Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 12:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

конспект по психологии.docx

— 215.34 Кб (Скачать)

У. Кэннон: получая сигналы об угрожающих системе изменениях, организм включает устройства, продолжающие работать до тех пор, пока не удастся возвратить ее в равновесное состояние. Если нарушить равновесие процессов и систем организма -  параметры внутренней среды нарушаются, живой организм начинает болеть. Болезненное состояние будет сохраняться на протяжении всего времени восстановления параметров, обеспечивающих нормальное существование организма. Если же необходимых для сохранения равновесия внутренней среды прежних параметров достичь не удается, то организм может попытаться достичь равновесия при других, измененных параметрах. Тогда общее состояние организма может отличаться от нормального. Очень часто проявлением такого равновесия является хроническое заболевание.

Жизнедеятельность организма обеспечивается и за счет постоянного учета факторов, воздействующих на этот организм извне. Организм не может существовать вне среды, поскольку вынужден постоянно получать из внешней среды необходимые для жизни компоненты (кислород). Полная изоляция организма от внешней среды равносильна его гибели. Поэтому организм, стремясь к достижению внутреннего равновесия, должен одновременно приспосабливаться к условиям среды, в которой он находится - «адаптируется». 

Человек не может жить, не соприкасаясь со средой и с социальной средой, т. к. человеческие качества и свойства конкретный индивид приобретает, только находясь в социуме. => адаптация человека протекает на более высоком уровне и осуществляется за счет сложных механизмов физиологической, психической и социальной адаптации. 

К. Бернар: адаптация - совокупность динамичных образований, как соотношение между неравновесными системами.

Современное представление об адаптации основывается на работах И. П. Павлова, И. М. Сеченова, П. К. Анохина, Г. Селье и др.

Адаптация — это:

  1. свойство организма,
  2. процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть которого состоит в достижении одновременного равновесия между средой и организмом,
  3. результат взаимодействия в системе «человек—среда»,
  4. цель, к которой стремится организм.

Выделяют два общих подхода к рассмотрению феномена адаптации:

  1. это свойство любой живой саморегулируемой системы, обеспечивающее ее устойчивость к условиям внешней среды (что предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей).
  2. это динамическое образование, как непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды.

Человек — это не просто живой организм, а прежде всего биосоциальная система и элемент социальной макросистемы. Поэтому в адаптации человека выделяют 3 функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный, психофизиологический и социально-психологический.

Существуют физиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трех уровнях.

Эти 3 уровня адаптации взаимосвязаны тесным образом, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Эта интегральная характеристика - динамичное образование, называемое функциональным состоянием организма. Это одно из центральных понятий в современной физиологии и психологии человека. 

54. Представление о  функциональном состоянии  организма.

Состояние - совокупность происходящих в организме процессов и степень развития и целостности структур организма.

Нет единой точки зрения на проблему состояний, т. к. что исследование состояний человека является сложной задачей.

 В психологии  наиболее распространенным является  представление о состояниях как  относительно устойчивых психических  явлениях, имеющих начало, течение  и конец, т. е. динамических образованиях. Общепринятое мнение:

  состояние - психические явления, отражающие особенности функционирования нервной системы и психики человека в определенный период времени или адаптационного процесса.

Н. Д. Левитов: «психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Психическое состояние - целостное, своего рода синдром. Например, состояние, называемое борьбой мотивов, рассматривается в рамках волевых процессов, но содержит в себе значительные познавательные и эмоциональные элементы, все они не суммируются, а образуют целостную структуру.

Психическое состояние характеризует психическую деятельность, а характеристика всегда подчеркивает своеобразные и типические черты. Например, состояние утомления своеобразно и типично, чтобы отличить его от противоположного состояния бодрости и работоспособности. 
 

55. Классификация психических  состояний по Левитову.

1) Состояния личностные и ситуативные. В первых прежде всего выражаются индивидуальные свойства человека, во вторых — особенности ситуаций, которые часто вызывают у человека нехарактерные для него реакции. Психические состояния часто бывают личностными, т. е. выражают ту или другую черту человека, не мешает определять их как временные характеристики психической деятельности. Если, например, человек склонен к аффектации, аффект -  временное целостное психическое состояние, которое начинается и кончается.

2) Состояния более  глубокие и более  поверхностные, в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека. Страсть как психическое состояние гораздо глубже настроения.

3) Состояния, положительно  или отрицательно  действующие на  человека. Важно с практической и с педагогической точки зрения. Апатия может служить примером отрицательного состояния, а вдохновение — примером состояния, положительно влияющего на деятельность человека.

4) Состояния продолжительные  и кратковременные. Так, настроения могут иметь разную продолжительность: от нескольких минут до суток и ряда дней.

5) Состояния более  или менее осознанные. Например, рассеянность чаще бывает несознательным психическим состоянием, решительность всегда сознательна, утомление может иметь разный уровень осознанности.

Данная классификация  объемна и приемлема для решения  исследовательских задач. В ней  отражены основные характеристики состояний, отражающие степень осознания, их знак (положительные или отрицательные), длительность и др. Но она имеет недостатки: нет четкого разграничения между состояниями и психическими процессами, т. к. использованы характеристики, большинство из которых может быть отнесено к психическим процессам => возможно невольное смешивание отдельных понятий. Например, Н. Д. Левитов говорит о рассеянности как о психическом состоянии, но у нас есть более существенные основания рассматривать рассеянность в качестве характеристики внимания.

На основе определения  Н. Д. Левитова, В. А. Ганзен с соавторами систематизировал состояния. Были отобраны и подвергнуты анализу 187 терминов, определяющих психические состояния человека. При проведении анализа этих слов учитывалось, что:

  1. целесообразно различать состояния установившиеся и переходные, так как человек в каждый момент времени пребывает только в одном состоянии, а их смена осуществляется в промежуточную, переходную стадию,
  2. психические процессы, состояния и свойства личности разграничиваются по признаку динамичности (первые наиболее подвижны, вторые занимают среднее положение, третьи же наиболее стабильны).

В результате проведенного анализа были выделены 63 понятия, обозначающие состояния человека, распределенные на две группы:

1) состояния, характеризующие  аффективно-волевую сферу психической  деятельности человека;

2) состояния сознания  и внимания.

Каждая группа имеет  общие характеристики, отражающие наиболее типичные, стержневые особенности входящих в нее состояний:

  • «напряжение—разрешение» для группы волевых состояний;
  • «удовольствие—неудовольствие» для группы аффективных состояний;
  • «сон—активация» для группы состояний сознания и внимания.
 

56. Психофизиологическое  состояние по Ильину. 

Рассматривает состояния, которые развиваются у человека в процессе его общественно значимой деятельности и затрагивают как психологические, так и физиологические структуры человека. Такие состояния он называет психофизиологическими, чтобы отделить их от элементарных состояний возбуждения и торможения, развивающихся на определенных уровнях регулирования.

Ильин: психофизиологическое состояние — это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.

Выделяет особый вид состояний — психофизиологические состояния, связанные с психическими и физиологическими структурами человека. При этом любое психическое состояние человека оказывается связанным с физиологическими структурами человека (либо оно вызывается физиологическими процессами, либо способствует возникновению определенных физиологических процессов).

Психофизиологическое  состояние по Ильину — причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психических уровней (субсистем) управления и регулирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. Поэтому всякое состояние является как переживанием субъекта, так и деятельностью его функциональных систем. Оно выражается не только в психофизиологических показателях, но и в поведении человека. Т. о. по мнению Ильина, состояние представлено характеристиками трех уровней реагирования:

  1. психического (переживаниями),
  2. физиологического (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы)
  3. поведенческого (мотивированное поведение).

По мнению Ильина ни поведение, ни различные психофизиологические показатели, взятые в отдельности, не могут достоверно дифференцировать одно состояние от другого, так как, например, увеличение частоты пульса или уменьшение времени реакции могут наблюдаться при различных состояниях.

Отличительной чертой данной позиции является и то, что  если Н. Д. Левитов говорил о недопущении  сведения состояний к переживаниям, то Е. П. Ильин - исключать их из характеристики состояний тоже нельзя. Переживания, по его мнению, занимают ведущее место в диагностике состояния. Именно переживание чего-то (апатии, страха, отвращения, неуверенности и т. п.) позволяет достоверно судить о возникшем у человека психофизиологическом состоянии. => психологические особенности личности играют, ведущую роль в образовании психофизиологических состояний => механизмы регуляции психических состояний надо искать внутри личности.

Психическая сторона состояний отражается в виде переживаний и чувств, а физиологическая — в изменении функций, и в первую очередь вегетативных и двигательных. Переживания и физиологические изменения неотделимы, т. е. всегда сопутствуют друг другу. Например, усталость, апатия сопровождаются изменением ряда физиологических функций, так же как физиологические признаки определенного состояния сопровождаются чувством усталости, апатии.

Основные  положения в концепции  Ильина:

  1. состояние человека обусловлено воздействием факторов внешней среды и внутренних условий, к которым относятся структуры психического и физиологического уровня.
  2. субъективная сторона состояний (переживания) играет одну из ведущих ролей в регуляции состояний.

=> состояние отражает уровень функционирования как отдельных систем, так и всего организма. Поэтому логично говорить не о психических, или психофизиологических, состояниях, а о функциональных состояниях.

Уровень функционирования сложной физиологической системы, обладающей свойством самоконтроля, саморегуляции и самоуправления, -  стабильная величина специфической реакции, обусловленная природой раздражителя и свойствами системы.  
 

57. Роль ЦНС в формировании  функционального  состояния.

П. К. Анохин: центральным звеном любой системы является результат ее функционирования — ее системообразующий фактор, им является адаптация. =>

функциональное  состояние -  характеристика уровня функционирования систем организма в определенный период времени, отражающая особенности гомеостаза и процесса адаптации. Достижение того или иного уровня функционирования осуществляется благодаря деятельности механизмов регуляции.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"