Шпаргалка по "Психокоррекция"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 38 вопросов по психокоррекции.
1. Предмет и задачи курса «Основы психологической коррекции».
2. История возникновения психокоррекции.
3. Общее представление о психологической коррекции. Место психологической коррекции в работе практического психолога.
...
38. Основные этические принципы осуществления психокоррекционной работы

Работа содержит 1 файл

38 вопросов по психокоррекции -контрольная.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

       Индивидуальная психокоррекция используется, когда проблемы клиента индивидуального, а не межличностного характера, когда клиент категорически отказывается работать в группе, или по каким-либо причинам его работа в группе невозможна; когда применяются достаточно сильные методы психологического воздействия и клиента необходимо постоянно держать под наблюдением и контролем.

       Индивидуальная  психокоррекция необходима, когда у  клиента психолог находит повышенную тревожность, сильную заторможенность, неуверенность в себе, необоснованные страхи, проблемы, вызванные недостаточным знанием самого себя, утрату смысла и цели жизни.

       Иногда  бывает так, что по характеру проблемы клиенту требуется групповая психокоррекция, но он категорически отказывается работать в группе. Тогда в качестве первого шага на пути его реабилитации можно использовать индивидуальную работу и постепенно, по мере его готовности, подводить клиента к осознанию необходимости включения в групповую работу.

       Для того чтобы правильно пользоваться психокоррекцией на практике, необходимо знать следующее. Индивидуальная психокоррекция реально помогает только тем, у кого есть действительные психологические или поведенческие проблемы.

       Полученный  эффект психокоррекционного воздействия необходимо закреплять практически. Если клиент вместе с психологом справился со своей проблемой, то это еще не означает, что он сможет самостоятельно полностью избавиться от нее без постоянной помощи психолога. Под наблюдением психолога ему необходимо находиться достаточно длительный период времени даже после того, как появились положительные результаты психокоррекционного воздействия: их надо закрепить, чтобы предупредить возможные рецидивы.

       Широкое распространение в современном  мире получило групповое психокоррекционное движение. Его основное отличие от индивидуальной психокоррекции состоит в том, что в группе психокоррекционный эффект достигается за счет взаимодействия, взаимовлияния людей и активного использования социально-психологических возможностей группы для достижения требуемого психокоррекционного результата. Групповой коррекционный эффект, как правило, сильнее в тех случаях, когда речь идет об исправлении недостатков межличностного поведения клиентов (недоверие скрытость, малообщительность, неумение убеждать, оказывать влияние на людей).

       Уточним, в чем состоит преимущество групповой  психокоррекционной работы над индивидуальной. Во-первых, в том, что в группе начинают действовать дополнительные, стимулы, заставляющие человека нужным образом изменять свое поведение. Установлено, например, что группа облегчает человеку выражение эмоций и чувств, позволяет ему вести себя более раскованно, способствует разрядке внутренней напряженности, возникающей при индивидуальной работе. Во-вторых, в группе человек чувствует себя психологически более защищенным, так как в ней обычно создается благоприятная атмосфера человеческих отношений. В такой группе ведущий и другие ее участники в любой момент могут прийти на помощь, защитить каждого от психологических травм и переживаний. В-третьих, группа помогает человеку более глубоко раскрыться, что само по себе может принести ему желаемое облегчение. В-четвертых, группа стимулирует появление и закрепление у индивида новых форм адаптивного межличностного поведения, таких, которые трудно вызвать при индивидуальной психокоррекционной работе с клиентом. В-пятых, группа помогает лучше понять самого себя, сравнивая себя с другими. В результате у человека складывается о себе более правильное представление. 
 

       37. Требование к личности  и подготовке специалиста  в области психологической  коррекции.

       Практическому психологу очень часто поступают  запросы на осуществление коррекционных  воздействий. Проведение коррекционной  работы требует от специалиста, ее проводящего, определенной подготовки. Основные компоненты профессиональной готовности к коррекционному воздействию

       1 Теоретический компонент: знание  теоретических основ коррекционной  работы, способов коррекции и  т.д.

       2. Практический компонент: владение  конкретными методами и методиками коррекции.

       3. Личностная готовность: психологическая  проработанность у психолога  собственных проблем в тех  сферах, которые он предполагает  корректировать у клиента. 

       Психолог, самостоятельно осуществляющий коррекционную  работу, должен иметь базовую фундаментальную подготовку в области психологии и специальную подготовку в области конкретных методов коррекционного воздействия.

       Теоретический компонент предполагает: знание общих  закономерностей психического развития в онтогенезе; знание периодизации психического развития; знание проблемы соотношения обучения и развития; представление об основных теориях, моделях и типах личности; знание о социально-психологических особенностях группы; знание условий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие.

       В общей профессиональной подготовке возможны три основных подхода: приверженность одной теории, одному подходу; эклектизм - приверженность многим подходам; общий  континуальный подход. Приверженность одному подходу позволяет глубже проникнуть в предмет, получить исчерпывающие знания теории и практики, но в то же время накладывает определенные ограничения, связанные как раз с возможностями одного подхода, одного метода. Эклектизм ведет к тому, что специалист знает кое-что выборочно из различных теорий и практик. Общий континуальный подход – это профессиональный подход, при котором специалист первоначально является последователем одной теории и изучает все, что известно в данной области, а затем, приобретя профессиональный фундамент и профессиональный опыт, начинает выходить за пределы базовой для него теории.

       У каждого специалиста может быть свой набор общих и специальных  вариантов, осознанно или неосознанно  использованных для восстановления и развития профессиональных сил. К  общим относится следующее: возможность свободно выражать свои чувства и эмоции; возможность выполнять только свои желания.

       Остановимся более подробно на личностной готовности к коррекционной работе. Если психолог аффективен, он не может продуктивно  работать с клиентами, имеющими проблемы аффективной сферы, корректировать до тех пор, пока не выяснит причины и особенности собственной аффективности. Если психолог обладает слабыми волевыми усилиями, его коррекция волевой активности детей будет носить формальный характер. Если взрослый чувствует себя нелюбимым и одиноким, ему будет трудно воспитать счастливых и любящих детей. Личностная неподготовленность может проявиться в виде психологических барьеров к требованиям коррекционного общения. Если психолога в детстве строго наказывали или наказывали физически, и он пережил травму личного унижения, то коррекционное требование – не унижать клиента (ребенка), которого также наказывают физически и который находится в состоянии депрессии, таким психологом может игнорироваться. В результате между психологом и клиентом возникает эмоциональный резонанс.

       Особенности личностных проблем, эмоционально-волевого склада взрослого репродуцируются  в возрастающих объемах в личности ребенка. Происходит навязывание ребенку, воспроизведение уже им самим стереотипов взрослого. Личностные проблемы взрослого увеличивают его субъективизм и пристрастность в оценке личности ребенка. Происходит своеобразная экстраполяция предвзятой оценки в будущее ребенка:

       Проработанность личностных проблем позволяет взрослому выбрать адекватную позицию по отношению к ребенку. Например, в выборе оснований для проведения коррекционных мероприятий может присутствовать мотив: Личностная готовность осуществлять коррекцию предполагает наличие у взрослого потребности идти не от себя, а от ребенка и его проблем. Может существовать вариант центрации на модели личности, когда коррекционное воздействие осуществляется после соотнесения особенностей переживания и поведения ребенка с определенным образцом (возрастным, половым, культурным, национальным и т.д.). В данном случае взрослый займет как бы нейтральную позицию по отношению к содержанию образца, но способы воздействия опять же будут зависеть от особенности его личности. В процессе естественного общения взрослого и ребенка должна постоянно осуществляться взаимокоррекция, т.е. взрослый должен проявлять гибкость, непредвзято относиться к реакциям ребенка в процессе взаимодействия и постоянно предлагать ему разнообразные варианты реагирования, проводить работу над собой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       38. Основные этические принципы осуществления психокоррекционной работы.

       В самом обобщенном виде можно выделить следующие принципы:

       1. Не навреди! Или принцип не  нанесения ущерба испытуемому.  Организация работы психолога  должна быть такой, чтобы ни  ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.

       2. Не оценивай! Поскольку вообще  не работать немыслимо, иногда  этот принцип уточняют: не навешивай  ярлыков! Но можно было бы  сказать еще проще: не произноси  отрицательных оценок вслух!

       3. Принцип беспристрастности психолога.  Недопустимо предвзятое отношение  к испытуемому, какое бы субъективное  впечатление он ни производил  своим видом, юридическим и  социальным положением.

       4. Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.

       5. Принимай человека таким, каков  он есть.

       6. Принцип конфиденциальности, то  есть сохранения профессиональной  тайны. Материал, полученный психологом  в процессе его работы с  испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.

       7. Уважай своих коллег по работе, их право на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы. Критика и дискуссии должны проводиться аргументировано и тактично. Недопустимым является выяснение отношений между коллегами и сотрудниками в присутствии клиентов.

       8. Принцип профессиональной компетентности: не передавай сложные психологические  методики неподготовленным специалистам  и сам не используй методики, которыми в должной степени  не владеешь. Психолог имеет право  браться за решение только  тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.

       9. Соблюдай меру взаимного откровения  с клиентом, не позволяй ему  рассказывать о себе самые  сокровенные свои тайны (у каждого человека всегда должен оставаться хоть небольшой тайничок души, недоступный никому), а также сам сохраняй некоторую дистанцию с клиентом, иначе можно потерять его уважение и доверие.

       10. Не отнимай у клиента права  самому отвечать за свои права и поступки.

       11. Принцип добровольности участия  в психологических процедурах.

       12. Принцип безопасности применяемых  методик. 

       13. Принцип профессионального общения  психолога и испытуемого. Психолог  должен владеть методами психодиагностической  беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом.

       14. Принцип обоснованности результатов исследований психолога.

Информация о работе Шпаргалка по "Психокоррекция"