Шпаргалка по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 02:15, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 65 вопросов.

Работа содержит 1 файл

Психо.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

1). Определение психологии как науки, ее место в системе научного знания

психология как  наука зародилась 19-20 вв.- это наука  о возникновении разв-и. и функц-ии. Психоки и повед. Людей и животных. Предмет П. – это с-ма понятий  объясняющих  закон-ти. Как ф-мы. Псих-го. Отражения.

. Как наука занимиется  изуч-ем. Широкого спектра вопросов. 1) с 1й стор П.- естеств-я. Наука  т.к. использует эксперементальные  способы док-ва и опровержения  гипотез. 2) с 2 ст – гуманит-я.  Т.к отсутствуют приктические  расчеты и измерения. 3) Общественная н-ка Как социология и полит-я. Психея- в пер дыхание душа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Психика в свете  теории отражения.  Этапы развития  психики.Психология – наука о возникновении, развитии, функционировании психики и поведения людей и животных. Предметом психологии явл. система понятий, объясняющая закономерности психики, как формы психического отражения.Психика – субъективное отражение объективного мира. Психика присуща не только человеку, но и животным.Психика явл. свойством мозга, его специфической функцией. Психическое отражение не пассивно и явл.необходимой стороной деятельности чел. Психич.отражение характеризуется рядом особенностей: 1 –дает возможность правильно отражать окруж. действит-сть; 2 – совершается в процессе активной деятельности; 3 – преломляется через индивидуальность; 4 – носит опережающий характер.Психич.развитие–это возникн. чего-то нового, переход к которому носит скачкообразный характер. Чувствительность – это первое проявление психики и показатель ее возникновения.Леонтьев А.Н. выделяет  3 стадии развития психики животных:1 – Стадия элементарной чувствительности ( жив.реагирует только на отдельные св-ва предметов(тепло-холодно). Присуща простейшим многоклеточным беспозвоночныи;2 – Стадия предметного восприятии ( деят-ть животного определяется предметами в целом в виде целостных образов. Присуща низшим высшим позвоночным);3–Стадия интеллекта( хар-ся сложными формами отражения действительности. Интеллектуальное поведение животных характеризуется  изобретением новых способов решения задач. Интеллектуальные действия животными не осознаются, не обращаются и не передаютсяz человеческими способами'' ( через речь, орудия и продукты труда)Основные функции психики:

1 – отражение: 2 –  регуляция поведения и деятельности

Психическая деятельность осуществляется по средствам множества спец. физиологических механизмов.

3. Материалистическое  и идеалистическое  понимание психики.

Психология – наука о возникновении, развитии, функционировании психики и поведения людей и животных. Предметом психологии является система понятий, объясняющая закономерности психики, как формы психического отражения.

Психика – субъективное отражение объективного мира. Психика присуща не только человеку, но и животным.

Материалисты  сводят все к теории эволюции и считают, что психика возникла внезапно.

Идеалисты считают, что психика существовала вечно. При этом разделяют материальное и идеальное

Психические явления человека:

1 – Психические процессы ( чувства, познавательные процессы, воля)

2 – Психические состояния (национальный подъем, удовлетворение, усталость)\

3 – Психические свойства ( темперамент, характер, способности)

4 – Психическое образования ( знания, умения, навыки, привычки)

1 – это элементарные  психические явления, которые  длятся от доли секунды, до десятков минут и более

2 – Более продолзительны  и более сложны по структуре  и образованию

3 – Присуща человеку  практически на протяжении всей  жизни

4 – Становятся  результатом работы психики человека, а также это его развитие  и саморазвитие.

Они составляют единое целое и взаимопереходимы.

Состояние, которое  часто проявляется может стать  склонностью, привычкой или чертой характера. 
 

4.Понятие  психики человека. Сущность сознания, его структура.

Психология – наука о возникновении, развитии, функционировании психики и поведения людей и животных. Предметом психологии является система понятий, объясняющая закономерности психики, как формы психического отражения.

Психика – субъективное отражение объективного мира. Психика присуща не только человеку, но и животным.

Психика является свойством  мозга, его специфической функцией.

Важнейший орган психической  деятельности у человека – кора головного мозга.

Сознание  – это высший уровень развития психики присуший только человеку. Его развитие обусловлено социальными уровнями.

Структура сознания включает 3 слоя: 
1 – Духовный слой – характеризуется наличием доверия ( недоверия) к себе и к миру. Лежит в основе немотивированных источников;

2 – Бытийный слой  – состоит из чувственного  и действенного движения, подобно  ленте Мебиуса; 
3 – Рефлексивный слой – состоит из значения и смысла, т.е. готовности сознания к познанию других психических явлений и самого себя со стороны.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5  Психолого-педагогические  методы исследования.

Метод – путь научного исследования или сп-б познания какой-либо истины

-- м-т наблюдения (-стандарт [ соответствует программе]  –свободн –скрытое –включен (иссль  вып-ет ту-же работу что и  испытуемый) –внутрен –внешн

--м-т беседы  –интервьюирование

--м-т изучение  документов и продуктов деят-ти

--м-т анкетирования --м-т тестирования

--м-т эксперимента (активное участие исследователя)  –лабораторн экс-ты –естеств 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Понятие личности  в психологии.

Личность  – это человек, взятый в систему таких его психологических  хар-к, кот. Соц. Обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека.

Чел- к это родовое  понятие, указывающее на принадлежность существа к высшей ступени развития, человеческому роду.

Индивид – это единичный представитель вида homo sapience.

Личность – важнейший  соцю признак человека; выражает принадлежность чел-ка  к определенному обществу, опред. Эпохе, культуре….

Индивидуальность  – это единство неповторимых личностных свойств конкретного чел-ка, прежде всего – духовные качества человека.

Структура личности: 
1- Статическая; 2 – Динамическая

1 – понимается отвлеченно от реально функционирующей личности,как абстрактная модель характерная основные компоненты психики индивида: 
- всеобщие св-ва психики (позноват процессы)

- социально-специфические  особенности (соцю установки,  ценностные ориентации)

- индивидуально-неповторимые  св-ва психики (темперамент, хар-р,  способности)

2. - фиксирует основные компоненты психики индивида в непосредственном контексте чел-ой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни чел-к предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психич. Состоянии, кот так или иначе отражается  на сиюминутном поведении индивида

Соотношение  биологического и социального в личности.

Гл. характеристиками личности является ее общая сущность. Личность находится в сфере соц., матер., политич., идеологич., и иных отношений. Современные психологи  считают, что личность бессоциальна.

1. Биологические предпосылки

2. Социальная среда

Чрезвычайно важное значение наряду с биологическими и социальными  факторами имеет активность самой  личности. В качестве ведущего компонента структуры личности выделяют направленность, а она определяет поведение человека, отношение к себе и к окружающим.

Этапы развития личности:

1- Адаптация; 2- Индивидуализация; 3 – Интеграция

На земле нет  двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много  общего, что позволяет выделить структуру  личности вообще, которая состоит из 4 сторон:

1 – Блок психических  явлений ( мотивационный)  - направленность ( устойчивая система мотивов): Влечения, желания, стремления …;

2 – Опыт личности  – обретение человеком общественного  опыта ( социализация). Этот опыт  включает необходимые для его жизнедеятельности знания, умения, навыки;

3 – Блок регулирования  поведения личности ( система самоконтроля) включает формы психических познавательных  процессов, в частности: индивидуальные  особенности ощущений, восприяттй, внимания …

Биологически обусловленные качества и свойства личности: - антропологические признаки – расовые, половые, возрастные и т.д. 
 
 
 
 
 

7Движущие  силы и источники  развития личности.

12) Факторы формирования  и этапы развития  личности.

Л-ть- понятие  социальное она выражает всё что есть в человеке надприродного, исторического. Л-ть не врожденна а возникает в р-те культурного и социального развития. Индивид-ть вараж-ся в наличии разного опыта, знаний, различиях х-ра и темперамента

Эл-ты психологич-кой  стр-ры Л-ти: 

1) низший уровень Л-ти – биологически обусловленная подструктура 

2) индивидуальные  ос-ти психич-ких процессов т.е.  проявление памяти, восприятия, ощущуний, мышления, способностей (врождённые  и могут тренироваться) 

3) индивидуальный  социальный опыт в кот входят преобретённые знания, умения, привычки.(формир-ся в период обучения, им-т соц-й хр-р 

4) высший  Ур-нь Л-ти – направленность  включающая: влечения желания интересы, идеалы, взгляды, убеждения ч-ка, его мировоззрение, хр-р, самооценка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8.Психологическое направление исследования личности(З.Фрейд)

1.Сознательная сфера-Я,сверхЯ.

2.Бессознательная  сфера-Оно,сверхЯ.

«Оно»-бессознательная часть психики,бурлящий котел биологически врожденных инстинктивных влечений,насыщено сексуальной энергией(либидо)-подчиняется принципу удовольствия.

Гомеостаз-тенденция к сохранению внутреннего равновесия.

«Я»-это самосознание человека ,восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения,ориентировано на реальность.

«Сверх  Я» –руководствуется идеальными представлениями-принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

«Оно» находится в постоянном конфликте со структурой СверхЯ и решается с помощью структуры «Я». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9. Бихевиориальное  развитие личности.

Личность  – это человек, взятый в систему таких его психологических  хар-к, кот. Соц. Обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека.

Бихевиоризм – отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагает считать таковым поведение человека.

К поведению относятся  все внешние наблюдаемые реакции  организма (R) на внеш.воздействия – стимулы (S). 

10. Гуманистическое  направление развития  личности.

Личность  – это человек, взятый в систему таких его психологических  хар-к, кот. Соц. Обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека.

Пирамида потребностей Маслоу:

      7

7- самоактуализация  – делать больше чем от тебя ждут 6

6- эстетические потребности

5- потребности в  познании (знание, умение, понимание) 5

4- потребность в  уважении (одобрение, признание) 4

Информация о работе Шпаргалка по психологии