Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:42, шпаргалка

Описание работы

отформатированные шпоры по психологии

Работа содержит 1 файл

билеты.doc

— 341.50 Кб (Скачать)

Чувства:

  • Более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека.
  • Предметны
  • Свойственны только человеку
  • Социально-обусловлены (чувства долга, достоинства, стыда, гордости)

Св-ва эмоций:

-  влияние  их на физиологические процессы.

- в эмоции  всегда содержится оценка действительности, причем оценка субъективная –  действительность оценивается, исходя  из потребностей самого человека,

-тесная  связь с потребностями,

- эм  возникают непроизвольно, и наша  способность их регулировать  огранич,

- эм  ориентирована на предмет, имеет  опред направленность,

- эм  не в полной мере осознаются  чел, это касается как их  направленности, так и самого  их наличия и знака.

- эм  могут генерализироваться, т.е. переноситься  на сходные объекты или на  всю ситуацию целиком.  
 

17. Классиф эмоций. Ф-ции  эмоций.

Классификация эмоций (из лекции):

-по  их содержанию (страх, радость,  стыд, гнев, интерес, отвращение и  т.п.),

-по  знаку (положительные или отрицательные),

-по  влиянию на уровень активности (возбуждающие или подавляющие),

-по  влиянию на деятельность (организующие  или дезорганизующие),

-по  характерным особенностям динамики (эмоциональный тон ощущения, настроение, чувство, аффект).

Эмоциональный тон ощущений - простейшая эмоциональная  оценка стимулов, воздействующих на рецепторы, обычно по параметрам удовольствия –  неудовольствия. 

Эмоции  чел-ка различ большим разнообр оттенков и св-в. Класифиц их можно след образом.

Эмоции:

  1. Ситуативные (радость, страх, волнение, досада);
  2. Познавательные (интерес, удивление);
  3. Социального взаимодействия (обида, гнев, жалость, смущение).
 

Все эмоции (и чувства) делятся на две основные группы:

  • Выраж положительное отношение чел-ка к объектам и явлениям действ-ти (удовольствие, радость, восторг, любовь и др);
  • Вызыв отрицательную реакцию чел-ка на что-либо (боязнь, испуг, страх, ужас, ненависть, горе и др).

Таким обр, положительные эмоции – принятые для чел-ка чувства, отрицательные – непринятые.

Эмоции (и чувства) выполняют в жизни  чел различные ф-ции:

  • Оценивающую- положительные и отрицательные эмоции показывают, как чел относится к чему-либо и оценивает это (недовольство, стыд и др);
  • Побуждающую – чувства чел могут подтолкнуть к действию, а могут препятствовать этому;
  • Регулятивную – то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.
 

18. Понятие о стрессе.  Методы психической  саморегуляции в  условиях стресса.

Стресс - состояние сильного эмоцион напряжения, кот оказывается воздействием на организм раздражающих факторов различной природы, нарушающих привычный образ жизни.

Существует  мн-во определений понятия "стресс". В целом же это - физиологическая  реакция организма, выражающаяся в  состоянии напряжения, подавленности, спада. Стресс возникает у чел (или животного) под влиянием экстремальных воздействий.

Стресс - комплексный процесс, он всегда включает и физиологические, и психологические  компоненты. С помощью стресса  организм как бы мобилизует себя целиком  на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических свойств - улучшения внимания (объёма и устойчивости), повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной окраске процесса работы.

Различают физиологические и психологические  стрессоры. К физиологическим относятся  болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и т.д.; к психологическим - необходимость принятия решения, ответственность за что-то, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и др.

Стрессоры могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) и эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).

Три фазы (стадии) стресса (выделил Ганс Сельде):

  • Первая - стадия тревоги (фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой ещё с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек);
  • вторая фаза ( сбалансированного расходования адаптационных резервов организма (стадия стабилизации, сопротивления). Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающиеся от нормы реагирование, всё как будто бы налаживается);
  • третья фаза - истощения (на второй и третьей стадиях организм, исчерпав свои функциональные резервы, включает механизмы структурной перестройки. Когда их уже не хватает, появляется истощение).
 

Для того, чтобы избавиться от негативных последствий  переутомления и нервно эмоционального перенапряжения и привести в норму свое психическое и физическое состояние, в повседневной жизни чаще всего используются:

  1. сон (часто сон помогает не только снять усталость, отдохнуть, но также и как бы «заспать» те или иные переживания. Повышенная сонливость некоторых людей в те жизненные периоды, которые сопряжены со стрессами и высокой эмоциональной нагрузкой, – явление весьма распространенное);
  2. водные процедуры (горячий душ успокаивает, помогает расслабиться. Холодный или контрастный душ, помогают взбодриться, преодолеть вялость и чувство усталости);
  3. хобби (для многих людей занятие любимым делом в свободное от работы время будь то марки, вязание, футбол или музыка – является лучшим способом снять напряжение и восстановить силы);
  4. физические упражнения и спорт (активный отдых и занятия спортом это довольно распространенный способ борьбы со стрессами и с той усталостью, которая накапливается после рабочей недели);
  5. смена обстановки (для многих людей, смена обстановки, которая происходит во время отпуска, когда они уезжают отдыхать, на дачу, на курорт, едут в туристическую поездку, является наилучшим способом восстановить необходимый запас физических и душевных сил).
 

19. Темперамент как  врожденная основа  для развития личности.

Темперамент - это совокупность свойств, характеризующих  динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Исторические  взгляды.

Гиппократ (V в. До н. э.):

В организме  человека имеется 4 жидкости: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. При  преобладании крови образуется сангвинический темперамент; при желтой желчи – холерический; при слизи – флегматический; при черной желчи – меланхолический.

+ см  вопрос № 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

20. Виды темперамента.

древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом  он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

Преобладание  жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.

Преобладание  лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.

Преобладание  крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.

Преобладание  чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом. 

Поворотным  пунктом в истории естественнонаучного  изучения темпераментов явилось  учение Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих. Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы определяется генотипом, то есть наследственным типом.

И.П. Павлов выделил 4 четко очерченных типа нервной  системы, то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов.

Слабый  тип характеризуется слабостью  как возбудительного, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику.

Сильный неуравновешенный тип характеризуется  сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу.

Сильный уравновешенный подвижный тип —  соответствует сангвинику, «живому» типу.

Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу. 

21. Понятие о характере.Типология  характеров

Характер  – совокупность индивидуальных свойств  личности, проявляющаяся в поведении  и поступках. Свойства, называемые чертами характера, всецело обусловлены социальными особенностями личности: политическими убеждениями, отношением к труду, к своим обязанностям, к другим людям, к самому себе и т. д..

Черты личности, выражающие наиболее общее  отношение человека к окружающему  миру, к общественным явлениям и  событиям (принципиальность - беспринципность, оптимизм – пессимизм).

  1. К общественно-трудовой деятельности, (трудолюбие – лень, энтузиазм -  разгильдяйство, аккуратность – неряшливость).
  2. Отношение человека к другим людям (общительность - замкнутость, товарищеская чуткость - черствость, доверчивость - подозрительность, откровенность – скрытность).
  3. к самому себе (скромность - самомнение, самокритичность - зазнайство).
  4. к собственности (щедрость – жадность, бережливость – расточительность, аккуратность – неряшливость)

Характер – продукт общества. Этим и объясняются сходство и различие характеров людей, принадлежащих к разным соц. группам. Чрезмерная выраженность отдельных черт характера – акцентуация. Выделяется 12 типов акцентуаций характера.

Гипертимный тип — высокая степень общительности, шумливость, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству.

Дистимный — заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи.

Циклоидный - характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"