Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Психология"

Работа содержит 1 файл

Экзамен Психология 6.03.2013.docx

— 109.20 Кб (Скачать)

5. Беседа, анкета, тесты, анализ продуктов деятельности.

Беседа - это целенаправленная разговор с подопытным с целью выяснения представление или понимание им явлений природы и общества, науке, взаимозависимостей, причин и последствий, убеждений, идеалов, идейной направленности. Поставленные вопросы должны быть четкими и понятными, направленными на психологические явления. В беседе нужно добиваться не только констатирующей ответы, но и объяснения, мотивации, то есть ответов на вопросы не только "что это такое?", Но и "почему?", "Как?"

Одним из вариантов  беседы является интервью.

Анкетный исследования - один из способов психологического опроса. С помощью анкетирования исследуются литературные, художественные, спортивные, профессиональные интересы и предпочтения, мотивы, отношение к выбору действий, поступков, разновидностей труда, к тем или иным переживаний, их оценивания. На поставленные в анкете вопросы анкетируемых дают ответы в письменной форме. Причем вопрос относятся так, что ответы на них будут описательными или альтернативными "да", "нет", "не знаю", "затрудняюсь ответить", а потому так, что в них заранее дается несколько вариантов ответа, среди которых подопытному предлагается подчеркнуть один, соответствующий его личным взглядам и интересам. В анкете относятся вопросы и констатирующего и мотивационного характера, как в беседе и интервью. Анкета может быть именным, когда испытуемый отмечает свою фамилию и имя, приводит определенные сведения о себе и анонимной, при использовании которой получают более правдивые ответы.

С помощью анкетного исследования можно собрать большой объем  материала, что дает основания считать  полученные ответы достаточно вероятными. Недостатками этого метода являются субъективизм, случайность ответов, сложность проверки их правильности и искренности.       

Как дополнительный метод в психологическом  исследовании используют тесты.  
Тест - это проба, испытание, один из способов психологической диагностики уровня развития психических процессов и свойств человека. Психологические тесты представляют собой определенную систему задач, надежность которых испытывается на определенных возрастных, профессиональных, социальных группах и оценивается и стандартизируется с помощью специального математического (корреляционного, факторного и др.) анализа.  
Различают тесты для изучения интеллектуальных способностей, уровня умственного развития личности и тесты успеваемости. С их помощью можно выяснить уровень развития отдельных психических процессов, уровне усвоения знаний, общего умственного развития личности.  
Тесты как стандартизированные методы позволяют сравнивать уровни развития и успешности подопытных требованиям школьных программ и профессий разных специальностей.  

Продуктами деятельности учеников - являются их письменные работы, изделия, рисунки, модели, фотографии и др. Сравнивая работы, ученик выполняет в разное время, на разных этапах обучения, можно выявить уровень его развития. Совершенство умений и навыков, аккуратность, мастерство, смекалку, настойчивость и т.д. Именно это должно стать предметом анализа продуктов деятельности, а не, например, стоимость произведенного продукта.  
Продукты деятельности ученика можно анализировать также в процессе их создания. Наблюдая этот процесс, можно обнаружить не только его качество, но и динамику, темп работы, сноровку в действия, отношение к заданию. Наблюдательные данные помогают глубже и всесторонне познать умственные, эмоциональные, волевые и характерологические качества и свойства личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Личность, индивид, индивидуальность. Структура  личности.     

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Индивид — отдельный человек, как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств.

Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция  и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

В структуру  личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Различают статистическую и динамическую структуры личности.

Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида.

Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов  психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:

- всеобщие свойства психики,  т.е. общие для всех людей  (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);

- социально-специфические особенности,  т.е. присущие только тем или  иным группам людей или общностям  (социальные установки, ценностные  ориентации);

- индивидуально-неповторимые свойства  психики, т.е. характеризующие  индивидуально-типологические особенности.  Свойственные только той или  иной конкретной личности (темперамент,  характер, способности).

В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Психологические характеристики  личности. Факторы, влияющие на  формирование личности.

1.Индивидуальные особенности. Со дня своего рождения каждый человек уникален, а приобретаемый индивидуальный опыт делает людей еще более отличающимися друг от друга.

2.Восприятие. Каждый человек индивидуально воспринимает происходящие вокруг события. Уникальное видение каждого из нас доказывает, что мы ведем себя не как машины, а как человеческие существа.

3.Ценность личности. Каждый хотел бы внимательного и уважительного отношения со стороны людей.

4.Характер - проявляется в манерах и типе поведения личности, обусловленных реакцией на внешнее воздействие.

5.Темперамент  — это совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения

Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание. Их можно объединить в две большие группы: биологические и социальные факторы.

Наследственность - это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть - это то, что роднит человека с его родителями.

Среда - это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. А так же еще и человеческое окружение, принятые в нем нормы взаимоотношений и деятельности. Зачастую выделяется негативное влияние среды (улицы), оно связано с насыщенностью ее отрицательными примерами для подражания.

Среда влияет на успешность и направленность социализации.

Воспитание - становления и развития индивида как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей к педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Темперамент.  Роль темперамента в жизни  человека. Физиологические основы  темперамента.

Темперамент – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в любом возрасте.

Темперамент является природной основой  проявления психологических качеств  личности.

Научное объяснение природы темперамента дал Иван Петрович Павлов в учении об основных свойствах нервной системы. Он выделил три основных свойства нервной системы:

1) сила процесса возбуждения и торможения, которая зависит от работоспособности нервных клеток;

2) уравновешенность нервной системы, то есть степень соответствия силы возбуждения силе торможения;

3) подвижность нервных процессов, то есть скорость смены возбуждения торможением и наоборот.

Все эти  свойства, как и нервная система вообще, выполняют важнейшую биологическую функцию — своевременно уравновешивают организм со средой.

Сочетание свойств нервной системы, которое определяет индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамент, Павлов назвал типом нервной системы. Он описал четыре основных типа нервной системы:

1) сильный, неуравновешенный (с преобладанием процесса возбуждения), подвижный. Соответствует холерическому темпераменту;

2) сильный,  уравновешенный, подвижный. Соответствует сангвиническому темпераменту;

3) сильный,  уравновешенный, инертный (малоподвижный). Соответствует флегматическому темпераменту;

4) слабый, неуравновешенный или уравновешенный, подвижный или инертный. Соответствует  меланхолическому темпераменту.

Таким образом, физиологической основой  темперамента является тип нервной  системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Типы темпераментов  и их психологическая характеристика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   10. Характер. Структура характера. Черты характера.

Характер - совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния человека. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

Структура характера человека разделяется на основные черты характера, которые задают общее направление в развитии всего комплекса проявлений, и также на второстепенные, которые определяются основными чертами.

Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Например, У. Шелдон в процессе исследований установил, что если человек обнаруживает любовь к комфорту, то с большой вероятностью будет отличаться хорошим аппетитом, приветливостью, контактностью, жаждой похвалы и одобрения. Если человек трусоват, то ему не свойственны решительность и самостоятельность в принятии решений, характерные для инициативных людей, поскольку принятие решений предполагает личную ответственность.

Закономерно сочетающиеся черты характера образуют цельную  структуру. 

Цельный характер - характер, в котором преобладают положительные связи между чертами.

Однако в жизни часто встречаются  противоречивые характеры. 

Противоречивый  характер - характер, в котором есть черты, которые противоречат друг другу и обусловливают разные формы поведения в похожих ситуациях.

Черты характера:

  1. Отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу: индивидуализм; коллективизм (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, и противоположные черты — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);
  2. Отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость, и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);
  3. Отношение  человека к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность, и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость,эгоцентризм — как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
  4. Отношение человека к вещам: (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"