Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 22:38, шпаргалка

Описание работы

Психология — это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Психология изучает психические процессы и психические свойства личности. Психическими процессы - отдельные формы психической деятельности. В психологии различают познавательные психические процессы (направленные на познание человеком окружающего мира). Это ощущение отдельных свойств предметов (различный свет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощущения, и т. д.), восприятия (предметов, вещей в совокупности их свойств), память, мышление, воображение.

Содержание

1. Объект и предмет психологии.
2. Методологическая основа психологии.
3. Основные принципы психологии.
4. Этапы развития науки.
5. Строение нервной системы.
6. Кора больших полушарий мозга.
7. Работа нервной системы человека
8. Развитие психики в филогенезе.
9. Сознание человека и его характеристики.
10. Индивид, личность, индивидуальность.
11. Биологическое и социальное в структуре личности.
12. Активность личности человека.
13. Мотивация как проявление потребностей личности.
14. Понятие о деятельности.
15. Структура деятельности.
16. Виды деятельности.
17. Понятие об ощущении.
18. Виды ощущений.
19. Общие закономерности ощущений.
20. Понятие восприятия и его физиологические основы.
21. Основные особенности восприятия.
22. Общая характеристика внимания.
23. Качества внимания.
24. Виды внимания и их характеристика
25. Общее понятие памяти.
26. Физиологические основы памяти.
27. Процессы памяти.
28. Виды памяти.
29. Определение мышления.
30. Виды мышления и их классификация.
31. Мышление как процесс решения задач.
32. Мышление как высшая психическая функция.
33. Воображение как фактор поведения.
34. Виды воображения.
35. Этапы творческого воображения.
36. Общее понятие об эмоциях и чувствах.
37. Виды чувств.
38. Личность и чувства.
39. Воля как характеристика сознания.
40. Анализ волевого действия.
41. Теории воли.
42. История учений о типах темперамента.
43. Темперамент - биологический фундамент личности.
44. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
45. Темперамент и личность.
46. Понятие о характере.
47. Типология характеров.
48. Формирование характера и пути его воспитания.
49. Понятие о способностях и их природе.
50. Задатки как природные предпосылки способностей.
51. Качественная и количественная характеристика способностей.
Развитие способностей

Работа содержит 1 файл

экзамен психология.docx

— 76.38 Кб (Скачать)

Устойчивость внимания – это его способность задерживаться на восприятии данного объекта.

Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

24.Виды внимания и их характеристика

1)Преднамеренное (произвольное) внимание – это внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности, характеризуется: целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.

2)Целенаправленность определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности. Преднамеренное внимание вызывают не все объекты, а только те, которые связаны с задачей, выполняемой в данный момент; из многих объектов выбираются те, которые необходимы при выполнении данного вида деятельности.

3)Организованность означает, что мы готовимся быть внимательными к тому или иному предмету, сознательно направляем на него свое внимание.

4)Повышенная устойчивость преднамеренного внимания позволяет организовать работу на протяжении более или менее долгого времени. Оно связано с планированием этой работы.

5)Сосредоточенное внимание – это внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности. Оно бывает динамическим и статическим.

6)Динамическим называется такое внимание, которое в начале работы характеризуется малой интенсивностью и только с помощью больших усилий человек повышает его интенсивность.

7)Статическое внимание – это такое внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на протяжении всего времени его выполнения.

8)Непреднамеренное (непроизвольное) внимание – это внимание, вызываемое внешними причинами – теми или другими особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть интенсивность раздражения, новизна и необычность объекта, его динамичность.

9)Послепроизвольное внимание – возникает на основе произвольного внимания и заключается в сосредоточении на объекте без волевого усилия из-за его ценности, значимости или появившегося интереса.

27.Процессы памяти.

1)Запоминание – ввод информации.

Импритинг – мгновенное запечатление (высокое эмоциональное напряжение)

Произвольное – намерение сохранить материал в памяти

Заучивание – организованное повторение материала с целью его запоминания

по механизму: логическое и механическое

по результату: буквальное и смысловое

Проактивное торможение – затруднение в запоминании материала под влиянием предшествующей деятельности.

2)Сохранение – удержание информации.

Факторы: установки личности, условия  и организация заучивания, влияние  последующей информации, мыслительная переработка информации, переход  от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.

3)Воспроизведение – актуализация по прошлому опыту какой либо информации (произвольное, непроизвольное).

Узнавание – нет опоры на образ, но материал воспроизводится без особых усилий; припоминание – процесс воспроизведения, требующий усилий для того, чтобы воссоздать нужное;

Реминесценция – отсроченное воспроизведение того, что первоначально было временно забыто.

Ретроактивное торможение – отрицательное влияние последующей деятельности следовавшей за заучиванием, на последующее воспроизведение заученного материала. Р.Т. тем сильнее, чем больше сходства между деятельностью заучивания и последующей деятельностью.

4)Забывание – утрата четности и уменьшение объема закрепленного в памяти материала, невозможность воспроизвести и даже узнать то, что было известно из прошлого опыта.

Инерференция – подавление предшествующей информации последующей.

Следовая теория – ослабление ассоциаций с течением времени

Психоаналитическая теория – защитные механизмы вытесняют из сознания и в дальнейшем не пускают психотравмирующую информацию.

25.Общее  понятие памяти.

Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.

26.Физиологические  основы памяти.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

 

28.Виды памяти.

Виды памяти: по длительности сохранения информации (кратковременная, оперативная, долговременная); по материалу сохранения информации (когнитивная – сохранение знаний; эмоциональная – сохранение переживаний чувств; личностная – сохранение информации и о событиях жизни человека от раннего детства до старости); по модальности сохраняемых образов: (словесно – логическая; образная). Образная подразделяется на: зрительную, эйдетическую, слуховую, двигательную.

Успешность процессов  памяти зависит: От степени завершенности действий запоминания; от интересов и склонностей личности; от отношения личности к той или иной деятельности; от эмоционального настроя; от волевого усилия.

Индивидуальные различия: В различной скорости запоминания; в прочности сохранения; в легкости  воспроизведения.

 

29.Определение мышления.

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Мышление дает ответ на такие вопросы, которые  нельзя разрешить путем непосредственного  отражения.

Деятельность человека разумна  благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности. Мышление – опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности.

Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Орудием мышления является значение слова.

 

30.Виды мышления и их классификация.

По содержанию мыслительная деятельность подразделяется на:1) практическую; 2) художественную; 3) научную.   В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка различают три стадии: наглядно-действенное (сенсомоторное); наглядно-образное; абстрактно-теоретическое.

 

31.Мышление  как процесс решения задач.

Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, направленном на решение какой-либо проблемы.

Закономерности мышления:

Проблемность - мышление всегда возникает в связи с решением какой-либо проблемы, а сама проблема возникает из проблемной ситуации;

Анализ-синтез. Анализ – выделение тех сторон объекта, которые существенны для решения данной задачи. Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определенными признаками; Синтез – объединение элементов, частей, сторон на основе установления существенных в определенном отношении связей между ними.

Основным механизмом мышления, его  общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых  свойств объекта (анализ) осуществляется через соотнесение его (синтез) с  другими объектами.

Обобщенность. Мышление осуществляется с целью познания тех или иных существ, свойств объекта, с целью получения знания к решению отдельной конкретной задачи мы применяем обобщенные  знания, общие правила. В процессе мышления отдельно всегда рассматривается как конкретное выражение общего.

 

 

 

 

 

 

 

 

32.Мышление  как высшая психическая функция.

Мыслительные операции:

Сравнение – установление сходства и различия между предметами. Для сравнения необходимо менять определенную исходную позицию и цель, которые определяют весь ход сравнения.

Обобщение – основная мыслительная операция, которая раскрывает сущность явлений. Правильное обобщение приводит к пониманию явлений.

Абстракция – расчленение объектов и выделение в нем отдельных существенных в каком-либо отношении сторон; это операция перехода от чувственного отражения к выделению отдельных связей и отношений.

Конкретизация – познание целостного объекта во всех   существенных его взаимосвязях.

Классификация – объединение предметов и явлений в группы на основе их общих признаков (виды, роды, классы) классификация основана на сравнении и обобщении.

Формы мышления:

Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные свойства одной группы предметов или явлений. Применяя понятие, мы отвечаем на вопрос: что это такое? Наши знания – это система понятий. Каждый мыслительный акт основан на знаниях, понятиях и приводит к новым знаниям

Суждение – форма мышления, в которой отражаются связи предметов и их признаков или отношения между предметами. В суждении выражается результат движения мышления от частного к общему, от явления к сущности.

Умозаключение – вывод нового суждения из других суждений; это получение нового знания из имеющихся знаний. Умозаключение подразделяют на: индуктивное – от частных суждений к общему;  дедуктивное – от общего к частному;  по аналогии – от одних частных случаев к другим частным случаям.

33.Воображение как фактор поведения.

Воображение – психологический процесс создания образов путем переработки информации,  полученной в предшествующем опыте.

Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и  удержать их в памяти.

Одной из специфичностей человека, резко  отличающей его от животного, является его способность действовать  соответственно воображаемой, представляемой и притом нередко совершенно отличной от данной, т.е. от воспринимаемой ситуации, что дает возможность человеку, в  противоположность животному, сознательно  преодолеть «ситуационную ограниченность», «скованность данной ситуацией», преодолеть детерминирующее его поведение  влияние лишь «здесь» и «сейчас» данной ситуации. Прежде всего эта способность проявляется в так называемой проспективной деятельности: для человека характерна способность действовать согласно ожидаемой им в будущем ситуации, он планирует свои действия и развивает напряженную активность, направленную соответственно предполагаемой в будущем, пока лишь воображаемой ситуации: в жаркие дни он готовится к зимним холодам; будучи сытым, заботится о будущем урожае, готовит запасы пищи впрок и т.д.

 

34.Виды воображения.

Виды воображения по степени активности и осознанности

Непроизвольное (пассивное) воображение - процесс возникновения новых образов под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей, влечений, установок. Грезы – вид пассивного воображения, при котором созданные образы не воплощаются в жизнь.

Произвольное (активное) воображение - процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности.

Виды воображения по способу создания образа

Воссоздающее (репродуктивное) воображения  - воспроизведение того, что сам субъект непосредственно не воспринимал, но что ему сообщают другие люди (речью, знаками, схемами, чертежами.

Творческое воображение — это создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности.

Мечта – вид творческого воображения, проявляющийся в направленности на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека.

 

 

 

 

 

 

35. Этапы творческого воображения.

Процесс творчества включает в себя три основных этапа: накопление материала, переработку накопленного материала (диссоциация и ассоциация впечатлений) и комбинацию отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины.

Способы создания образов воображения:

Агглютинация — в одном образе соединение любых свойств, качеств, частей, т.е. создание новых образов  на основе склеивания  представлений.

Акцентирование—подчеркивание тех  или иных черт. Выделение какой-либо части в  доминирующую.

Гиперболизация – преувеличение  при создании образа.

Литота – преуменьшение при  создании образа.

Схематизация – сглаживание  различий предметов и выявление  черт сходства между ними.

Аналогия – создание нового образа на основе сходства между объектами.

Типизация—выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе

36. Общее понятие об эмоциях и чувствах.

Эмоции – это субъективные психологические состояния, отражающие в форме непосредственных переживаний отношения человека к предметам и явлениям действительности.

Эмоции и чувства носят личностный характер: в них отражается значимость предметов и явлений для данного  человека в конкретной ситуации. Эмоции тесно связаны с потребностями  личности. Эмоции – это непосредственное отражение, переживание сложившихся  отношений. Чувства же носят предметный характер. Чувства – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека, отличающаяся относительной устойчивостью. Благодаря чувству можно выяснить эмоциональное отношение человека к тем или иным вещам, определить его моральные убеждения и особенности внутреннего мира человека. Они – продукт культурно-исторического развития человека. Эмоции в узком значении слова – непосредственное временное переживание какого – либо чувства. Индивидуальные особенности эмоциональной сферы   складываются в течение всей жизни и неразрывно связаны с развитием личности в целом.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"