Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 22:38, шпаргалка

Описание работы

Психология — это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Психология изучает психические процессы и психические свойства личности. Психическими процессы - отдельные формы психической деятельности. В психологии различают познавательные психические процессы (направленные на познание человеком окружающего мира). Это ощущение отдельных свойств предметов (различный свет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощущения, и т. д.), восприятия (предметов, вещей в совокупности их свойств), память, мышление, воображение.

Содержание

1. Объект и предмет психологии.
2. Методологическая основа психологии.
3. Основные принципы психологии.
4. Этапы развития науки.
5. Строение нервной системы.
6. Кора больших полушарий мозга.
7. Работа нервной системы человека
8. Развитие психики в филогенезе.
9. Сознание человека и его характеристики.
10. Индивид, личность, индивидуальность.
11. Биологическое и социальное в структуре личности.
12. Активность личности человека.
13. Мотивация как проявление потребностей личности.
14. Понятие о деятельности.
15. Структура деятельности.
16. Виды деятельности.
17. Понятие об ощущении.
18. Виды ощущений.
19. Общие закономерности ощущений.
20. Понятие восприятия и его физиологические основы.
21. Основные особенности восприятия.
22. Общая характеристика внимания.
23. Качества внимания.
24. Виды внимания и их характеристика
25. Общее понятие памяти.
26. Физиологические основы памяти.
27. Процессы памяти.
28. Виды памяти.
29. Определение мышления.
30. Виды мышления и их классификация.
31. Мышление как процесс решения задач.
32. Мышление как высшая психическая функция.
33. Воображение как фактор поведения.
34. Виды воображения.
35. Этапы творческого воображения.
36. Общее понятие об эмоциях и чувствах.
37. Виды чувств.
38. Личность и чувства.
39. Воля как характеристика сознания.
40. Анализ волевого действия.
41. Теории воли.
42. История учений о типах темперамента.
43. Темперамент - биологический фундамент личности.
44. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
45. Темперамент и личность.
46. Понятие о характере.
47. Типология характеров.
48. Формирование характера и пути его воспитания.
49. Понятие о способностях и их природе.
50. Задатки как природные предпосылки способностей.
51. Качественная и количественная характеристика способностей.
Развитие способностей

Работа содержит 1 файл

экзамен психология.docx

— 76.38 Кб (Скачать)

1.Объект  и предмет психологии.

Психология — это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Психология изучает психические процессы и психические свойства личности. Психическими процессы - отдельные формы психической деятельности. В психологии различают познавательные психические процессы (направленные на познание человеком окружающего мира). Это ощущение отдельных свойств предметов (различный свет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощущения, и т. д.), восприятия (предметов, вещей в совокупности их свойств), память, мышление, воображение. Различаются еще эмоциональные процессы (чувства), волевые процессы и действия. Психическими свойствами личности называются наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека (его потребности, интересы, способности, темперамент как проявление типа нервной системы в поведении человека — активность, возбудимость и т. д., характер).

Помимо психических процессов  и психических свойств личности, выделяют еще и психические состояния. Психические состояния — это особая характеристика психической деятельности человека за некоторый период времени. Психические состояния называются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индивидуальными особенностями и влияют на его поведение в течении этого периода (состояния утомления, рассеянности, раздражительности, и т. д.).

2.Методологическая основа психологии.

Метод - это выражение некоторых  свойств соотношений между объектом и субъектом в процессе познания (Завалевский, Роговин).  
Классификация (Г. Пирьов):  
1. Собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирова-ние и т.д.); наблюдение бывает объективное, непосредственно - опосредованное (анкеты, опросники), субъективный экспери-мент: лабораторный, естественный, психолого-педагогический. 2. Методические приемы - вспомогательные методы (математические, графические, биохимические). 3. Методические подходы (генетический, психофизиологиче-ский).  
Классификация С.Л. Рубинштейна:  
1. Наблюдение: внешнее, внутреннее. Эксперимент: естественный, лабораторный, психолого-педагогический, , физиологический (или метод условных рефлексов). 2. Приемы изучения продуктов деятельности.  
3. Беседа. 4. Анкета.  
Классификация Б.Г. Ананьева:  
1. Организационные: сравнительный, лонгитюдный, комплекс-ный.  
2. Эмпирические: обсервационные (наблюдение, самонаблюде-ние), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный), психофизиологические, анализ продуктов и процессов деятель-ности (праксиметрические методы), моделирование, биографи-ческий метод.  
3. Методы обработки данных: методы математической стати-стики, качественного описания.  4. Интерпретационные методы: генетические (фило- и онто-), структурные (классификация, типологизация).

3.Основные принципы психологии.

  1. Принцип детерминизма. Психика и ее высшая форма – сознание развиваются под воздействием внешней среды, прежде всего социальной; сознание человека возникает только в человеческом обществе и существует до тех пор, пока существуют люди;
  2. Принцип единства психики, сознания и деятельности. Трудовая деятельность способствовала возникновению и развитию сознания человека. Сознание определяет деятельность; благодаря сознанию человек составляет план деятельности, подбирает средства осуществления, мыслит о предполагаемом результате; сознание определяет целенаправленность деятельности. Сознание определяется деятельностью целенаправленно;
  3. Принцип развития психики, сознания в деятельности. Человек рождается с природными задатками. Они могут остаться в неразвитом состоянии, если ребенка не включить в соответствующие действия.
  4. Личностный подход в изучении психики человека. Люди отличаются по своим природным задаткам, темпераменту,  по силе нервной системы, по личностному характеру: по потребностям, мотивам, интересам, взглядам. Все это необходимо учитывать, изучая конкретного человека.
  5. Принцип исторического подхода к изучению психики человека. Изучение развития человека в филогенезе (история рода человеческого).

 

 

 

4.Этапы развития науки.

Основные этапы развития психологии как науки:

I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).

II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук).

III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии.

На современном этапе  развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.

5.Строение нервной системы.

Основной элемент нервной  системы – нервные клетки, или нейроны: Сенсорные – передают информацию от органов тела к мозговым центрам; Моторные – передают информацию от мозговых центров к органам тела; Локальные сети – передают информацию от одного участка нервной системы к другому участку нервной системы. 
Нервная система человека состоит из: Центральной (включает в себя спинной и головной мозг). Спинной мозг регулирует работу отдельных органов и мышечных групп. Для выполнения сложных психических процессов существует головной мозг. Головной мозг работает как единое целое. Он принимает и перерабатывает информацию, создает программу действий и осуществляет контроль за их выполнением;  
Периферической (соединяет центральную нервную систему с сенсорными рецепторами тела и мышц);  
Вегетативной (регулирует работу сердца, кровеносных сосудов, желез и других органов).

6.Кора больших полушарий мозга.

У человека особенно развита кора больших полушарий – орган высших психических функций. Кора состоит из шести слоев. Клетки коры мозга связаны между собой. Их насчитывается около 15 млрд. Различные нейроны коры имеют свою специфическую функцию: Одна группа выполняет функцию анализа, другая – синтез (объединяет импульсы, идущие от различных органов чувств и отделов мозга). Всю кору мозг делят по расположению его частей на четыре доли: 1) затылочную; 2) височную; 3) теменную; 4) лобную. Кора головного мозга человека является целостно работающим органом, хотя отдельные его части функционально специализированы: 1) затылочная область коры осуществляет сложные зрительные функции; 2) лобно-височная – речевые; 3) височная – слуховые. Наибольшая часть двигательной зоны коры головного мозга человека связана с регуляцией движения органов труда и органов речи. Все отделы коры мозга взаимосвязаны; они соединены и с нижележащими отделами мозга, которые осуществляют важнейшие жизненные функции.

7. Работа нервной системы человека

По функциональному принципу нервную  систему делят на соматическую и вегетативную. Соматические нервы иннервируют на поперечно-полосатую мускулатуру скелета и некоторые органы (язык, глотка, гортань и др.). Вегетативные нервы регулируют работу внутренних органов (сокращение сердца, перистальтика кишечника и др.). Основными нервными процессами являются возбуждение и торможение, возникающие в нервных клетках. Возбуждение - состояние нервных клеток, когда они передают или направляют сами нервные импульсы другим клеткам. Торможение - состояние нервных клеток, когда их активность направлена на восстановление. Нервная система действует по принципу рефлекса. Различают два вида рефлексов: безусловный (врожденный) и условный (приобретенный в процессе жизнедеятельности).

Рефлекс - это ответная реакция  организма на раздражение, осуществляемая при участии ЦНС.

 

 

 

 

 

 

8.Развитие психики в филогенезе.

Филогенез – развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека). Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности - способности реагировать раздражители среды. Чувствительность является способностью образовывать условные рефлексы. Рефлекс – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности. Материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества. В процессе исторического развития общества человек изменяет природные задатки и функции в «высшие психические функции» – мышления, восприятия, опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития.

9.Сознание человека и его характеристики.

Сознание – высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием. К общественному сознанию относятся: наука, мораль; право; идеология; искусство; религия.

Особенности сознания человека: 1) категориальность – отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы;  2) отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей; 3) осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений; 4) обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания; 5) самосознание – концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как  такая духовная деятельность, которая  направлена на активное, творческое преобразование действительности.

Таким образом, сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат  общественно-исторических условий  формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью  языка) с другими людьми.

10.Индивид, личность, индивидуальность.

Индивид – носитель биологического в человеке. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Таким образом, в понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т. е. любой человек — это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью. Личность – это человек как носитель сознания. Чем активнее деятельность человека, тем отчётливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности. Совокупность особенностей качеств личности, образующих её неповторимый облик, принято называть Индивидуальность личности. Личностью человек не рождается, поскольку ему ещё предстоит развивать своё сознание, и личностью человек может перестать быть (хотя как индивид и будет продолжать жить) при тяжёлых психических заболеваниях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Биологическое и социальное в структуре личности.

Являясь по своей природе  социальным образованием, личность, тем  не менее, несёт на себе отпечаток  биологической организации человека. Природные особенности человека – это важные предпосылки, необходимые  условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления её – продукт общественного бытия человека. Личность складывается из особенностей различных черт личности, причём влияние социального и биологического в них далеко не одинаково. Имеются качества личности, в развитии которых роль биологического, врождённого велика (например, темперамент), но имеются качества (мышление, память, воображение и т. д.), в развитии которых доминирующую роль начинают играть особенности обучения. Ещё более возрастает роль обучения в развитии знаний, навыков, умений. Определённую группу составляют качества направленности личности (интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение и т. д.), в формировании которых роль биологического ничтожна, зато роль социального опыта, и в особенности воспитания, исключительно велика.

 

12.Активность личности человека. 

Активность личности обусловливается  совокупностью потребностей, побуждающих  человека через сложную систему  осознанных и неосознанных мотивов  к деятельности. Потребности не могут  удовлетворяться немедленно после  их возникновения. Для их удовлетворения нужны материальные средства, определенный уровень подготовки личности к деятельности, знания, опыт, умения и т. п. Отсюда следует, что движущие силы психического развития личности выявляются в противоречии между изменяющимися в деятельности потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"