Шпаргалка по "Психотерапии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Психотерапия".

Работа содержит 1 файл

ответы на экзамен психотерапия.docx

— 90.98 Кб (Скачать)

Для овладения  этими задачами , мышцы разделены на 16 групп:

1 группа: доминантная  кисть и предплечье – максимально  сожмите кулак

2 группа6 доминантное плечо – максимально надавите локтем на подлокотник, вызовите напряжение двуглавой мышцы плеча

3 группа: не доминантная  кисть и предплечье

4 группа: не доминантное  плечо

5 группа: мышцы  верхней трети лица – поднимите  брови как можно выше

6 группа: мышцы  средней трети лица – сведите  как можно сильнее глаза к  переносице и максимально наморщите  нос

7 группа: мышцы  нижней трети лица: максимально  сожмите челюсти и отведите  углы рта назад

8 группа: мышцы  шеи – наклоняйте подбородок  к груди и одновременно препятствуйте  этому, напрягая задние мышцы  шеи

9 группа: грудь , мышцы надплечий и спины – максимально соедините лопатки книзу и к середине

10 группа: мышцы  живота: максимально напрягите все  мышцы брюшного пресса как  перед ударом в живот

11 группа: доминантное  бедро -  максимально напрягите передние и задние мышцы бедра

12 группа: доминантная  голень – максимально подтяните  на себя ступню и разогните  большой палец ступни

13 группа: доминантная  ступня: согните ступню вовнутрь, одновременно согните пальцы  ступни

14 группа: не  доминантное бедро

15 группа: не  доминантная голень

16 группа: не  доминантная ступня

Сначала отрабатывается одна группа мышц, потом объединяется вся рука, все лицо и т. д.

Освоение примерно за 8 сеансов по 15 минут (обязательна  домашняя тренировка).

5 этап: собственно  системная десенсибилизация через  воображение. Психотерапевт предъявляет  пациенту самую простую ситуацию  и заставляет его ослабить  напряжение за счет выработанных  умений. Ситуация предъявляется  до той поры, пока напряжение  не перестает возникать. Далее  двигаются по иерархии напряжений. Существуют модификации метода. 

14. Методы психотерапии, основанные на оперантном обусловливании. 
 
 
 
 

17. Групповая психотерапия

Специфика групповой  психотерапии как лечебного метода заключается в целенаправленном использовании в терапевтических  целях групповой динамики. Использование  любого психотерапевтического метода в группе больных не является групповой  терапией. Групповой терапия становится тогда, когда терапевт использует терапевтический  потенциал группы. В любой группе людей, которые общаются достаточно продолжительное время, возникают  определенные групповые феномены, такие, как распределение ролей, выделение  лидера и т.п. В терапевтической  группе тоже наблюдаются феномены, которые называются лечебными факторами:

• Сплоченность членов группы - условие, способствующее достижению терапевтического успеха. Характеризует прочность и единство межличностных взаимодействий в  группе.

• Внушение надежды  группой - вера в успешность терапевтического процесса появляется при совместной работе. Возникает от того, что разные участники группы продвигаются в  разном темпе (отстающие тянутся  вперед).

• Обобщение - до прихода в группу люди считают  собственные проблемы уникальными, а в процессе групповой работы осознают, что это не так.

• Альтруизм - осознание  того, что каждый участник группы может  быть полезным и необходимым другим.

•  Предоставление информации - используются приемы инструктирования и от терапевта клиенту, и от клиентов друг другу.

• Множественный  перенос - эмоциональная привязанность  участников к терапевту и друг к другу, группе в целом.

•  Межличностное  общение - группа является своеобразным испытательным полигоном для  исследования положительных и отрицательных  эмоциональных реакций участников и апробации новых способов поведения. Члены группы узнают, что они могут  открыто просить других о помощи, поддержки.

•  Развитие межличностных умений - участники  совершенствуют свои умения общаться в группе.

•  Имитирующее  поведение - подражание ведущему, участников группы друг другу. Сначала - для получения  одобрения, затем наступает активное экспериментирование. В результате расширяется поведенческий репертуар  каждого участника.

•  Катарсис - эмоциональное потрясение, очищение.  

18. Групповая сплоченность и групповое напряжение. Фазы развития группы.

Групповая психотерапия – психотерапевтический метод, специфика  которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений  и взаимодействий, возникающих между  участниками группы, включая и  группового психотерапевта, в лечебных целях.

Групповая сплоченность - Это необходимое условие, выражающееся в стремлении членов группы остаться в рамках группы, сохранить ее. Следствие сплоченности - особые отношения, которые складываются между членами группы. Особая атмосфера возникающая в ходе коррекционной деятельности.

Групповое напряжение.

Во время деятельности члены группы могут противостоять  друг другу во взглядах, отношениях и др. Появляется антипатия, неприязнь, агрессивность, конфликты между  участниками группы, участником и  руководителем.

 Групповое  напряжение связано с внутренним  напряжением каждого индивида  в группе. В групповой психокоррекции агрессию не подавляют, а стараются вывлять либо вербально (рассказ об этих чувствах), либо в символической форме (используются дополнительные объекты: клиент бьёт по подушке, которая является символов человека - предмета агрессии).

 Если напряжение  в группе велико и не заменяется  сплоченностью, то это ведет  к распаду группы. Слабое напряжение  тоже негативно, т.к. работа  над собой затормаживается, члены  группы удовлетворены отношениями,  стараются не замечать комплексы.  Психокоррекционная группа нуждается в постоянных конфликтах, взаимной критике и конфронтации своих членов.

Сплоченность  группы - стабилизирующий фактор, который  обеспечивает поддержку и относительную  безопасность.

 Групповое  напряжение - побуждающий фактор, обеспечивающий  неудовлетворенность и желание  что-то изменить. Психолог должен  контролировать динамическое равновесие  между этими факторами.

    Фаза 1. – ориентации, поиска смысла, пассивного ожидания.

    Высокий уровень  напряжения в группе:

    -         индивидуальная составляющая связана  с собственными проблемами каждого  пациента

    -         групповая составляющая, так как  существуют значительные расхождения  в ожиданиях к психотерапевту(как он должен себя вести) и тем, как он ведет себя на самом деле.

    Ожидания –  врач возьмет всю ответственность  за лечение на себя. Пациенты ждут расспросов, диагноза, рецепта. Но групповая динамика возможна при относительном равноправии участников: если повышается напряжение, то проявляется пассивное поведение пациентов.

    Пассивное поведение  пациентов.

    Проявляется в периоды снятия напряжения за счет неконструктивной активности. Подфазы:

    -         псевдосплоченность – за счет активных пациентов, которые берут на себя роль лидера, драматизация травматических факторов, нагнетание обстановки; мы хорошие, они плохие, меняться нужно им – тупик;

    -         козел отпущения – неконструктивная  критика, выносящая раздражение,  напряжение сбрасывается за счет  неконструктивной критики в адрес  одного из участников группы; можно выбрать председателя для  снижения напряжения.

    Фаза 2. – растормаживание  агрессивности, бунт против терапевта.

    Высокий уровень  напряжения, поведение участников группы более активно, аффективно заряжено, агрессивно настроено к психотерапевту.

    Показатель  – большое количество вопросов к  психотерапевту. Либо агрессия на метод (косвенная). В открытую не говорят об агрессии. Думают: либо плохой профессионал, либо плохой человек.

    Конструктивное  разрешение ситуации – открытое выражение  эмоций по отношению к психотерапевту и обсуждение причин, побуждающих  к агрессии, как следствие –  разрешение конфликта.

    В этой фазе затрагиваются  основные проблемы личности:

    -         проблема ответственности (перекладывание  на психотерапевта) – невротический  симптом – способ переложить  ответственность с себя на  свой организм

    -         взаимоотношения с авторитетами (с родительской фигурой)  - с  одной стороны желание привлечь  внимание психотерапевта, с другой  – эмансипация конфликта с  психотерапевтом характерная для  инфантильных пациентов

    -         проблема негативных эмоций –  возможность открыто говорить  об этом психотерапевту; реатрибутирование негативных эмоций – кому человек приписывает испытываемые эмоции; за позитивные чувства отвечаю я, как и за негативные. (Я раздражен, так как я ожидал другого).

    Человек может  контролировать свои чувства, если он их осознает и принимает, так как  сам является источником своих чувств.

    Иногда для  общего «дозревания» напряжения терапевт усиливает различными приемами напряжение, чтобы его вскрыть.

    Конструктивное  завершение фазы – открытое выражение  агрессии и ее переработка.

    Фаза 3. – развитие групповых норм.

    Резкое изменение  характера взаимодействия. Формируется  групповая сплоченность, цели, нормы, то есть групповая культура.

    Фаза 4.  –  рабочая фаза, осознание целенаправленной деятельности, выработка новых форм поведения.

    Активно работающая психотерапевтическая группа.

Фазы 1, 2, 3 – занимают до четверти всего времени работы группы и называются подготовительными. 

19. Механизмы лечебного действия групповой психотерапии

    Факторы, обеспечивающие лечебный эффект:

    -         переживание

    -         осознание

    -          научение

    Пути изучения пациента:

    -         опрос пациента

    -         опрос специалистов

    -         собственные экспериментальные  исследования, позволяющие выявить  корреляции между переменными  процесса и эффективностью

    Механизмы: 

    1.      сообщение информации – краткий психологический «ликбез», информация вычленяется участниками косвенно в процессе работы группы, что-то дополняет психотерапевт (психика и соматика)

    2.      универсальность страданий –близко сталкиваясь с проблемами и симптомами других, пациенты убеждаются, что они не одиноки – они не хуже других, но и не лучше; снимает актуальность переживаний, снижение невротического эгоцентризма

    3.      внушение надежды – пациенты видят происходящие у других положительные изменения при их активности – появляется надежда, что он тоже сможет этого достичь. Особенно это характерно для открытых групп.

    4.      альтруизм – люди могут помочь друг другу и я могу кому-то помочь -  повышение самооценки

    5.      коррегирующая рекапитуляция первичной семейной группы – коррекция негативных влияний, идущих из родительской семьи, в группе – множественная проекция, воспроизводство в отношениях с психотерапевтом отношений с родителями, с другими участниками группы – с другими членами семьи.

Информация о работе Шпаргалка по "Психотерапии"