Шпаргалка по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 02:15, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 65 вопросов.

Работа содержит 1 файл

Психо.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

Виды  малых групп:

1 – Лабораторные ( специально создаваемые для решения задач) и естественные (существующие независимо от воли исследователя)

2 – Формальные  и неформальные

3 – первичные ( далее не делимые по формальным признакам) и вторичные групп)

4 – временные ( до года) и стабильные (постоянно существующие)

5 – рефернтные ( мнение которой для нас значимо) и членства ( группа, членом которой мы являемся).

 
 

35.)       Этапы развития  малых групп.

Групповая динамика - процесс взаимодействия членов групп  на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных так

и групповых интересов.

Этапы развития группы:   (Френсис, Вудкек)

1. "Притирка" (приспособление  др. к др.)

2. "Ближний бой" (период борьбы и переворотов,  образование микро 

групп, борьба за лидерство)

3. "Экспериментирование" (члены групп осознают свой потенциал,

принимаются меры для  повышения продуктивной работы)

4. "эффективность" (опыт успешной совместной деятельности,

удовлетвор. От принадлежания  к группе)

5. "Зрелость" ( группа  функционирует как коллектив,  люди  оценены

по достоинству)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

37.Феноменология малых групп.

Малая группа – это небольшое по размеру объединение людей, объединенных общей целью и который могут контактировать между собой.

Количественная  характеристика:

Нижняя граница 2-3 чел., верхняя 20-25. Наиболее оптимальная группа 7(+-2).

1.Казуальная атрибуция-это  приписывание вероятных причин  поведения и черт характера портнеру по общению

(Эксперимент с  фотографиями)

2)Феномен социальная  фасилитация –активность индивида , повышается в условиях ее осуществления в группе(в чьем-то присутствии)

3)Эффект ореола (Галла  эффект) –формирование оценочного  впечатления о человеке в условиях  дефицита времени на восприятие  его поступков и качеств.

4)Эффекты новизны  и первичности возникают когда  по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя (новая )информация.

5)Стереотипизация  –восприятие и оценка соц.обьектов  на основе определенных  представлений(стереотипов).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

38). Межличностные отношения  в коллективе.

Одной из общих форм соц. взоимоотнош. Выступают соц. Группы, в кот.

Поведение и соц. Статус каждого члена в ощутимой ст-ни обусловлены 

деятельностью и существованием др. членов.

Коллектив - устойчивая организационная группа взаимодействующих  людей со

специфическими органами управления, объединенных целями совместно

полезной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальн.

Взаимоотношений между  людьми.

Межличностные отношения  в коллективе складываются благополучно или не

благополучно в  зависимости от состава, подбора членов группы, кот.

вынуждены взаимодействовать  вместе, принимать решения, идти на взаимные

уступки.

При столкновении различных  противоположных типов темперамента может 

возникнуть конфликтная  ситуация.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

39) Массовые социально-психологические явления

Психология толпы. Толпа – универсальное средство усреднения людей. В толпе все  равны, толпа глупа, хотя может состоять из образованных людей. У толпы нет  чувства ответственности.

Типы толпы: - разнородная: анонимная (уличная) и неанонимная (парламент)

            - однородная: секты (объединяет  различных индивидов на основе  верования); касты (объединяет инд-ов  на основе воспитания и общественного  положения); классы (возникают в силу  общности соц-го положения).

      - пассивная (быстро собирается и рассеивается)

      - активная (имеет сильный эмоциональный  аряд)

Механизмы толпы: -внушение (целенапр-ое воздействие человека на другого)

                  - заражение (бессознательная  подверженность псих-им состояниям)

                  - подражание (принятие  черт др-го чел-ка)

                  - импульсивность (не в  состоянии сдерживать свое влечение)

                  - максимализм

                  - авторитетность и консерватизм (либо принять идею целиком,  либо отвергнуть ее т.к. толпа  нетерпима)

Верования толпы: - постоянные (христианство, демократия…)

                  - непостоянные (рождаются и исчезают вместе с эпохой)

 
 
 
 
 
 
 
 
 

40. Функции и структура  деятельности руководителя  производственным  коллективом.

Функции управления:

1 – Планирование ( Выделяют: планирование текущее и стратегическое ( на будущее). При планировании следует ставить задачи, которые должны быть конкретными и измеримыми. Этапы постановки цели: - выбор цели ( цель должна звучать широко); - определение их предпосылок для принятия решений; - поиск и определение альтернатив; - выбор лучшей альтернативы; - выполнение плана

2 – Организация ( понимается как функция управления. Предпосылками выполнения функции организации является: - учет руководителем своих возможностей (потенциальных, реальных  имеющихся резервов (материальных и людских); - учет возможностей своих исполнителей; - правильная расстановка персонала. Необходимым условием выполнения функции организации является правильное общение руководителя со своими подчиненными.

3 – Мотивация (это процесс побуждения себя и других к выполнению деятельности. Вознаграждение – это все то, что человек считает ценным для себя.

Вознаграждение: - внутреннее( дает сама работа); - внешнее (задается организацией).

Основная задача руководителя заключается в том, чтобы создать  благоприятные условия для подчиненных.

Следует различать понятие мотива и стимула: - при мотивировании у работников созд. Внутреннее психологическое побуждение к трудовой деятельности; - при стимулировании речь идет о побуждении с помощью внешних факторов (стмулирование материальное и психологическое).

Факторы, влияющие на удовлетворение трудом и мативации:

1 – многообразие  и неоднозначность требований; 2 – Ясность содержания задачь; 3 – четкое представление о  значении задачи для организации; 4 – обратная связь: 5 – сбалансированная  власть и ответственность).

4 – Контроль (под контролем понимается своевременная помощь). Виды контроля: - постоянный; - текущий; - итоговый; - полный (неполный); - визуальный; - иные виды. Объекты контроля: 1- результаты производственно деятельности; 2- оценка персонала: 3 – определение эффективности мероприятий, содержащихся в плане организаций; 4 – всесторонняя оценка успешности деятельности организации; 5 – использование обратной связи для оценки поощреня  и информирования персонала организации.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

41. Лидер и руководитель. Основные подходы  к определению  качеств эффективного  руковод.

Общие черты руководства  и лидерства:1 – Выполняют роль координаторов-организаторов членов группы; 2 – Осуществляют социальное влияние в коллективе, но разными средствами; 3 – Используют субординационные отношения ( не дают встать на шею).

Руководитель: 1. Постоянно повышает свой проф. уровень ( участвует в семинарах …); 2. Понимает особенности системы; 3. Сторонник колич., а не качественных показателей: 4. Сосредоточены на достижениях кратковременного характера; 5. Считают, что подчиненные недостаточно компитентны; 6. Не прощают ошибок ни себе, ни другим; 7. В кризисных ситуациях ищут виновных: 8. Стремятся создать себе благоприятный имидж; 9. Ищут хороших, добросовестных, исполнительных…

Неформальный  лидер:

1. Может пренебречь  прав. Управленческой иерархии; 2. Считает, что простота – главный принцип успеха: 3. В основе работы с коллегами лежит принцип «равенства”; 4. Искрене признает свои ошибки; 5. Признают и награждают  коллег за успех в работе; 6. Ищет единомышленника; 7. Лидер без команды – не лидер.

Психологический портрет рук-ля:

1. Биографические  характеристики (понятие « психологический  возраст”); 2. Способности (общие,  специальные( проф. способности); 3. Личностные черты ( стрессоустойчивость, способность доминировать, креативность, эмоциональная уравновешенность ,ответственность)

 
 
 
 
 

42)    . Понятие стиля  руководства. Эффективность  различных стилей  руководства.

1. Демократический  стиль

2. Авторитарный

3. Попустительский стиль

Гейпс предложил 4 модели:

1. Директивная - управление  с помощью указов и распоряжений, при 

неумелом персонале.

2. Репетирующая - при  неумелом, но усердном персонале,  управление 

с помощью обучения и разъяснения.

3. Стимулирующая- при  умелом , но не усердном персонале, управл.

с помощью поддержки  и привилегий.

4. Делегирующая- при  умелом и усердном коллективе,  управл. с 

помощью увеличения полномочий и редоставление самостоятельности.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

44  ПОНЯТИЕ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ.

Понятие «адаптация» (от лат. «adapto» - приспособляю) заимствовано из биологии и означает приспособление, приноровление к окружающей среде. Трудовая адаптация – это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором, в отличие от биологического, и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно - адаптирующими системами.

 ВИДЫ ТРУД.А..:1) Проф.-ая выражается в определенном уровне овладения проф-ми навыками и умениями2) Соц.-психологическая заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей труд.организации, вхождения в сложив. в ней сист.взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации. 3) Общ-но-организационная – означает освоение новыми членами трудового коллектива структуры организационной системы, 4) Культурно-быт.– это участие новых членов коллектива в традиционных для данного предприятия культурных мероприятиях вне рабочего времени. 5) Психофизиологическая адаптация – это процесс освоения человеком совокупности условий труда. морально стареют не только техника и технологии, но и санитарно-гигиенические нормы СТАДИИ ПРОЦЕССА ТРУД. А..1. Стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом

2. Стадия приспособления  – работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки.3. Стадия ассимиляции, осуществляется полное приспособление работника к среде, идентификация с новой группой.

4. Идентификация, когда  личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации

 

45)  . Понятие социально-психологического  климата производственного  коллектива.

Условия, в которых  происходит взаимодействие членов группы, влияют на процесс и результат  труда. К ним относятся:

-санитарно-гигиенические  условия;

- температура;

- влажность;

-освещение.

Большое значение имеет  характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение.

В одних условиях группа функционирует оптимально и ее члены  получают возможность максимально реализовать свой потенциал. В других условиях – некомфортно, стремятся поменять группу, проводят в ней меньше времени.

Информация о работе Шпаргалка по психологии