Шпаргалки по "Психологии труда"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 21:10, шпаргалка

Описание работы

1.Психология труда — раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком смыслах. В рамках этого подхода в узком смысле под психологией труда понимается «комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях».

Работа содержит 1 файл

Психология труда.docx

— 92.42 Кб (Скачать)

же время при ответе на них собеседник проецирует свою личность на ситуацию и выражает

свою точку  зрения.

Успешность  беседы зависит от степени ее подготовленности и от искренности даваемых

ответов. Хорошо подготовленная беседа имеет четкую цель и план, которые формулируются

и  составляются  с  учетом  возрастных  и  индивидуальных  особенностей  собеседников.  При 

подготовке  беседы следует также продумать, где и в каких условиях она  будет проходить.

Условия  проведения  беседы  должны  располагать  собеседника  к  общению,  обеспечивать

конфиденциальность  и  быть  комфортными.  Искренность  ответов  собеседника  повышается

при  его  эмоционально-положительном  отношении  к  беседе,  а  также  при  отсутствии

психологических барьеров в процессе ее проведения.

Вступить  в  контакт  в  начале  беседы  можно  с  вопросов,  интересных  собеседнику,

имеющих  для него  положительный эмоциональный характер.  Не  стоит начинать  беседу  с

вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания. Если собеседник активен и 

искренен  при ответе на вопросы, то проводящий беседу психолог (или другой специалист)

должен  время от  времени подкреплять это словами,  жестами,  мимикой,  пантомимикой  и

другими доступными экстра– и паралингвистическими средствами выражать согласие с тем,

что  говорит  собеседник,  одобрять,  поддерживать  его.  Нельзя  торопить  собеседника,

необходимо  дать ему возможность высказаться  полностью.

Во время  проведения беседы необходимо следить  за особенностями речевого поведения 

собеседника  (точностью  формулируемых  мыслей,  наличием  оговорок,  желанием  уйти  от

ответа, паузами) и эмоциональными реакциями, выраженными  мимикой, жестами и другими 

невербальными   средствами   общения,   для   того   чтобы   подтвердить   или   опровергнуть

информацию,  полученную  от  собеседника.  Свои  подтверждения  и  сомнения  психолог  не

должен высказывать  вслух.

Обязательным    требованием    при    проведении    беседы    является    гарантирование

психологом  всех  этических  принципов  исследования  (конфиденциальности  обстановки,

сохранения  профессиональной тайны, уважения к  клиенту).

Регистрация  данных  беседы  может  производиться  как  в  ее  процессе,  так  и  после 

окончания. Первый способ регистрации может  использоваться при анализе интересов  людей,

влияния условий  среды и других вопросов, не затрагивающих  глубоко проблемы личности. В 

случае  же  индивидуального консультирования  такой способ  применять не  рекомендуется,

чтобы  не  вызывать  у  клиента  отрицательного  отношения  к  беседе  и  нежелания  давать

искренние  ответы.  И  хотя  он  связан  с  потерей  определенного  количества  информации,  но

более   оправдан   с   этической   точки   зрения.   Использование   аудио–   и   видеотехники,

безусловно,  значительно  повышает  точность  получения  и  сохранения  информации,  но

порождает ряд  этических проблем. Анкетирование  –  еще  одна  разновидность  опросных  методов  в  психологии  труда.

Анкетирование  предполагает  получение  ответов  опрашиваемых  в  письменной  форме  на

заранее сформулированные вопросы, при этом психолог может  не вступать в прямой контакт 

с работниками. Анкетирование проводится в тех  случаях, когда нужно получить данные от

большого   количества   людей   в   короткий   срок.   Анкеты   используются   для   выяснения 

ценностных  ориентаций  работников  и  их  отношения  к  профессии  и  отдельным  элементам 

работы;   мотивов   и   факторов,   влияющих   на   выбор   профессии;   значимых   аспектов

профессиональной  деятельности;  профессионально  важных  качеств.  Анкетирование  может 

проводиться  как  в  присутствии  психолога,  так  и  заочно  (когда  анкета  заполняется  дома).

Последний  способ  удобен,  поскольку  не  отвлекает  работника  от  выполнения  его трудовых

обязанностей  и позволяет более обдуманно  подойти к ответам на вопросы.

Для получения  достоверной информации с помощью  метода анкетирования необходима

правильная  организация исследования. Она предполагает: 1) наличие вступительной статьи

с  изложением  целей  и  задач  исследования  и  инструкций  по  заполнению  опросника;  2)

правильную  формулировку  вопросов;  они  должны  быть  однозначно  понимаемы,  касаться

конкретных     аспектов     поведения     и     деятельности     работника,     не     содержать 

малоупотребительных   иностранных   слов   и   узкоспециальных   терминов,   не   носить

внушающего   характера,   предполагать   равновероятность   выбора   всех   предложенных

вариантов  ответа;  3)  подготовку  такой  анкеты,  которая  легко  читается,  напечатана  без

помарок  и  исправлений,  удобно  графически  оформлена  с выделением  соответствующих

разделов.

Отбор  испытуемых  для  проведения  анкетирования  должен  соответствовать  целям  и 

задачам исследования. Он может быть случайным, тогда анкета выдается каждому рабочему

на  предприятии,  или  проведенным  в соответствии  с определенными критериями,  когда

выбирается  определенный контингент (например, молодые  рабочие до 25 лет).

По   сравнению   с   беседой,   которая   характеризуется   растянутостью,   медленным

накоплением  данных  при  массовых  обследованиях,  анкетирование  более  экономично  во

времени, что  и обеспечивает ему широкое распространение  на практике.

Метод  экспертных  оценок.  Это  один  из  специфических  приемов  психологии  труда,

применяемый для изучения поведения человека в условиях трудовой деятельности, который 

предполагает  опрос специалистов о тех или  иных элементах рабочей ситуации или личности

профессионала с целью построения ответственного заключения. Например, эксперт должен

сделать  заключение  о  психологических  причинах  аварии  или  о  личностных  особенностях

выбирающего  профессию  школьника.  Нужно  заметить,  что  ситуация  экспертизы  часто 

выходит за рамки какого-то одного метода и  предполагает использование их комплекса.

Метод   обобщения   независимых   характеристик.   Экспертная   оценка   бывает

индивидуальной,  когда  ее  субъектом  является  один  человек,  и  групповой.  Одной  из

разновидностей  групповой  оценки  является  метод  обобщения  независимых  характеристик.

Он    используется    при    описании    профессионально    важных    качеств    конкретного

профессионала.  Его  суть  заключается  в  получении  информации  о  личности  из  разных источников,  которыми  могут  быть  руководители  организации  или  подразделения,  коллеги,

подчиненные, в силу тех или иных обстоятельств  хорошо знающие изучаемого специалиста.

Экспертам в  количестве 5 – 7 человек предлагается оценить ту или иную особенность 

личности  по  предложенной  шкале.  При  этом  оценка  каждой  отдельной  черты  личности

должна  опираться  на  предложенную  им  систему  жизненных  показателей,  представляющих

собой описание типичных ситуаций из жизни и деятельности данного человека, в которых 

эта  черта  проявляется.  Разработка  такого  подробного  списка  не  требует  от  экспертов 

специальных   знаний,   психологическую   интерпретацию   их   суждений   дает   психолог.

Полученные  от каждого эксперта баллы усредняются  путем подсчета среднеарифметической

оценки.

Метод  критических  инцидентов.  Суть  его  состоит  в  том,  что  психологи  проводят

опрос  работников  изучаемой  профессии,  предлагая  им  описать  критическую  ситуацию  в

работе  и  ее  исход.  Инцидентом  может  стать  любая  поддающаяся  наблюдению  и  анализу 

человеческая  деятельность,  позволяющая  по  особенностям  ее  осуществления  сделать 

определенные  выводы  о  работнике.  Критическим  инцидент  становится  в  том  случае,  если

цель  деятельности  четко  представлена  наблюдателю  и  определены  последствия  трудового 

поведения (успешные, неуспешные).

Каждое    описание    должно    содержать    следующие    элементы:    1)    отображение 

профессиональной  ситуации  и  предпосылок  поведения  работника,  конкретизированное  во

времени  и  в  пространстве;  2)  точное  воспроизведение  действий  работника,  которые 

считаются   эффективными   или   неэффективными   для   данной   ситуации;   последствия 

поведения  работника;  3)  оценку  зависимости  результатов  от  действий  работника  или  от

внешних причин.

Исследователи  накапливают  банк  такого  рода  описаний.  Критерием  достаточности 

служит  появление  не  более  двух-трех  новых  по  сути  сюжетов  на  каждые  100  разных

ситуаций. Далее  карточки с описанием ситуаций предлагают экспертам для группировки по

критерию  причин проблем и субъектным факторам успеха в их разрешении. Метод получил 

признание    в    работах    по    профотбору,    профобучению,    в    составлении    программ

профессиональных  тренингов, в работах по аттестации персонала и других направлениях.

Метод  анамнеза.  Он  предполагает  сбор  данных  об  истории  развития  конкретной

личности  как субъекта трудовой деятельности и обычно используется в профессиональном

консультировании   для   определения   степени   устойчивости   мотивов,   для   выявления

некоторых  способностей  и  личностных  особенностей,  не  поддающихся  непосредственному

наблюдению,  для  построения  прогнозов  профессиональной  карьеры  личности.  Психолог

изучает  биографию  человека,  особенности  его  психического  и  физического  развития,

условия  жизни,  особенности  профессионального  пути.  Информационной  основой  данного

метода являются высказывания самого испытуемого (субъективный анамнез), высказывания

о   нем   других   людей   и   характеризующие   его   документы   (объективный   анамнез).

Документальными  источниками  анамнеза  служат  личное  дело,  аттестационные  документы 

(дипломы   об  образовании,  сертификаты   о  повышении  квалификации,  удостоверения  и справки), знаки  отличия и награды за профессиональные  успехи, фотографии, медицинская

карта,  личная  переписка  и  дневники,  результаты  профессиональной  деятельности  и  т.д.

Данный метод  применим к проблеме ретроспективного анализа ситуаций выбора профессии,

профессиональной  переориентации, типологии профессиональной карьеры.

Метод   анализа   биографий   и   автобиографий.   Если   предметом   исследования

психолога  выступают  профессиональные  ценности,  мотивы,  варианты  профессиональной

карьеры, динамика профессиональной идентичности человека по мере профессионализации,

то   полезным   средством   могут   служить   опубликованные   биографии   и   автобиографии 

представителей  изучаемых  профессий.  Кроме  того,  можно  провести  серию  бесед  с  ныне

работающими  профессионалами  или  людьми  преклонного  возраста,  уже  оставившими 

профессиональную    деятельность.    Чтобы    собранный    материал    позволил    сделать 

репрезентативные     обобщения,     которые     отражали     бы     не     только     уникальную

профессиональную  судьбу  респондента,  но  и  нечто  типичное  для  профессионального

сообщества,  важно  продумать  способ  формирования  выборки,  программу  беседы,  способ

Информация о работе Шпаргалки по "Психологии труда"