Шпаргалка по "Психотерапии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Психотерапия".

Работа содержит 1 файл

ответы на экзамен психотерапия.docx

— 90.98 Кб (Скачать)

26. Бихевиористическая концепция в психотерапии

Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение) - направление в американской психологии, представители которой отрицают сознание как предмет психологии. Основатель этого направления Дж. Б. Уотсон (1878 - 1958) выступил против понимания психологии как науки о непосредственных субъективных явлениях. Вместо этого он предложил считать предметом психологии поведение. Понятия образы, мышление, чувства и т.д. Дж. Уотсон заменил понятиями о мышечные и секреторные реакции.

Бихевиоризм стремится  изучать поведение, данное в виде комплекса движений, вне участия  какого-либо внутреннего, или, иначе, психического, момента. Однако, на самом деле, тот  или иной комплекс движений становится актом поведения только на почве  психического — того переживания, благодаря  которому индивид превращается в субъекта поведения. Поэтому стоит только лишить поведение этого переживания, как оно тотчас распадется на простую последовательность отдельных движений. В этом ряду сменяющих друг друга движений мы будем не в состоянии выделить в виде отдельных комплексов единицы поведения. Не учитывая психическое, невозможно определить, где начинается и где завершается тот или иной поведенческий акт. Вместо поведения мы будем вынуждены изучать эти отдельные движения, то есть вместо поведения исследовать его моторные элементы — так называемые рефлексы.

Таким образом, бихевиористическая психология невольно превращается в учение о рефлексах, или рефлексологию. А специальное изучение рефлексов — дело физиологии. Поэтому бихевиористическая психология фактически представляет собой физиологию рефлексов. 

27. Оперантное научение Торндайка и Скинера.

Термины «инструментальное  научение» и «оперантное обусловливание» означают, что реакция организма, которая формируется по принципу проб и ошибок, является инструментом для получения поощрения и предполагает оперирование со средой, то есть поведение есть функция его последствий. При оперантном обусловливании поведение контролируется его результатом и последствиями. Модификация поведения осуществляется за счет влияния на его результаты и последствия. В соответствии со схемой оперантного обусловливания экспериментатор, наблюдая поведение, фиксирует случайные проявления желательной, «правильной» реакции и сразу же подкрепляет ее. Таким образом, стимул следует после поведенческой реакции, прямое подкрепление используется через поощрение и наказание. Результатом научения является оперантное научение, или оперант. В этом случае подкрепляется не стимул, а реакция организма, именно она вызывает подкрепляющий стимул, поэтому такое научение обозначается как научение типа R. Оперантное или инструментальное поведение — поведение типа R — это поведение, вызванное подкреплением, следующим за поведением. Скиннер, подчеркивая различия между респондентным и оперантным поведением, указывает, что респондентное поведение вызвано стимулом, который предшествует поведению, а оперантное поведение — стимулом, следующим за поведением. Иными словами: в классическом обусловливании стимул предшествует поведенческой реакции, а в оперантном — следует за ней. 

28. Личностно-ориентированная терапия.

    Ориентация  на личность

    Субъект-субъектные, диалогические отношения (взаимодействие)

    Критерии личностно-ориентированой психотерапии

    1. Диалогические  отношения

    Диалог - это  способ построения отношений с пациентом  на основе взаимодействия, это совместный поиск проблемы и её решения. Терапевт не учитель, а партнер. В отношениях с терапевтом клиент реактуализирует и проживает ранние отношения, ставшие основой для развития невроза. В процессе терапии возможны не только изменение непродуктивных отношений, но и выстраивание новых, ранее не встречавшихся в опыте клиента.

    2. Столкновение  пациента со своей проблемой.

    Л-О терапия  не стремится к прямой дезактуализации проблемы, т.к. дезактуализация возможна только, как следствие разрешения значимого противоречия.

    3. Осознавание и проживание (рефлексия) своей проблемы. Проживание блокированного (непривычного) опыта.

    Цель:

    Личностные  изменения клиента, путем преодоления  внутриличностных барьеров, которые приводят к непродуктивному отношению с миром. Согласно теории парадоксального изменения А. Бейссера: "Изменение возникает тогда, когда субъект становится тем, что он есть, а не тогда, когда он пытается стать тем, чем он не является".

    Методы:

    Психоанализ, психодинамическая терапия

    Экзистенциально-гуманистическое  направление

    Клиент - центрированная терапия К. Рождерса

    Экзистенциальная  терапия

    Гештальт-терапия (А. Маслоу, И. Ялом, Д. Бьюдженталь, Р. Мэй, К. Роджерс, В. Франкл, Ф. Перлз)

    Недостатки

    долгосрочная

    сложность формирования мотивации у пациента

    Преимущества

затрагивая основу симптоматики, ведет к стабильному  результату. Способствует формированию стойкой ремиссии и предотвращению рецидивов 

29. Психодрама

Психодрама – это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструментарий драматической импровизации для изучения и коррекции психологических проблем участников.

Психодрама как лечебный, психотерапевтический метод была создана и разработана Якобом Леви Морено (1892-1974) на основе опыта его театрального эксперимента “спонтанного театра”, изначальная цель которого не была связана с психотерапией и заключалась в реализации творческого потенциала человека, его творческого Я в “театре жизни”. Внутри- и межличностные изменения, достигаемые участниками “спонтанного театра”, послужили основой для дальнейшего развития психодрамы как психотерапевтического метода.

Морено исходил  из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные  роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными  жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуаций возникают  спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующие развитию творческой активности и достижению инсайта. Все это создает благоприятную основу для творческого переосмысления собственных проблем и конфликтов, выработки более глубокого и адекватного самопонимания, преодоления неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования.

Фазы развития психодраммы.

  1. В инициальной фазе происходит выбор протагониста, получение диагностического материала, предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протагонистом, подготовка протагониста и других участников, организация пространства для психодраматического действия. Обычно в инициальной фазе происходит разминка, задачи которой состоят в стимулировании спонтанности участников, ослаблении страха, тревоги и беспокойства, снятии защиты, создании соответствующей эмоциональной атмосферы

Для этого используются различные вспомогательные приемы: дискуссия, “живые скульптуры”, импровизации, разыгрывание сказок или фантастических ситуаций и пр.

  1. Вторая фаза – разыгрывание ролевой ситуации, или психодраматическое действие. В ходе ее пациент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чувства, отношения, установки, проблемы и конфликты. Облегчить эти процессы помогает целый ряд приемов: “зеркало”, “двойники”, “другие Я”, монолог, диалог, построение будущего, проба реальности и др.

3)Третья фаза – фаза обсуждения или интеграции – является завершающей. Начинается она обычно с высказываний пациентов, не принимавших непосредственного участия в психодраматическом действии, о своих впечатлениях, о собственных переживаниях, ассоциациях, мыслях, воспоминаниях, которые возникали у них во время разыгрывания ролевых ситуаций. Здесь также предоставляется обратная связь протагонисту, происходит анализ и интерпретация психодраматического действия. 

30. Психогимнастика

Психогимнастика — метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на “язык тела” и пространственно-временные характеристики общения.

Термин “психогимнастика” может иметь широкое и узкое значение. Психогимнастика в узком значении понимается как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Такого рода психогимнастика направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратных связей и т.д.

В широком смысле психогимнастика — это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет клиентам проявлять себя и общаться без помощи слов. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого — познание и изменение личности клиента.

Психогимнастика включает в себя три части, характеризующиеся самостоятельными задачами и собственными методическими приемами:

  1. Подготовительную.
  2. Пантомическую
  3. Заключительную.

Информация о работе Шпаргалка по "Психотерапии"