Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Психология"

Работа содержит 1 файл

Экзамен Психология 6.03.2013.docx

— 109.20 Кб (Скачать)

 

Интенсивность - это количественная характеристика ощущений, т.е. большая или меньшая сила их проявления. Она зависит от силы воздействия раздражителя и от функционального состояния рецептора.

 

Продолжительность (длительность) – временная характеристика ощущений; это время, в течение которого сохраняется конкретное ощущение непосредственно после прекращения воздействия раздражителя. По отношению к продолжительности ощущений употребляют такие понятия, как «латентный период реакции» и «инерция».

 

При воздействии  раздражителя на органы чувств ощущения возникают не сразу, а спустя некоторое  время. Этот промежуток времени от момента  подачи сигнала до момента возникновения  ощущения называется латентным (скрытым) периодом ощущения.

 

Подобно тому, как ощущения не возникают  одновременно с воздействием раздражителя, они не исчезают сразу же после  прекращения его воздействия. Продолжительность  ощущений, их последействие, называется инерцией ощущений.

 

Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ по светлоте и цветности соответствует характеру раздражителя, т.е. он сохраняет то же качество, что и воздействующий раздражитель. Отрицательные последовательные образы меняют (отрицают) характер раздражителя.

 

Пространственная локализация – свойство ощущений, которое заключается в том, что переживаемые ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Восприятие. Виды восприятия.

 

Восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Различают восприятие непреднамеренное и преднамеренное .

При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним

 

Восприятие  как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее  длительное (хотя бы и с промежутками во времени) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или  те изменения, которые происходят в  объекте восприятия.

Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности

Виды восприятия:

  1. Восприятие окружающих предметов (осуществляется благодаря активности глаза).

 

  1. Восприятие пространства (дает нам картину трехмерного пространства, показывает удаленность и отношение). 

 

 3.      Восприятие времени (отражает ход времени, длительность события, его скорость и последовательность. Восприятие времени у человека является своеобразными психическими часами, с помощью которых он оценивает ход времени.  Ведущую роль здесь играют:  как содержание деятельности, так   и  наличие интереса к ней.

 

 4.      Восприятие движения ( дает нам данные о движении предметов относительно нас и  по отношению друг к другу).

 

 5.      Восприятие человека человеком (особый вид восприятия, который основан на предыдущем опыте).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   19. Свойства  восприятия.

 

  1. Предметность восприятия - Отнесенность всех полученных с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам.
  2. Целостность - каждая часть будущего образа приобретает свое значение лишь при соотношении ее с целым (Круг одного и того же размера в различном окружении воспринимается не одинаково)
  3. Константность - Относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при сравнительно широком диапазоне изменений условий восприятия. (величина удаляющегося или приближающегося объекта)
  4. Категориальность - Свойственная высшим формам восприятия расчлененность и обобщенность (речевой слух).
  5. Апперцепция - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.Память. Значение памяти в деятельности человека. Виды памяти.

ПАМЯТЬ - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, это:

1.    Объем  -  способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти - 7 элементов (единиц) информации.

2.      Быстрота запоминания  - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специального тренирования памяти.

3.      Точность -  точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении

4.      Длительность — способность в течении долгого времени сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.

5.      Готовность к воспроизведению -  способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

Виды памяти:

 1.По характеру участи воли

1)      Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматический, без всяких усилий. В этом случае запоминание происходит без всяких усилий, «автомати-ческий».

2)      Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

В данном виде памяти большую роль играет цель. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет большое значение.

 

2.По  характеру психической деятельности

1)      Двигательная (кинетическая) память

2)      Эмоциональная память

3)      Словесно-логическая память

4)      Образная память 

- Зрительная память

- Слуховая память

- Осязательная, обонятельная и  вкусовая память

 

3.По продолжительности  сохранения информации;

1)      Мгновенная или иконическая память 

2)      Кратковременная память 

3)      Оперативная память - память рассчитанная на сохранение информации в течении определенного, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд  до нескольких дней..

4)      Долговременная память - память, способная хранить информацию в течении неограниченного срока.

 

4.По  сути предмета и способа запоминания.

Память имеет очень большое  значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек  имеет представления о воспринятых  ранее вещах или явлениях, в  результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом  опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.

Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного  восприятия.

Особо важную роль память играет в  учебной работе, в процессе которой  учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала. Поэтому педагогически  важно развивать у учащихся хорошую  память.

Хорошей считается память того человека, который быстро запоминает необходимый  материал, длительно сохраняет его  в своей памяти и точно воспроизводит.

 

 

 

 

21.Процессы  памяти. Характеристики памяти.

Основные процессы памяти - это  запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

  • Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
  • Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
  • Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения  затруднения, то идет процесс припоминания. Отбор элементов нужных с точки  зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

  • Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.Язык и  функции речи. Виды речи. Стили  речи.

Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.

Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.

Язык  и речь - две стороны одного и  того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку.

Функции:

Коммуникативная функция- Это функция передачи какого-либо сообщения, ориентации на контекст сообщения. В процессе коммуникации она самая важная, так как передает информацию о предмете. В тексте эту функцию подчеркивают такие, например, фразы: «как сказано выше», «внимание, микрофон включен» и различные ремарки в пьесах.

Экспрессивная функция -  отражает отношение говорящего к высказываемому, прямое выражение чувств отправителя. При использовании экспрессивной функции важно не само сообщение, а отношение к нему.

Эмотивный слой языка представлен междометиями, которые представляют собой эквиваленты предложений («ай», «ох», «увы»). Важнейшие средства передачи эмоций - интонация и жесты.

Поэтическая функция - Главное - это форма сообщения. Внимание направляется на сообщение ради него самого. Как видно из названия, эта функция используется прежде всего в поэзии, где большую роль играют стопы, рифмы, аллитерация и т.д., играющие важную роль в его восприятии, а информация часто второстепенна, причем зачастую содержание стихотворения нам непонятно, но нравится по форме.

Директивная функция - Соответствует получателю сообщения, на которого ориентируется говорящий, пытаясь тем или иным образом воздействовать на адресата, вызвать его реакцию. Грамматически это часто выражается повелительным наклонением глаголов (Говори!), а также звательным падежом в архаичных текстах (человече, сыне), например в молитве на церковнославянском: «Отче наш, иже еси на небеси …Хлеб наш насущный даждь нам днесь.»

Фатическая функция - Соответствует контакту, т.е. цель сообщения при этой функции - установить, продолжить или прервать коммуникацию, проверить, работает ли канал связи. «- Алло, вы слышите меня? -»

Метаязыковая функция - Соответствует коду, т.е. предметом речи служит сам код. Это язык о «языке». Метаязыковая функция предполагает проверку канала связи, выясняется, понятен ли язык, особенно в разговоре с иностранцами. При этом часто прибегают к толкованиям слов и выражений («Вы понимаете, что я имею в виду?», «Что вы хотите сказать?»)

 

Виды речи: устная (монологическая и диалогическая) и письменная.

Стили речи:

1.Книжные(научно-официально деловой, публицистический, художественный)

2.Разговорные (разговорная речь)

 

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"