Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:42, шпаргалка

Описание работы

отформатированные шпоры по психологии

Работа содержит 1 файл

билеты.doc

— 341.50 Кб (Скачать)

26. Механизмы социального  восприятия.

Социальное  восприятие — восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.

Механизмы социального восприятия (социальной перцепции):

  • идентификация (мы в других видим то, что находится в нас самих). Идентификация -  отождествление себя с кем-то или чем-то.
  • каузальная атрибуция (мы во многом видим в другом человеке то, что о нем сами надумали и ему приписали). Каузальная атрибуция - то или иное понимание поведения человека вследствие того, что мы о нем надумали и ему приписали.
  • рефлексия (то, как человек понимает себя, свои чувства и мотивы, сильно влияет на восприятие им других людей). Рефлексия - обращение человеком своего сознания на свое (или чужое) мышление и поведение, на приобретенные знания и совершенные поступки. Понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов. Рефлексия есть обращенность сознания на себя. В смысле этого определения, мысль, речь, воображение и др. способы сознательной деятельности могут быть рефлективными, если c помощью них обращаются на самих себя: размышление о том, как я мыслю, чувства по поводу моих чувств, воображение по поводу того, что я (или кто-то навоображал). В психологии, а также в обиходном смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.
 

27. Общение, его ф-ции и стуктура.

Общение – одна из основных сфер чел жизни. Виды и формы общения многообразны. Оно может быть непосредственным(«лицом к лицу») и опосредованным теми или иными ср-вами.

Общение – процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отн-ния.

Общение – необходимое условие развития и существов личности.

Общение представляет собой сложное полифункциональное явл, в основе кот лежит обмен  деятельностью и ее результатами, а также информацией, опытом, умениями и навыками.

Условно можно выделить три стороны общения:

  1. коммуникативную;
  2. интерактивную;
  3. перцептивную.

Комм  стор общ . Общение – это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями и т.д. Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей, сообщение о погоде, решение дкловых вопросов с партнерами. Коммуникация в общении всегда значима для ее учстников, т к обмен сообщениями происходит ради достижения цели, удовлетвор потребностей и тд. В общении всегда участв не менее 2-х человек, каждый из кот одновременно и воздействует, и подвергается воздействию. Барьеры при комм могут носить и явно выраж психологич характер. Чрезмерная застенчивость одного из собеседников, скрытность другого, некоммуникабельность третьего, неприязнь или недоверие друг к другу – это и многое другое может обусловливать  проблемы в общении.

Интер стор общ.  Действиие – главное содержание общения. Даже описывая общение, мы используем соответствующие термины «он на меня надавил, но я не поддался», «он подстроился под меня», «он нанес мне удар» и др. В своем собственном общении мы также постоянно реагируем на действия партнера. В одном случае нам кажется, что он нас обижает, и мы отстаиваем себя, в другом – что он нам льстит, в третьем – что он нас к чему-то подталкивает. Смысл и содержание взаимодействия невозможно понять вне опред ситуации, при этом очень важно уметь соотносить действие и ситуацию. Очевидно, что одну и ту же ситуацию партнеры способны расценить по-разному. Так, все мы замечали, что в любом разговоре, беседе, публичном выступлении огромное знач имеет то, кто в них ведущий, а кто ведомый.  Почему же мы видим ситуацию по-разному? Каждому чел присущ свой стиль поведения в общении, кот накладывает харак отпечаток на его действия в любых ситуациях. Стиль общ зависит от многих составляющих: жизненного опыта, отношения к людям, а также от того, какая форма общения наиболее предпочтительна в обществе.

Перцептив стор общ. Как отмечалось выше, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по- разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви. В любом случае большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Термином «Социальная перцепция» исследователи, в том числе и в социальной психологии, называют процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Однако этот термин не является для нашего случая точным. Для того, чтобы более точно обозначить о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии. Именно эти процессы непосредственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь. Но кроме этого возникает необходимость и еще в одном комментарии. Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова «восприятие» кажется здесь не совсем точным. Во всяком случае, ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. В отечественной литературе весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

28. Ср-ва и виды  общения.

Ср-ва общ. Общение будучи социально-психологич процессом взаимопонимания между  людьми, осуществляется по следующим  основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный).

Речь  как вербальное ср-во общ одновременно выступает и источником инфы, и способом взаимод на собеседника. В структуру речевого общения входят:

  1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Важную роль играет точностьупотребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость.
  2. Речевые звуковые явления, к которым отночсятся темп речи (быстрый, средний, замеденный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр ( раскатистый, хриплый, хрипучий), интонация, дикция. Наблюдения показывают , что наибрлее привлекательной в общении явл плавная, спокойная, размеренная манера речи.
  3. Выразительные качества голоса – характерные специфические звуки, возникающие при общении (смех, хмыканье,плач, шепот, вздохи), разделительнае (кашель) и нулевые (паузы) звуки.

Среди вербальных ср-в общения выделяют комплименты, похвалы и поддержки.

Комплимент – знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета ситуации, в которой человек находится в данный момент.

Похвала – оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другим в его пользу. Хвалят обычно заслуженно и к месту.

Каждый  из нас больше нуждается не в похвалах, а в поддержке, под которой мы понимаем знак внимания оказанный человеку в ситуации, в которой он испытывает затруднения (может иметь и невербальную форму).

Невербальные  ср-ва общ изучают следующие науки:

  1. Кинесика исследует внешние проявления чел чувств и эмоций, т.е. мимику – движ-е мышц лица; жестику – жестовые движения отдельных частей тела; пантомимику – моторику всего тела ( позы, осанку, поклоны, походку).
  2. Такесика – прикосновения в ситуации общения (рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и др).
  3. Проксемика – расположение объектов общения в пространстве. В человеческом контакте выделяют ряд зон (дистанций):
  • интимная зона (15-45 см), в которую допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для нее харак-ны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения;
  • личная, или церсональная, зона (45-120 см) соблюдается в обыденной беседе с друзьями и коллегами. Предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
  • социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в служебных помещениях, как правило, с людьми, которых не очень хорошо знаешь;
  • публичная зона (свыше 400 см) предполагает общение с большой гр людей.

Формы общения.

Общение между людьми происходит в разл формах, кот зависят от его уровня, характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются анонимное, функционально-ролевое и неформальное.

Анонимное общение – взаимод между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми. Под ним понимают любые временные связи между индивидами, в которых они выступают как граждане, жители, пассажиры и т.д. Каждый из них анонимен, безымянен для другого.

Формальное  общение – разлинчой продолжительности связи между людьми, выполняющими опред ф-ции по отн-нию друг к другу: покупатель – продавец, пассажир – проводник и т.д. + это служебные отн-ния. В форм общении отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника и т.д.

Неформальное  общение – всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отн-ний. Особая обл – общение между близкими людьми и членами семьи.

Деловое общение возникает тогда, когда учитываются особенности личности, характера, возраста, настроен собеседника. Интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Манипулятивное  общение направлено на извлечении выгоды от собеседника с использованием разных приемов в зависимости от особенностей его личности (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман и др).

При светском общении люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое, т к точка зрения собесед на тот или иной вопрос не имеет никакого значения и не опред характера общения.  

29. Понятие конфликта.  Классификация конфликтов.

Понятие конфликта имеет мно-во опред и толкований, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Конфликт – возник-ние трудноразрешимых противор, столкновение противополож интересов на почве соперничества, отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острыми эмоцион переживаниями. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающ либо противополож позиции сторон по какому-то вопросу, либо несовпадение их интересов, желаний, влечений. Конфликтн ситуация, таким обр, предполагает обязательное наличие субъектов и объектов конфликта. Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой.

Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта. Во многих конфликтах можно найти не одну конфл ситуацию или сформулировать ее по-разному.

Инцидент  – стечение обстоятельств, явл поводом для конфликта.

Разрешить конфликт – устранить конфл ситуацию и исчерпать инцидент.

Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные  и стертые, кратковременные и  затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д..

По  направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.

По  характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.

По  действию на функционирование группы/организации

-конструктивные (функциональные)

-деструктивные  (дисфункциональные)

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"