Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 22:38, шпаргалка

Описание работы

Психология — это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Психология изучает психические процессы и психические свойства личности. Психическими процессы - отдельные формы психической деятельности. В психологии различают познавательные психические процессы (направленные на познание человеком окружающего мира). Это ощущение отдельных свойств предметов (различный свет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощущения, и т. д.), восприятия (предметов, вещей в совокупности их свойств), память, мышление, воображение.

Содержание

1. Объект и предмет психологии.
2. Методологическая основа психологии.
3. Основные принципы психологии.
4. Этапы развития науки.
5. Строение нервной системы.
6. Кора больших полушарий мозга.
7. Работа нервной системы человека
8. Развитие психики в филогенезе.
9. Сознание человека и его характеристики.
10. Индивид, личность, индивидуальность.
11. Биологическое и социальное в структуре личности.
12. Активность личности человека.
13. Мотивация как проявление потребностей личности.
14. Понятие о деятельности.
15. Структура деятельности.
16. Виды деятельности.
17. Понятие об ощущении.
18. Виды ощущений.
19. Общие закономерности ощущений.
20. Понятие восприятия и его физиологические основы.
21. Основные особенности восприятия.
22. Общая характеристика внимания.
23. Качества внимания.
24. Виды внимания и их характеристика
25. Общее понятие памяти.
26. Физиологические основы памяти.
27. Процессы памяти.
28. Виды памяти.
29. Определение мышления.
30. Виды мышления и их классификация.
31. Мышление как процесс решения задач.
32. Мышление как высшая психическая функция.
33. Воображение как фактор поведения.
34. Виды воображения.
35. Этапы творческого воображения.
36. Общее понятие об эмоциях и чувствах.
37. Виды чувств.
38. Личность и чувства.
39. Воля как характеристика сознания.
40. Анализ волевого действия.
41. Теории воли.
42. История учений о типах темперамента.
43. Темперамент - биологический фундамент личности.
44. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
45. Темперамент и личность.
46. Понятие о характере.
47. Типология характеров.
48. Формирование характера и пути его воспитания.
49. Понятие о способностях и их природе.
50. Задатки как природные предпосылки способностей.
51. Качественная и количественная характеристика способностей.
Развитие способностей

Работа содержит 1 файл

экзамен психология.docx

— 76.38 Кб (Скачать)

Наши чувства выполняют две  основные функции: сигнальную и регулирующую.

1)Сигнальная выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

2)Регулятивная функция чувств связана с тем, что переживания определяют поведение человека, становясь длительными или кратковременными мотивами его деятельности. Благодаря наличию регулятивного механизма у человека происходит снижение эмоционального побуждения или его нарастание. В первом случае сильнейшие эмоциональные переживания человека трансформируются в мышечные движения, смех, возгласы, плач. При этом происходит разрежение избыточного напряжения, длительное сохранение которого крайне опасно.

 

37.Виды  чувств.

Чувства подразделяются на положительные и отрицательные. Иногда выделяют и так называемые нейтральные чувства, например любознательность.

Принято выделять низшие и высшие чувства:

  • Низшие чувства связаны с удовлетворение физических потребностей человека.
  • Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Высшие чувства отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего и определяющего его личность.

Виды высших чувств:

Нравственные – чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.

Интеллектуальные – переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека.

Эстетические – эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни людей, искусстве.

 

 

 

38.Личность и чувства.

формы переживания чувств: чувственный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект. Чувственный тон – эмоциональная окраска ощущения. В некоторых случаях эмоциональная окраска восприятия оказывается врожденной. Например, некоторые запахи, боль отличаются ясно выраженным неприятным чувственным тоном. Но в большинстве своем чувственный тон является следствием прошлого опыта (приятный собеседник, нежная листва и т. п.). Эмоциональное состояние – переживание какого-либо чувства (наслаждение от хорошей музыки). Эти состояния могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими на человека. Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного промежутка времени психические процессы и поведение человека. Настроение в первую очередь зависит от мировоззрения человека, его социальной деятельности и направленности в целом, однако оно может быть связано и с состоянием здоровья, временем года, погодой, окружающими условиями и т. п. Страсть – стойкое и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом деятельности. Страсть может быть положительной или отрицательной. Положительной можно назвать страсть к учебе. Отрицательные страсти – алкоголь, деньги, вещи. Стресс – психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Стресс имеет ряд проявлений: физиологические (изменение пульса, окраска кожных покровов, потоотделение, напряжение мышц) и психические (изменение памяти, мышления, появление импульсивных действий). Аффект – стремительно и бурно протекающая эмоция взрывного свойства, относительно кратковременная. Аффект имеет ярко выраженные внешние признаки: повышенную двигательную активность или, наоборот, атрофию движений («остолбенел» от радости). Аффект охватывает человека вследствие ослабления контроля сознания над протеканием эмоций (гнев, ярость, страх и т. п.). Одна из главных особенностей аффекта - эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом человек перестает себя контролировать.

39.Воля  как характеристика сознания.

Воля - высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели. Сложилось два взгляда: Идеалисты считают волю духовной силой, не связанной ни с деятельностью мозга, ни с окружающей средой. Они утверждают, будто воля есть высший агент нашего сознания, который призван выполнять распорядительные функции. Воля никому и ничему не подчинена. Она свободна. По их мнению, человек в любом случае может поступать так, как ему заблагорассудится, не считаясь ни с чем. Он свободен в своих действиях. Человек делает то, что хочет; как желает, так и поступает. Все зависит от его свободной воли. Материалистическое  понимание природы воли – воля наравне с другими сторонами психики имеет материальную основу в виде нервных мозговых процессов. Невозможно отделить волю от материи, мозга. Материалисты утверждают, что человек теснейшим образом связан с окружающей средой. Без надлежащих внешних условий он не может ни поддержать, ни продолжать жизнь.

Воля не является изолированным  свойством психики человека. Поэтому  она должна рассматриваться в  связи с другими сторонами  психики и в первую очередь  с познанием. Как известно, познание направлено на анализ и синтез, обобщение  и абстрагирование полученных из окружающей среды впечатлений, знаний. Вместе с тем воля – своеобразный пусковой и тормозной механизм. Волевое  регулирование поведения – это  сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или сдерживание их. Однако между мышлением как познанием  и волей, как сознательным регулированием поведения нет тождества. Оценивая волевую регуляцию, необходимо всегда помнить ее направленность, которая может быть коллективистической и индивидуалистической.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40.Анализ  волевого действия.

Воля человека проявляется в  действиях, поступках, выполняемых  с заранее поставленной целью. Однако такие действия, как ходьба, устный счет в пределах таблицы умножения, речевое общение с близкими, родными  и т. д., не являются специфическими волевыми. Эти действия целенаправленны, но волевой момент в них незначителен.

Волевые действия характеризуются  наличием цели, а также препятствий, трудностей, наличием своеобразного  напряжения, переживаемого в ходе их выполнения.

Принято различать  простые и сложные волевые действия. Простые  имеют два звена – постановку цели и исполнение. В сложном  волевом действии отчетливо обозначены три звена – осознание цели, планирование и исполнение.

Осознание цели. Мотивы человеческого поведения многообразны. Зарождающаяся потребность отражается в сознании человека в виде смутного влечения. Это обусловлено тем, что потребность недостаточно включена в систему знаний человека. По мере возрастания потребности и осознания ее влечение превращается в желание. Желать – это значит быть в состоянии выразить, что именно беспокоит, какая испытывается нужда и чем можно ее удовлетворить. Желание  – это существующее идеально содержание потребности. Желание может оказаться мотивом к действию. Желать – еще не значит действовать. Однако нельзя ставить знак равенства между желанием и знанием вообще. Не всякое знание превращается в желание, но всякое желание – это знание. Планирование. В сложном волевом действии за принятием решения следует планирование путей достижения поставленной задачи. Иногда способы реализации решения в общих чертах намечаются одновременно с оформлением цели и как бы вырастают из нее. Но и при этих обстоятельствах детальная их разработка совершается непосредственно перед практической деятельностью. Исполнение. Как только намечены пути и средства, человек приступает к практическому осуществлению принятого решения. Поведение человека подчинено поставленной задаче и заранее спланированным способам действия. Практическое осуществление намеченной цели сопряжено с преодолением препятствий. Их могут создавать предметы, материальные процессы, люди, время, пространство. Внешние и внутренние препятствия, отражаясь в сознании, порождают напряжение.

41.Теории воли.

Понимание воли как реального фактора  поведения имеет свою историю. При  этом во взглядах на природу этого  психического явления можно выделить два аспекта: философско-этический и естественно-научный. В античном мире прежде всего признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики. Так, по Аристотелю, природа воли выражается в формировании логического заключения. Понятие воли во времена Средневековья в большей степени связывалось с некими высшими силами. Можно полагать, что проблема воли как самостоятельная научная проблема возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком стало признаваться право на творчество и ошибку. Стало господствовать мнение о том, что, только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли. В эпоху же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг абсолюта. В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма – «философии существования». Экзистенциализм рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Человек свободен и ни за что не может отвечать. Любая норма выступает для него как подавление его свободной воли. Одна из первых естественно-научных трактовок воли принадлежит И.П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Воля в трактовке И.П. Павлова рефлекторна по своей природе, т. е. она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул. Однако в последние десятилетия набирает силу и находит все большее число сторонников другая концепция, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору формы поведения.

 

 

 

 

42.История учений о типах темперамента.

Наиболее успешную попытку связать  темперамент с особенностями  организма человека предпринял русский  ученый-физиолог И.П. Павлов, открывший  свойства высшей нервной деятельности.

Учение И.П.Павлова. Им выделено три основ-ных свойства нервной системы:  
1). сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток; 
2). уравновешенность нервной сис-темы, т.е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения (или их баланс); 
3). подвижность нервных процессов, т.е. скорость смены возбуждения торможением и наоборот. 
И.П. Павлов выяснил, что темперамент каждого животного зависит не от одного из свойств, а от их сочетания. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамент, он назвал типом нервной системы, или тип нервной деятельности. 

И.П. Павлов различал 4 основных типа нервной системы: 
1). сильный, уравновешенный, подвижный (“живой” по И.П. Павлову – сангвинический темперамент); 2). сильный, уравновешенный, инертный (“спо-койный” по И.П. Павлову – флегматический темперамент); 3). сильный, неуравновешенный тип с преобла-данием процесса возбуждения (“безудержный” тип, по И.П. Павлову – холерический темперамент); 
4). слабый тип (“слабый”, по И.П.Павлову – меланхолический темперамент).

43.Темперамент - биологический фундамент личности.

К биологически обусловленным структурам личности относится прежде всего темперамент.  
Темперамент - врожденные особенности человека, определяющие динамику психической жизни. 
Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми: по интенсивности и устойчивости эмоций, по эмоциональной впечатлительности,  по темпу и энергичности действий, по другим динамическим характеристикам. У большинства людей мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. В биологическом и социальном отношениях различные типы темперамента равноправны. Люди с разными типами темперамента могут быть одинаково успешны, хотя этот успех и достигается различной ценой. 
Темперамент обеспечивает саморегуляцию психической деятельности, поддерживает уровень и разнообразие психической активности.

44.Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Темперамент не определяет способности  и одаренность человека. Большие  способности могут встречаться  одинаково часто при любом  темпераменте. Темперамент составляет основу познавательных и эмоциональных  процессов, темп освоения и выполнения операций и видов деятельности в  целом. Можно было бы предположить, что темперамент определяет успешность деятельности человека. Однако установлено, что если деятельность протекает  в нормальных условиях, то зависимость  между конечным результатом действий и особенностями темперамента отсутствует. В нормальной, не стрессовой ситуации, результаты деятельности в целом  будут схожими у разных людей.  Вместе с тем исследования показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. люди с различными типами темперамента различаются способом достижения результатов. Прежде всего, сила и подвижность нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности. Например, лица с преобладанием возбуждения на первом этапе проявляют повышенную активность, но при этом совершают много ошибок. Затем они вырабатывают свой стиль деятельности, и количество ошибок уменьшается. С другой стороны, лица с преобладанием торможения на первых порах, как правило, малоактивны, их деятельность непродуктивна, но затем они формируют свой способ  выполнения деятельности, и продуктивность их труда резко возрастает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45.Темперамент и личность.

Темперамент и  отношения. При положительном отношении к делу ускоряются темп и ритм работы, человек трудится с большей энергией, долго не утомляется. И наоборот, при отрицательном отношении наблюдается замедленный темп работы, быстро наступает ощущение утомления, тонус деятельности падает. Особенно ярко обнаруживается зависимость динамики и тонуса эмоциональной жизни от отношений личности к различным событиям жизни.

Темперамент и культура поведения. Проявление темперамента зависит от общей культуры человека. Возбужденный холерик берет себя в руки и не позволяет грубых выпадов против окружающих. Он отвлекает свое внимание на другой объект или удаляется из раздражающей ситуации. Меланхолик может заставить себя не поддаваться ни страху, ни панике.

Культура поведения определяется не только знанием морали, принципов  и норм поведения, но и моральной  воспитанностью в целом, в частности  наличием устойчивых привычек и манер  поведения. Люди могут быть разных темпераментов, но высокая культура определяет ровность их поведения и деликатность, достоинство  их личности. Кроме моральных качеств, огромное значение в регуляции поведения, в частности темперамента, имеет  воля.

Темперамент и воля . Волевая активность, формирующаяся на основе того или другого темперамента, отражает его особенности. Так, на основе флегматического темперамента, скорее, может сформироваться методическая, интеллектуальная форма воли; на основе холерического – эмоционально-порывистая воля. С другой стороны, образующиеся волевые качества характера, в свою очередь, позволяют овладеть свойствами темперамента и регулировать его проявление в процессе деятельности.

Твердая воля позволяет человеку сдерживать и даже «снимать» импульсивность, овладевать своими эмоциями.

46.Понятие  о характере.

Характер  – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самой себе.

Характер формируется постепенно в процессе познания и практической деятельности.

В характере каждого человека надо видеть единство устойчивых и  динамических свойств. Основа, главный  стержень характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни  и становится типичной для данного  человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой  находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается. Оставаясь  самим собой, человек может проявлять  то большую, то меньшую откровенность  или замкнутость, решительность  или нерешительность, твердость  или мягкость. Тип нервной деятельности, сказываются как на проявлениях характера, так и на процессе формирования его отдельных черт. Кроме типа нервной системы, на характер влияют и другие особенности организма: сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем. Точно установлено, что всякого рода расстройства в деятельности этих систем резко сказываются на характере человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"