и беспокойство.

  1. Соотношение нарушений памяти и внимания

Нарушения внимания наблюдаются при разных психических и соматических заболеваниях.

При неврозах и шизофрении отмечается ухудшение активного внимания (концентрации, переключаемости, устойчивости). У больных с органическими заболеваниями и локальными поражениями головного мозга отмечаются повторы одного и того же действия, трудности в переключении, повышенная отвлекаемость, истощаемость внимания и др. У соматических больных (например, туберкулезом, при травматических или сосудистых заболеваниях и др.) отмечаются трудности концентрации внимания, замедленное врабатывание, трудности переключения, сужение объема внимания. При алкоголизации диэнцефальном синдроме отмечается снижение концентрации и устойчивости внимания. При эпилепсии отмечаются трудности переключения и снижение устойчивости внимания.

Б.В. Зейгарник пишет, что многие виды нарушения внимания есть частные нарушения умственной работоспособности, являющиеся следствием психических или соматических заболеваний.

  1. Непосредственная и опосредованная память. Какие существуют особенности соотношений при различных заболеваниях?

Память  – специфическая форма психического отражения действительности, обеспечивающая накопление, сохранение и воспроизведение информации.

  1. Обозначьте методы исследований различных вариантов памяти

Память  исследуется в процессе беседы и  наблюдения за больным. В беседе можно  проверить сохранность памяти на недавние и более отдаленные события личной и общественной жизни, личный запас знаний, воспроизведение дат, имен окружающих  лиц, а также выявить обманы памяти. Ответы на вопросы дают возможность судить о степени и характере нарушений памяти, особенно в сопоставлении с данными наблюдения за его поведением и материалами экспериментально-психологического исследования. Тесты памяти практически всегда включаются в виде субтестов в комплексные тестовые батареи для исследования интеллекта. Их также можно использовать и самостоятельно для изучения различных характеристик памяти (объем и прочность долговременной, оперативной, зрительной и слуховой памяти). Д. Векслером разработана тестовая батарея для исследования отдельных мнестических функций: 1) ориентировка на осведомленность; 2) ориентировка во времени и пространстве; 3) психический контроль (отсчитывание от 20 в обратном порядке, называние букв алфавита, отсчитывание от 1 до сорока через 3 единицы); 4) логическая память (воспроизведение рассказов); 5) воспроизведение рядов цифр в прямом и обратном порядке; 6) воспроизведение геометрических фигур; 7) воспроизведение парных ассоциаций слов. Способность к запоминанию – воспроизведение прочитанных 10 простых слов. Зрительная память – наборы рисунков, портретов. Опосредованное запоминание – подбор подходящей по смыслу картинки (методика Леонтьева) и пр.

Информация о работе Шпаргалка по "Патопсихологии"