Шпаргалка по "Психотерапии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Психотерапия".

Работа содержит 1 файл

ответы на экзамен психотерапия.docx

— 90.98 Кб (Скачать)

1.      Астенический синдром (нервно-психологическая слабость):

-         нарушения памяти внимания, понижение  работоспособности

-         головные боли

-         нарушения сна

1 стадия –  гиперстеническая (повышенная возбудимость)

2 стадия –  раздражающая слабость

3 стадия –  гипостеническая (вялость, отсутствие аппетита)

2.      Обессивный синдром (навязчивость, одержимость):

Внезапно появляющиеся чувства, мысли, представления в  данный момент противоречащие ситуации

-         в интеллектуальной сфере

-         в эмоциональной сфере (фобии)

-         в моторной сфере (импульсии) – ритуалы, носящие охранительный характер

Контрастные навязчивости (хульные мысли) – навязчивые мысли, чувства, представления, которые не сообразуются с настоящими чувствами человека.

3.      Фобический синдром:

-         пространства и передвижения  в теле(?)

-         нозофобии (страх заболевания чем-либо)

-         социофобии (страх социально значимых ситуаций)

4. Депрессивный синдром:

Понижение настроения, но не тоска; нет психической и  моторной заторможенности; пессимизм  ограничен психотравмирующей ситуацией; нет суицидальных мыслей или они  скрыты.

5.Ипохондрический синдром (состояние болезненности):

Что-то где-то постоянно  болит или болезненно оценивается; нормальные физиологические отклонения (учащения пульса при беге, тяжесть  при приседании).

6.      Нарушения пищевого  поведения.

-         нервная анорексия (отказ от еды, потеря веса, гормональные сдвиги)

-         нарвная булимия (обжорство)

Основные  формы невроза:

-         неврастения

-         истерия

-         невроз навязчивых состояний 

9. Основные направления психотерапии. 
 
 

10. Психологическая концепция Фрейда.

Психическая жизнь человека – выражение борьбы конфликтов различных составляющих психики.

Бессознательный психический процесс.

Центральное –  представление о бессознательности  психических процессов; это основная детерминанта, определяющая развитие личности и ее поведение.

Содержание бессознательного – инстинктивные первичные потребности, которые угрожают сознанию и вытесняются.

Инстинкт  и мотивация.

С точки зрения Фрейда, инстинкт – это не врожденный рефлекс, а побудительный мотив  силы личности, это психический образ  некоей потребности организма. Инстинкт – побуждение, влечение.

Телесное возбуждение  – потребность, а психическая  репрезентация его – желание.

Если есть потребность, то существует и напряжение. Инстинкт должен разрядить его. Это внутреннее возбуждение есть источник психического, поведение энергии, следовательно, инстинкты – побудительные силы личности.

2 группы инстинктов:

1.      инстинкты жизни (эрос) – направлены  на сохранение жизненных процессов

2.      инстинкты смерти (тонатос) – на разрушение

Энергия либидо(1)  - это не сексуальный инстинкт, а  энергия всех инстинктов жизни.

Концепция личности.

1.      Монографическая – относится к определенным уровням сознания:

-         сознание

-         предсознательное (в данный момент не осознается)

-         бессознательное (не осознается и самостоятельно осознано быть не может)

2.      Структурная – личность включает  три уровня:

-         ИД (оно)

-         ЭГО (я)

-         СУПЕРЭГО (сверх я)

Тревога.

Если ЭГО слабое, то результат давления ИД и СУПЕРЭГО – тревога.

Тревога – функция  ЭГО, предупреждает об опасности.

3 типа тревоги:

-         объективная тревога (реалистическая)

-         невротическая тревога (связана  с ИД)

-         моральная (связана с СУПЕРЭГО)

Тревога сопровождается напряжением, поэтому включаются защитные механизмы психики – приемы ЭГО, направленные на понижение тревоги. Являются неосознанными, пассивными, в  значительной степени искажают реальность.

Концепция невроза.

Невротический симптом – способ энергетической разрядки, вытеснения напряжения. Вырвавшаяся  энергия направляется на определенный орган, который в результате выходит  из строя.

Психоневроз –  объясняется в рамках личности человека (конфликт между ЭГО, ИД и СУПЕРЭГО)

Актуальный невроз – связан с событиями настоящего.

С точки зрения Фрейда, невроз – результат конфликта  между бессознательным и сознанием. 

11.Защитные  механизмы в концепции  Фрейда

1.      вытеснение (подавление) – основной  механизм защиты составная часть  всех других механизмов, это попытка  избежать неприятных мыслей и  чувств.

2.      Проекция – специфические чувства,  желания приписываются другим.

3.      Отрицание – предшествует проекции, защита от реальности, приносящей  боль.

4.      Замещение – переадресовка инстиктивного импульса на менее угрожающий объект.

5.      Рационализация – поведению дается  объяснение, маскирующее истинную  мотивацию.

6.      Идентификация – тревога снимается  за счет отождествления себя  со значимым лицом, менее уязвимым  в тревожной ситуации.

7.      Идентификация с агрессором –  идентификация с тем, кого на  самом деле боюсь.

8.      Интроекция (интроективная идентификация) – приписывание внутрь, отождествление с внутренним объектом.

9.      Изоляция – отгораживание части  своего опыта, представляющего  угрозу.

10.  Реактивная  формация – человек справляется  с неприемлемыми импульсами формируя  противодействие (нагромождение  противоположного по смыслу).

11.  Регрессия  – возвращение к более ранним  периодам жизни в случае угрозы.

12.  Сублимация  – единственно здоровый путь  трансформации энергии; вытеснение  биологического влечения, в основе  которого лежат не невротические  механизмы.

ЭГО становится ареной борьбы между ИД и СУПЕРЭГО. Смысл тревоги в том, что инстинкты  могут прорваться, поэтому включаются защитные механизмы. Если тревога не понижается – следует невротический  симптом. 

12. Поведенческое направление в психотерапии

Поведенческая психотерапия относится к одним  из молодых методов психотерапии. Как самостоятельный метод поведенческая  психотерапия сложилась в середине прошлого века, начав фактически со своего момента возникновения бурно  развиваться в нескольких разных направлениях.

Изначально поведенческая  психотерапия опиралась на классическую поведенческую психологию (бихевиоризм) и заимствовала из нее положительное  отношение к экспериментальному получению знания и пренебрежение  к тем психическим процессам, которые не поддаются прямому, объективному наблюдению.

Поведенческое направление в психотерапии базируется на различных теориях научения и психологии поведения. Поэтому сам термин подразумевает разнообразие различных методик. Некоторые из них появились достаточно давно, некоторые развились недавно. В любом случае, поведенческая терапия изначально оценивала патологическое поведение как одну из форм поведения, следующую тем же законам, что и поведение здоровое. Из изначального предположения «поведение — результат научения», возникла теория о возможности терапевтического обучения, базирующегося на достижениях психологии. Патологическое поведение становилось главным объектом терапевтического воздействия. Устранив или скорректировав патологическое поведение, психотерапевт помогал пациенту избавиться от страданий, достигая поставленных целей терапии.

  1. Поведенческая психотерапия акцентирует внимание на изменения поведения.

 Значительное  отличие поведенческой психотерапии  заключается в том, что под  терапией понимается форма обучения  новым способам поведения, отсутствие  которых тем или иным образом  ответственно за психологические  проблемы человека. Такое обучение  подразумевает устранение болезненных  форм поведения или же их  изменение. Способ же и тип  обучения принципиального значения  не имеет. Именно нацеленность  на достижение поведенческих  изменений путем многоэтапной  работы относится наиболее значимой  из отличительных черт психотерапии  поведения.

2) Контроль достигаемых  результатов в процессе проводимой  терапии.

 Другая особенность  заключается в работе психотерапевта  с четко определяемыми познавательными,  эмоциональными и поведенческими  явлениями, стремлении получить  видимый результат. Еще до начала  активного психотерапевтического  вмешательства выделяются цели, достижение которых служит оценкой  эффективности психотерапии.

3) Опора на  эмпирические данные и существующие  психологические теории.

 Сама психотерапия  основывается на эмпирических  выводах о характеристиках регуляции  поведения субъекта и контролируется  с использованием этих данных. Поведенческая терапия использует  методики, прошедшие тщательнейшую  экспериментальную оценку и опирающиеся  на точные теоретические концепции.

4) Множественность  отдельных способов подхода к  клиенту.

 Поведенческая  психотерапия базируется на большом  количестве отдельных технологий, методов и приемов, ориентированных  на корректировку патологического  поведения. Трудно отследить внутреннюю  целостность этих технологий, ведь  для каждого отдельного случая  разработаны специальные приемы. При осуществлении психотерапии, оценивая картину поведенческих  нарушений, каждый раз психотерапевт  заново выбирает из обилия  методов наиболее приемлемые. Речь  идет о разных техниках (техники  поведенческой психотерапии), объединенных  общей терапевтической направленностью  и рассчитанных на разноплановое  воздействие, а не об одном  стандартном методе. 

13. Методы психотерапии, основанные на  классическом обусловливании

Метод системной десинсибилизации по Вольпе (через воображение).

Смысл: погасить реакцию, надо сочетать ситуацию с противоположными состояниями.

1 этап: выяснение  того, какую ситуацию надо изменить

2 этап: выяснение  того, в каких ситуациях эта  реакция проявляется

3 этап: составление  иерархии ситуаций, вызывающих эту  реакцию. Психотерапевтический результат – в какой минимальной ситуации проявляется реакция и по мере возрастания реакции.

4 этап: обучение  произвольному мышечному расслаблению.

Метод произвольной мышечной релаксации по Джекобсону.

Задачи метода: - с помощью концентрации внимания выработка способности улавливать чувство напряжения в мышцах, когда  оно имеется, и чувство мышечного  расслабления

-         понижение порога восприятия  этих двух противоположных состояний  (различий)

-         на основе предыдущего, обучение  произвольному расслаблению напряженных  мышечных групп, даже если напряжение  незначительно

Информация о работе Шпаргалка по "Психотерапии"