Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 12:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

конспект по психологии.docx

— 215.34 Кб (Скачать)

Что представляют собой  механизмы регуляции организма?

  • С позиции кибернетической науки, организм - многоуровневая, саморегулируемая и саморазвивающаяся система с механизмом управления и управляемых систем. Управляющий механизм - центральная и вегетативную нервную систему, а все остальные системы организма являются управляемыми.

Согласно  современным представлениям, ключевым звеном в структуре общего функционального состояния организма является состояние центральной нервной системы. Состояние НС - результат взаимодействия:

- неспецифической генерализированной активности, источником которой является ретикулярная формация,

- специфической активности, имеющей ряд локальных источников, определяющей уровень:

  • Внимания,
  • восприятия,
  • понятийного мышления,
  • моторной активности,
  • мотивации
  • эмоций.

Специфическая активность - свойственная конкретной системе организма реакция на определенный внешний или внутренний стимул.

Особое положение  нервной системы как управляющей  и обеспечивающей целостность всего  организма определяется ее свойствами и особенностями:

  • в первую очередь структурной целостностью мозга, которая проявляется в способности мозговых структур при необходимости брать на себя функции поврежденных отделов.
  • особенностью центральной нервной системы является наличие жестко фиксированных и относительно независимых от среды программ, обслуживающих биоритмы.
  • свойство ЦНС — ее доминантная природа, определяющая регуляцию состояний организма и поведения.

 Наличие данных  свойств делает нервную систему  физиологической основой механизмов регуляции.

Функции функционального состояния:

  1. обеспечение мотивационного (или целенаправленного) поведения
  2. восстановление нарушенного гомеостаза.
  • 2 стороны функционального состояния:
    1. Объективная- связана с физиологическими процессами и определяет особенности регуляции гомеостаза.
    2. субъективная - отражается в переживаниях субъекта и определяет особенности формирования мотивированного поведения.

Следует отметить, что у человека субъективная сторона  функционального состояния является ведущей, так как в ходе адаптационных  перестроек субъективные сдвиги, как  правило, намного опережают объективные. Данное положение отражает общефизиологическую закономерность, которая заключается в том, что механизмы регуляция начинают работу раньше, чем управляемые ими системы. Что собой представляет субъективная сторона функционального состояния у человека?

Под субъективной стороной функционального состояния понимают психические явления, которые относятся  к личностным образованиям. Именно особенности личности во многом определяют характер функционального состояния  и являются одними из ведущих механизмов регуляции в процессе адаптации  организма к условиям среды. Личностный принцип регуляции состояний  и деятельности в настоящее время  является общепризнанным. Из него следует, что формирование состояний во многом обусловлено отношением человека к  самому себе, окружающей действительности и собственной деятельности.

Можно предположить, что набор функциональных состояний  у всех людей принципиально одинаков, поскольку задан генетически. Однако имеются существенные индивидуальные различия в выраженности и динамике одних и тех же состояний, а  также в закономерностях их взаимных переходов. Различия в отношении  к происходящему являются причиной того, что в одних и тех же условиях деятельности люди находятся  в различных функциональных состояниях.

Личностные механизмы  регуляции состояний весьма разнообразны. Их организация соответствует иерархии структуры личности. Следовательно, функциональное состояние зависит  от свойств нервной системы, от типа темперамента, от общей эмоциональной  направленности или спектра «излюбленных переживаний», от способности к нейтрализации  негативных эмоциональных следов и  от степени развития тех или иных волевых качеств. Имеются данные и о влиянии на функциональное состояние интеллектуальных характеристик, а также о значении для регуляции  состояний уровня психофизиологического  единства личности. Таким образом, в  функциональном состоянии отражаются особенности всех уровней личности.

Понятие «функциональное  состояние» как научная категория  первоначально сформировалось в  физиологии, где использовалось для  характеристики деятельности организма. В отечественной психологической  литературе это понятие появилось  сравнительно недавно и связано  с именами А. Б. Леоновой и В. И. Медведева. Они определяют функциональное состояние как «интегральный  комплекс

448 • Часть III. Психические  состояния и их  регуляция  

характеристик тех  функций и качеств человека, которые  прямо или косвенно обусловливают  выполнение деятельности, т. е. создают  возможность деятельности».

Функциональное состояние  непосредственно отражает особенности  процесса адаптации. Так, Медведев рассматривает адаптацию как постоянный процесс взаимодействия в системе «человек—среда», протекающий на двух уровнях: физиологическом и социально-психологическом. При этом связь в системе «человек-среда» является системообразующей и определяетфункциональное состояние организма.

В свою очередь, отталкиваясь от философского определения данной категории, в соответствии с которым  функциональное состояние отражает специфическую форму реализации бытия, фиксирующую момент устойчивости в изменении, развитии и движении материальных объектов при определенных условиях, Л. Г. Дикая полагает, что  функциональное состояние есть результат взаимодействия психологической системы и деятельности по саморегуляции психофизиологического состояния. В то же время процессы управления в живых системах можно рассматривать как некую организацию целенаправленных взаимодействий, результатом которых является переход из одного состояния в другое.

Как мы видим, единого  определения функционального состояния, как и психического состояния, нет, хотя в приведенных выше определениях подчеркивается взаимосвязь функционального  состояния и процесса адаптации. Поскольку нет единого определения  функционального состояния, то нет  и единой классификации функциональных состояний. Тем не менее целесообразно рассмотреть состояния организма и личности, выделяемые различными исследователями в качестве основных и наиболее общих.

18.3. Общая характеристика  состояний организма  и психики

При исследовании адаптации  и функциональных состояний выделяют несколько типовых состояний, обусловленных  уровнем активности различных механизмов, систем и органов.

Прежде всего, это релаксация — состояние успокоения, расслабления и восстановления. Это состояние возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Релаксация может быть непроизвольной и произвольной. Например, непроизвольное состояние расслабленности возникает при засыпании или при значительном физическом и психическом утомлении. Произвольная релаксация возникает путем принятия спокойной позы, мысленного представления состояния, обычно соответствующего покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности. Обычно произвольная релаксация вызывается в процессе аутогенных тренировок, направленных на снятие эмоционального перенапряжения, поскольку само по себе возникновение состояния релаксации приводит к нормализации эмоциональной сферы.

Релаксация как  вид функционального состояния  имеет ряд особенностей. Прежде всего для этого состояния характерна высокая программируемость и воз-

Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма  •'449  

можность вызывать его с помощью самовнушения. В этом состоянии у человека снижен уровень самоконтроля и критичности. Данная особенность релаксации широко используется в лечебных психотерапевтических сеансах, основанных на суггестии. Однако релаксация необходима не только при лечении различных расстройств, но и в повседневной жизни. Состояние релаксации необходимо для самопрограммирования и восстановления организмом затраченных в состоянии бодрствования сил. Когда мы расслаблены, происходит восстановление нормального функционирования всех систем организма. Релаксация также необходима для перехода ко сну.

Сон — это периодически возникающее функциональное состояние человека со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах. Это состояние характеризуется значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира. Сон очень близок к состоянию релаксации, но многие явления, наблюдаемые в состоянии релаксации, в состоянии сна более выражены. Например, если в состоянии релаксации наблюдается снижение критичности, то во время сна у человека наблюдается угнетение осознаваемой психической активности. Сон является необходимым состоянием в жизни человека. Он, так же как и состояние релаксации, обеспечивает восстановление физических и психических резервов человека. Нарушение сна всегда сопровождается негативными эмоциональными переживаниями и физическими ощущениями.

Следующее функциональное состояние — оптимальное рабочее состояние. В этом состоянии человек действует наиболее эффективно, ибо оно обеспечивает наибольшую эффективность деятельности. Это состояние часто называют состоянием комфорта. Тем не менее оно всегда сопряжено с некоторым напряжением психических и физических механизмов регуляции. По своей сути это состояние противоречиво: с одной стороны, оно способствует самоактуализации, но с другой стороны, это состояние при дальнейшем своем развитии закономерно переходит в утомление.

Утомление — это состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Это состояние возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе систем организма и личности, обеспечивающих деятельность. Одна из главных особенностей данного состояния заключается в том, что оно имеет различный уровень проявления. Например, оно может проявляться на физиологическом, психологическом, и поведенческом уровнях. Так, на физиологическом уровне утомление проявляется в повышении инертности нервных процессов. На психологическом уровне при утомлении происходит снижение чувствительности. Кроме этого наблюдается нарушение таких психических процессов, как память, внимание и др. Также наблюдаются определенные сдвиги в эмоциональной и мо-тивационной сферах. На поведенческом уровне утомление выражается в снижении производительности труда, уменьшении скорости и точности выполняемых операций.

Характер проявления утомления зависит от вида нагрузки и времени ее воздействия. Например, нагрузка может быть информационной (в случаях решения интеллектуальных или перцептивных задач) и физической (в случае выполнения

450 • Часть III. Психические  состояния и их  регуляция  

физической работы). Поэтому принято выделять интеллектуальное и физическое утомление. В зависимости  от интенсивности и локализации  нагрузок утомление может быть острым или хроническим. Как правило, утомление  — это временное состояние, которое  сопровождается субъективным ощущением  усталости, выражающейся в чувстве  вялости, слабости, ощущении физиологического дискомфорта, осознанием нарушений  в протекании психических процессов, потерей интереса к работе и др. После более или менее продолжительного отдыха утомление проходит и восстанавливается  оптимальное рабочее состояние. Однако в случаях, когда отдых  был недостаточным, когда утомление  становится систематическим, нагрузки растут и уменьшить их не представляется возможным, могут возникать пограничные и патологические состояния. Эти состояния, как правило, не рассматриваются в рамках классификации функциональных состояний, поскольку представляют собой особый класс состояний человека.

Еще одним видом  функционального состояния является стресс, который характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. Для этого состояния характерна крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях оно может трансформироваться в оптимальное рабочее состояние, а при неблагоприятных условиях — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение как общей работоспособности, так и эффективности функционирования отдельных систем и органов, а также истощение энергетических ресурсов.

Под стрессом понимают неспецифический ответ организма  на предъявляемые ему внешние  или внутренние требования. (Понятием «неспецифический ответ организма» принято обозначать необычную или  несвойственную для организма или  какой-либо его системы реакцию  на внутренний или внешний стимул.) Часто состояние стресса рассматривается  как неотъемлемая часть адаптационного процесса. Это связано с тем, что  стресс имеет свои стадии. Их описание содержится в классических исследованиях  Г. Селье, и они свойственны любому адаптационному процессу.

Явление стресса столь  многоаспектно, что возникла необходимость  иметь типологию его проявления. В настоящее время существует разделение стресса на два основных вида: системный (физиологический) и  эмоциональный (психический). Поскольку  человек является социальным существом  и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая  сфера, то эмоциональный стресс является наиболее значимым для процесса регуляции.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"