Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 22:38, шпаргалка

Описание работы

Психология — это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Психология изучает психические процессы и психические свойства личности. Психическими процессы - отдельные формы психической деятельности. В психологии различают познавательные психические процессы (направленные на познание человеком окружающего мира). Это ощущение отдельных свойств предметов (различный свет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощущения, и т. д.), восприятия (предметов, вещей в совокупности их свойств), память, мышление, воображение.

Содержание

1. Объект и предмет психологии.
2. Методологическая основа психологии.
3. Основные принципы психологии.
4. Этапы развития науки.
5. Строение нервной системы.
6. Кора больших полушарий мозга.
7. Работа нервной системы человека
8. Развитие психики в филогенезе.
9. Сознание человека и его характеристики.
10. Индивид, личность, индивидуальность.
11. Биологическое и социальное в структуре личности.
12. Активность личности человека.
13. Мотивация как проявление потребностей личности.
14. Понятие о деятельности.
15. Структура деятельности.
16. Виды деятельности.
17. Понятие об ощущении.
18. Виды ощущений.
19. Общие закономерности ощущений.
20. Понятие восприятия и его физиологические основы.
21. Основные особенности восприятия.
22. Общая характеристика внимания.
23. Качества внимания.
24. Виды внимания и их характеристика
25. Общее понятие памяти.
26. Физиологические основы памяти.
27. Процессы памяти.
28. Виды памяти.
29. Определение мышления.
30. Виды мышления и их классификация.
31. Мышление как процесс решения задач.
32. Мышление как высшая психическая функция.
33. Воображение как фактор поведения.
34. Виды воображения.
35. Этапы творческого воображения.
36. Общее понятие об эмоциях и чувствах.
37. Виды чувств.
38. Личность и чувства.
39. Воля как характеристика сознания.
40. Анализ волевого действия.
41. Теории воли.
42. История учений о типах темперамента.
43. Темперамент - биологический фундамент личности.
44. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
45. Темперамент и личность.
46. Понятие о характере.
47. Типология характеров.
48. Формирование характера и пути его воспитания.
49. Понятие о способностях и их природе.
50. Задатки как природные предпосылки способностей.
51. Качественная и количественная характеристика способностей.
Развитие способностей

Работа содержит 1 файл

экзамен психология.docx

— 76.38 Кб (Скачать)

48.Формирование  характера и пути его воспитания.

Формирование характера - процесс, который охватывает всю жизнь человека. В дошкольном возрасте складываются первичные черты характера. Первые признаки стабилизации характера возникают в возрасте от 2-3 до 9-10 лет. В возрасте 7-15 лет в школе формируется отношение к людям. Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера - в ранней юности. В возрасте 15-17 лет личность приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая сохраняется на протяжении всей формируются такие черты, как доброта, отзывчивость, общительность жизни. После 30 лет вероятность изменений характера резко снижается.  
Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний называютакцентуацией (предельная величина проявления нормы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47.Типология  характеров.

К. Юнг выделил два типа  людей: экстраверты и интроверты.

Экстравертный тип . Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему миру и событиям, стремлением иметь друзей и знакомых, не очень тщательно их выбирая, тенденцией демонстрировать самого себя: вся его психическая жизнь разыгрывается снаружи, непосредственно, как реакция на окружающую среду. Самым ранним признаком экстраверсии у ребенка является его быстрое приспособление к окружающей среде, повышенный интерес к предметам, все неизвестное и рискованное его манит. Мысли, стереотипы поведения экстраверта реально определяются внешними объективными условиями, а внутренняя жизнь занимает второе место после внешней необходимости. Самая частая форма невроза у экст-равертного типа – истерия – это постоянное стремление делать себя интересным и обращать внимание на себя, добиваясь своего любой ценой.

Экстравертный мыслительный тип  любое суждение строит на критерии, получаемом из внешних условий: объективные данные и традиции образования.

Экстравертный чувствующий тип  склонен находиться под влиянием общепринятых ценностей. Экстравертные чувствующие типы обычно добродушны и легко приобретают друзей, способны жертвовать собой для других.

Экстравертный ощущающий тип  ориентируется на свои ощущения, выискивает те объекты, которые возбуждают самые сильные ощущения. Он замечает и помнит все детали, пунктуален, обращает внимание на внешнюю сторону жизни, ориентирован на конкретное наслаждение реальной жизнью.

Экстравертный интуитивный тип  – у него интуиция ориентирована в направлении вещей и других людей, он постигает те аспекты мира, которые не понимаются, не ухватываются другими функциями, интуитивно прозревает душу других людей.

Интровертный тип . Отличительной чертой интроверсии является ориентация на внутренние личностные факторы, на внутренний мир. Все основывается на собственных решениях, собственных мыслях и чувствах, и это важнее для интроверта, чем другие люди и внешние обстоятельства. Такой человек предпочитает держаться в стороне от внешних событий, не любит скопления людей, общается по мере необходимости. Интроверсия так же нормальна, как и экстраверсия, хотя обе являются относительной нормой.

49.Понятие  о способностях и их природе.

Способность  – синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.

Каждая способность имеет свою структуру, где можно различить опорные и ведущие свойства. Опорным свойством  способности к изобразительной деятельности будет высокая природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности: чувство линии, пропорции, формы. К опорным свойствам  относятся также сенсомоторные качества руки художника и, наконец, высокоразвитая образная память. К ведущим свойствам  относятся свойства художественного творческого воображения. Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни, производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция.

Выделяют два уровня  развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом  уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором  уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают терминами «талант » и «гений ».

Следует выделять виды способностей  по их направленности, или специализации. Общие способности - система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Под специальными  способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50.Задатки  как природные предпосылки способностей.

Под задатками  следует усматривать не столько анатомо-физиологические, сколько психофизиологические свойства, в первую очередь те, которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладения деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимающийся систематически определенной деятельностью.

Природные предпосылки способности  состоят в повышенной чувствительности определенных анализаторов к внешним  воздействиям. Вследствие этого музыкальные  или зрительные впечатления доставляют особую радость, как и занятия  соответствующей деятельностью. Решающее значение имеют первые пробы сил  в областях, которым соответствуют  высокие сенсорно-моторные качества и склонности.

Иными словами, под задатками  следует понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую себя знать при первых пробах деятельности.

Задатки несут в себе возможности  для развития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности.

Врожденные способности  мозга непосредственно проявляются  в типологических особенностях  человека, которые изменяются в процессе жизнедеятельности.

51.Качественная  и количественная характеристика  способностей.

Развитие  способностей

Способности характеризуются  как особенности, которыми люди отличаются друг от друга. Эти особенности могут  быть качественными и количественными.

Качественная характеристика. Каждая способность человека является сложной ее свойством. Представляя  собой внутреннюю способность человека справиться с теми требованиями, которые  выдвигает определенная деятельность, она опирается на ряд других свойств. К ним нужно прежде всего отнести жизненный опыт человека, приобретенные ею знания, умения и навыки. Способности человека проявляются в том, как она использует имеющиеся у него знания и приобретает новых знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач, которые встают перед ней.

Каждая способность представляет собой свойство человека. К этим свойствам относятся внимательность человека, его способность длительно  и стойко сосредоточиться на задании, на объекте своей деятельности. Неотъемлемыми  составляющими способностей человека являются такие свойства, как чувствительность, восприимчивость к внешним впечатлений, наблюдательность. Любая способность включает определенные качества памяти человека. Особенно важное значение при этом имеют скорость запоминания, его прочность, полнота, точность воспроизведения. Известны случаи феноменальной памяти на зрительные впечатления у выдающихся художников. Во многих выдающихся композиторов была достойна удивления память на музыкальные впечатления.

Количественная характеристика. Количественные измерения способностей характеризуют степень их выраженности. Самой распространенной формой оценки степени выраженности способностей являются тесты. В последние десятилетия  отечественные психологи разработали  большое количество оригинальных тестов, а также адаптировали к нашим  условиям зарубежные. В процессе исследования способностей они используют систему  тестов, которые постепенно усложняются. Эта система получила название батареи тестов (тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности.

В развитии и формировании способностей особую роль  играют обучение и воспитание. Способности могут развиваться стихийно в процессе деятельности, но для этого требуется и больше времени, и больше сил. Обучение и воспитание ускоряют этот процесс, так как устраняют образование ненужных звеньев в механизме деятельности.

Овладение знаниями и умениями в процессе деятельности и постепенное  их обобщение приводят к образованию  специальных и вместе с тем  универсальных механизмов, или систем, деятельности, обеспечивающих решение  все усложняющихся новых задач.

На первом этапе развития способности имеют репродуктивный  и подражательный  характер.

Способности развиваются  неравномерно, по мере накопления знаний и опыта. Раньше всех начинают развиваться  музыкальные, затем изобразительные  способности. Поэтическое дарование  бурно развивается в подростковом возрасте, из способностей к наукам наиболее рано развиваются математические способности.

 

 

 

 

  1. Объект и предмет психологии.
  2. Методологическая основа психологии.
  3. Основные принципы психологии.
  4. Этапы развития науки.
  5. Строение нервной системы.
  6. Кора больших полушарий мозга.
  7. Работа нервной системы человека
  8. Развитие психики в филогенезе.
  9. Сознание человека и его характеристики.
  10. Индивид, личность, индивидуальность.
  11. Биологическое и социальное в структуре личности.
  12. Активность личности человека.
  13. Мотивация как проявление потребностей личности.
  14. Понятие о деятельности.
  15. Структура деятельности.
  16. Виды деятельности.
  17. Понятие об ощущении.
  18. Виды ощущений.
  19. Общие закономерности ощущений.
  20. Понятие восприятия и его физиологические основы.
  21. Основные особенности восприятия.
  22. Общая характеристика внимания.
  23. Качества внимания.
  24. Виды внимания и их характеристика
  25. Общее понятие памяти.
  26. Физиологические основы памяти.
  27. Процессы памяти.
  28. Виды памяти.
  29. Определение мышления.
  30. Виды мышления и их классификация.
  31. Мышление как процесс решения задач.
  32. Мышление как высшая психическая функция.
  33. Воображение как фактор поведения.
  34. Виды воображения.
  35. Этапы творческого воображения.
  36. Общее понятие об эмоциях и чувствах.
  37. Виды чувств.
  38. Личность и чувства.
  39. Воля как характеристика сознания.
  40. Анализ волевого действия.
  41. Теории воли.
  42. История учений о типах темперамента.
  43. Темперамент - биологический фундамент личности.
  44. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
  45. Темперамент и личность.
  46. Понятие о характере.
  47. Типология характеров.
  48. Формирование характера и пути его воспитания.
  49. Понятие о способностях и их природе.
  50. Задатки как природные предпосылки способностей.
  51. Качественная и количественная характеристика способностей.

Развитие способностей

 


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"