Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:42, шпаргалка

Описание работы

отформатированные шпоры по психологии

Работа содержит 1 файл

билеты.doc

— 341.50 Кб (Скачать)

Суждение – мысль о связи явлений, имеющая более менее выраженную словесную форму в виде предложения. Содержит в себе 3 элемента: 1.субъект (подлежащее)

2.предикат  –  то,что высказывается о  данном предмете.

3. утвердит  или отриц связку между понятиями

Суждение  – форма мышления, при которой что-то утверждается или отрицается.К ним приходим как непосредственно, так и опосред через умозаключения. К умозаключению можно прийти пользуясь методами: логика, индукция, дедукция, аналогия.

Умозаключение- форма мышления, представляющая собой формирование новых суждений на основе имеющихся. Это связь двух суждений, из которых одно - условие (посылка), а другое - заключение (следствие).  

12. Социализация личности. Механизмы социализации

Социализация – процесс вхождения индивида в соц среду, усвоения и воспроизводства им соц опыта. Включает в себя несколько стадий:

  1. адаптация (ребенок усваивает соц опыт некритически, подражает, приспосабливается)
  2. индивидуализация (появляются желание выделить себя среди др, критическое отношение к обществ нормам поведения)
  3. интеграция((появляется желание найти своё место в обществе). Проходит благополучно, если св-ва личности принимаются группой и обществом, иначе возможны появление агрессивн взаимоотношен с людьми и обществом, изменение себя, конформизм (внешнее соглашательство)

процесс развития усложняется тем, что соц  среда и соц группы нестабильны, необходимо собственное участие  в группах, чтобы приспособиться к жизни в них. Согласно Эриксону (психоаналитик, сделавший вклад  в изучение), развитие личности включает ряд возрастных стадий, каждая из которых характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом.

  • Стадия младенчества – формир доверия к миру зависит от матери
  • Период раннего детства – формир независимости
  • Возраст 3-5 лет – ребенок убеждён, что он – личность, чувство предприимчивости и инициативы формир в игре.
  • Младший школьный возраст – школа приобщает его к знаниям о будущ деятельн. Неудачи в школе могут привести к закреплению неполноценности.
  • Подростковый возраст – бурный физиологич рост, половое созревание. Признание себя зависит от того, сформир ли на ранних стадиях инициатива и доверие к миру.
  • Молодость – поиск спутника жизни, укрепление связей со своей соц группой.
  • Центральная стадия – взрослый этап развития личности, появляется воздействие со стороны окруж. Человек вкладывает себя в работу и заботу о детях, если у него никого нет, он опустошается.
  • После 50 лет – переосмысление своей жизни, человек принимает себя, осознаёт необходимость в логич завершении жизни, проявляет мудрость, если принятия не произошло, он теряет вкус к жизни.

Переход от одного периода к др характериз как критич(переходн) возраст. Выделяют большие (новорожденности, 3 лет, подростковый) и малые кризисы (1 года, семи, 17-18 лет). При больших перестрив отношения ребёнка и общества, малые протекают внешне спокойно. Процесс социализ проходит на всех стадиях, но именно в детстве вырабатыв стереотипы поведения.

Механизмы социализации:

  1. идентификация – опознание, отждествление ч-либо с ч-либо,сличение одного объекта с др.
  2. копирование – осуществление того, что делает др человек.
  3. подражание – социально-психологический процесс следования личности какому-либо образцу, проявляющемуся в принятии, заимствовании и воспроизведении внешних или внутр особенностей др людей.
  4. имитация – перенимание и воспроизведение особенностей других
  5. Освоение соц ролей - требование в виде указаний, желаний, ожиданий определенного поведения, регламентируются в конкретных социальных нормах. Соц роль определяется, существующими ожиданиями других людей относительно позиций, а не их собственными индивид характеристиками.
  6. сдвиг мотива на цель - ребёнок выполняет действие ради общения с матерью
 

13.Потребности.Классификация  потребностей.

Потребность – состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта.

Понятие потребности используется в трех значениях: как обозначение 

а) объекта  внешней среды, необходимого для  нормальной жизнедеятельности (потребность-объект) ;

б) состояния  психики, отражающего нехватку чего-либо (потребность-состояние);

в) фундаментальных  свойств личности, определяющих ее отношение к миру (потребность-свойство).

Потребности также можно разделить на биологические, социальные и идеальные.

Биологические потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека. (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и  пр.).

Социальные  потребности - это потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви. Силы той и другой потребности контролируются социальными нормами их удовлетворения. Эти нормы формируются в результате сложнейшего взаимодействия исторических, экономических, национальных и других факторов.

Идеальные потребности - это потребности познания окружающего мира в целом и  в его отдельных частностях и  своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле.

В свою очередь указанные виды потребностей делятся на потребности сохранения и потребности развития. Потребности сохранения удовлетворяются в пределах социальных норм, а потребности развития, чаще всего, превышают эти нормы.

Существует пирамида потребностей по Маслоу:

1. Физиологические  (биологические) потребности (в  еде, питье, кислороде, оптимальном  температурном режиме и влажности  воздуха, отдыхе, половой активности  и пр. )

2. Потребность  в безопасности и стабильности 

3. Потребность в любви и принадлежности к группе Потребность любить и быть любимым. Потребность общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе.

4. Потребность  в уважении и признании

5. Потребность  в познании Стремление к получению новой информации.

6. Потребность  в красоте и гармонии.

7. Потребность  в самореализации. Стремление реализовать  свою уникальность, потребность  делать то, что тебе нравиться,  к чему ты имеешь способности  и таланты. 

14. Механизмы формирования  мотивации

Формирование  сознательно-волевого уровня мотивации состоит:

1. в  образовании иерархической регуляции; 

2. в  противопоставлении высшего уровня  этой регуляции стихийно формирующимся,  импульсивным влечениям, потребностям, интересам, которые начинают выступать  уже не как внутренние по отношению к личности человека, а скорее как внешние, хотя и принадлежащие ей.

Формирование  мотивации имеет  два механизма:

1.стихийно сложившиеся или специально организованные воспитателем условия учебной и трудовой деятельности и взаимоотношений избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической актуализации постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования. Это механизм формирования <снизу вверх>.

2.(механизм <сверху вниз>) заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой форме побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие.

Полноценное формирование мотивационной системы  личности должно включать в себя оба  механизма.

Мотивационная сфера нашего сознания охватывает влечения и потребности, интересы и побуждения, аффекты и эмоции. В этой системе  потребности, мотивы и цели определённым образом соподчинены, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Мотивационная сфера - ядро личности. Основным механизмом становления мотивации на каждом возрастном этапе признается изменение объективных условий жизни ребенка, его отношения с окружающими людьми, рассогласование между реально занимаемым местом в системе общественных отношений и стремлением ребенка изменить это место. 

15. Самооценка и самоотношение.  Я-концепция личности

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

Функции самооценки:

  • Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора
  • Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности

Значительную  роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка —  это оценивание человеком самого себя.

Истинная  самооценка строится на принятии себя, людей, процессов жизни и этого мира, потому что так есть, просто так есть и все, и остается просто жить и получать удовольствие. В современной психологии есть три вида самооценки:

  • заниженная
  • нормальная
  • завышенная

самоотношение - термин, используемый для обозначения отношения личности к собственному *Я*. Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т.д. Самоотношение - переживание собственной ценности, выражающееся в чувстве самоуважения. Самоотношение обладает защитными возможностями. Человек может защищать свое *Я* от отрицательных эмоций и поддерживать самоуважение на относительно постоянном уровне. Одним из средств такой зашиты является отрицательная самооценка, рассчитанная на возникновение положительных реакций сочувствия.

Я-концепция (Я-образ, Образ «Я») — система представлений индивида о себе самом, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом осознанны и обладают относительной устойчивостью. Часто термин используют в качестве синонима к «самосознанию», но в отличие от последнего «Я-концепция» менее нейтральна, включая в себя оценочный аспект самосознания. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут стать его тело, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений. На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой.

Выделяют  когнитивную, оценочную и поведенческую  составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.

Все исследователи  отмечают сложность и неоднозначность  становления и развития образа-Я. Образ-Я — это системное, многокомпонентное  образование человеческой психики. Все составляющие этой системы имеют  бесчисленное множество степеней свободы, что осложняет возможность научного подхода в диагностике и прогнозировании формирования Я-образа. Точки роста и развития личности по пути самореализации совпадают с такими человеческими реальностями как самоактуализация, Я-идеальное и стремлением человека к поиску гармоничного соответствия этих реальностей в своем образе-Я. 
 

16. Понятие об эмоциях.  Св-ва эмоций.

Эмоциональная сфера личности:

  • эмоции
  • чувства
  • эмоциональные состояния (фрустрация, настроение, аффект, страсть, стресс)

Эмоции представл собой один из немногих факторов внутренней жизни чел-ка, кот легко обнаруживаются довольно точно понимаются др людьми. В повседневности с эмоциональными проявлениями связывают все внешние реакции человека на происходящее вокруг него и с ним.

Эмоция  в перев с лат означает «потрясаю», «волную».

Эмоциями  наз переживания чел-ком своего отношения к тому, что он делает или познает, к др людям, к самому себе.

Эмоции -отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания; простое, непосредственное переживание в данный момент времени.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"