Шпаргалки по "Психологии труда"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 21:10, шпаргалка

Описание работы

1.Психология труда — раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком смыслах. В рамках этого подхода в узком смысле под психологией труда понимается «комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях».

Работа содержит 1 файл

Психология труда.docx

— 92.42 Кб (Скачать)

фиксации  материала, пути его обработки и  интерпретации.

Экспериментальные методы. К ним относятся эксперимент  и тесты. Эксперимент – это 

метод   сбора   фактов   в   специально   созданных   условиях,   обеспечивающих   активное

проявление  изучаемых  психических  явлений.  Для  эксперимента  характерны  следующие

особенности: а) активная позиция самого исследователя: экспериментатор может вызывать

психическое явление столько раз, сколько  необходимо для проверки гипотезы; б) создание

заранее  продуманной  искусственной  ситуации,  в  которой  изучаемое  свойство  проявляется 

лучше всего  и его можно точнее и легче  оценить.

Суть  эксперимента  состоит  в  том,  что  экспериментатор:  а)  варьирует  определенные

факторы,  влияние   которых   на   интересующие   его   явления   он   хочет   установить;   б)

регистрирует  изменения  интересующих  его  явлений;  в)  контролирует  внешние  (побочные)

переменные.

Фактор,  который  изменяется  экспериментатором,  называется  независимой  переменной.

Фактор,   который   изменяется   под   влиянием   другого   фактора,   называется   зависимой 

переменной.  Гипотеза  эксперимента  состоит  из  независимой  и  зависимой  переменных  и 

предполагаемой  связи  между  ними.  Зависимая  переменная  –  это,  как  правило,  предмет 

исследования.   Для   получения   более   объективных   данных   исследования   необходимо

обеспечить  полное равенство всех остальных  условий, при которых изучается  связь между

независимой   и   зависимой   переменными.   Изменяться   должна   только   независимая 

переменная.  Достоверность  проверяемой  гипотезы  достигается  либо  при  многократном

повторении  опытов,  либо  за  счет  достаточного  количества  испытуемых  с  последующей

математической  обработкой данных.

Результаты  каждого опыта записываются в  протоколе, где фиксируются общие  сведения

об    испытуемых,    указываются    характер    экспериментальной    задачи,    время    опыта,

количественные  и  качественные  результаты  эксперимента,  особенности  испытуемых,  их

действия, речь, выразительные движения и т.д. Эксперимент  может быть лабораторным и естественным.

Лабораторный     эксперимент     представляет     собой     моделирование     ситуаций

профессиональной   деятельности   в   условиях   лаборатории.   Такая   модель   позволяет 

установить   точный   контроль   за   переменными,   регулировать   дозировку,   создавать

необходимые для эксперимента условия и неоднократно воспроизводить его в тех же самых 

условиях.

Моделирование   целостной   деятельности   в   условиях   лабораторного   эксперимента

характерно  для сложных видов труда (транспорт, энергетические системы) и предполагает

использование разнообразных тренажеров.

Проведение   лабораторного   эксперимента   на   предприятии   требует   от   психолога 

тщательного изучения реальной ситуации, выделения  ее основных узловых моментов, общих 

и специфических  особенностей. Экспериментатор должен располагать точными сведениями о 

переменных  и исследуемых факторах, их группировке, знать метод ведения эксперимента,

изучить  все  возможные  ошибки,  возникающие  в  ходе  его  проведения,  и  причины  их

появления.

К достоинствам лабораторного эксперимента относятся  возможность создавать условия,

вызывающие  необходимый  психический  процесс,  и  обеспечивать  строгий  учет  измерения 

раздражителей  и  ответных  реакций,  возможность  повторения  опытов  и  математической

обработки результатов.

Среди недостатков  лабораторного эксперимента можно  выделить следующие: а) условия 

деятельности  испытуемых не соответствуют реальности; б) испытуемые знают о том, что  они 

являются  объектами исследования.

Естественный  лабораторный  эксперимент.  Для  снятия  отрицательного  влияния  на

испытуемого   условий   лаборатории   разработан   эксперимент,   который   проводится   в

естественных  условиях  группы,  учебной мастерской  и т.д.  Иначе говоря,  работнику

предлагают   выполнять   обычные   для   него   действия,   манипулировать   со   знакомыми 

предметами,   орудиями   труда   и   другое,   в   связи   с   чем   исследования,   проводимые

экспериментатором,    не    вызывают    настороженности.    Примером    экспериментального

исследования   является   изучение   поведения   работника   в   ситуациях   искусственной 

деавтоматизации   для   выяснения   структуры   трудовой   деятельности   и   трудностей,

возникающих   при   ее   овладении.   Применение   этого   приема   связано   с   выполнением

работником  своих  функций  в  новых  условиях  (например,  дается  новый  тип  заданий),  для

того чтобы  снять автоматизм и развернуть процесс  деятельности.

Главное  достоинство  естественного  эксперимента  заключается  в  том,  что  условия 

экспериментальной    обстановки    сближаются    с    жизнью,    естественными    условиями 

деятельности. Недостатком естественного эксперимента является необходимость получения 

информации  в короткий срок во избежание нарушения  производственного процесса.

Лабораторный   и   естественный   эксперименты   могут   быть   констатирующими,   т.е.

направленными   на   установление   фактического   состояния   и   уровня   тех   или   иных

особенностей    психического    развития    к    моменту    проведения    исследования,    и формирующими,  направленными на  изучение  психического  явления непосредственно в

процессе   активного   формирования   тех   или   иных   психических   особенностей.   Если

происходит  обучение  каким-либо  новым  знаниям,  навыкам,  умениям,  то  формирующий

эксперимент становится обучающим. Если происходит формирование тех или иных свойств 

личности,    то    формирующий    эксперимент    является    воспитывающим.    Формирующий 

эксперимент  требует  от  исследователя  разработанности  теоретических  представлений  о 

параметрах формируемых психических явлений, четкости планирования хода эксперимента,

полного  учета  разных  факторов  реальной  действительности,  влияющих  на  возникновение 

изучаемых психических  явлений.

Тестовый   метод.   Этот   метод   используется   при   изучении   субъекта   труда.   В 

отечественной   психодиагностике   предлагается   три   основных   подхода   к   изучению

психологических    особенностей    субъекта    (и,    соответственно,    три    группы    тестов):

объективный, субъективный и проективный.

Объективный  подход  предполагает  диагностику  особенностей  личности  на  основе

результатов   выполнения   определенных   заданий   и   способа   их   выполнения.   Тесты,

реализующие  данный  подход,  называются  объективными.  К их  числу относятся тесты

интеллекта  и тесты способностей, достижений, некоторые личностные тесты.

В  психологии  труда  используют  специально  сконструированные  тесты  интеллекта  для

целей    профориентационной    работы    (методика    «Тест    умственных    способностей»,

представляющая собой русскоязычную версию теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра) и

батареи  профессиональных  способностей,  среди  которых  наиболее  известны  ОАВТ  и  ВАТ.

Батареи    профессиональных    способностей    направлены    на    диагностику    комплекса 

способностей,  необходимых  для  овладения  многими  профессиями.  В  отличие  от  тестов

интеллекта  валидизация данных тестов ориентируется на профессиональные критерии, а не

на успешность обучения.

К  объективным  тестам  личности  относят  тесты  действия  и  ситуационные  тесты.  В 

психологии   труда   в   большей   степени   используются   ситуационные   тесты   для   целей 

профессионального  отбора.  В  частности,  разновидностью  таких  тестов  является  ситуация

группы без  лидера, предназначенная для оценки организаторских способностей и лидерских

черт. В таких  тестах дается задача, требующая совместных усилий, где не назначается лидер 

и ни на кого не возлагается ответственность.

Субъективный  подход предполагает диагностику свойств, основанную на самооценке и 

самоописании человеком своего поведения и личностных особенностей. В эту группу тестов

входят  самые  разнообразные  личностные  тесты  –  опросники,  которые подразделяют  на

тесты,  оценивающие  личностные  черты,  и  тесты,  диагностирующие  интересы  и  установки 

людей. В  профессиональной психодиагностике используют как общепсихологические тесты 

исследования  личности  (16-факторный  опросник  Р.  Кеттела,  опросник  Г.  Айзенка),  так и

специально  разработанные  тесты  для  профессиональной  сферы.  В  качестве  примера 

опросников  на  интересы  можно назвать дифференциально-диагностический  опросник  Е.А.

Климова. Спецификой  проективного  подхода  является  проведение  диагностики,  основанной  на

анализе   особенностей   взаимодействия   субъекта   с   внешне   нейтральным,   безличным

материалом,  на  который  субъект  проецирует  свои  установки,  желания  и  личностные

качества.

Один  из  основных  методов  в  психологии  труда  –  профессиография  – представляет

собой   комплексный   метод   изучения   и   описания   содержательных   и   структурных 

характеристик  профессий  в  целях  установления  особенностей  взаимоотношения  субъекта

труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией)

и  ее  функционального  обеспечения.  Описание  профессиональной  деятельности  является

первым и  важнейшим этапом любого исследования в психологии труда. Оно основывается на

всестороннем   изучении   деятельности   и   определенной   систематизации   данных.   Таким

образом, профессиография представляет собой одновременно и первый (описательный) этап

психологического  анализа  деятельности,  и  комплексный  метод  ее  изучения,  включающий

использование всех известных методов.

Основным    результатом    профессиографии    как    метода    является    составление

профессиограммы – документального описания социально-экономических, производственно-

технических, санитарно-гигиенических, психологических  и других особенностей профессии.

Комплексный  анализ  описания  профессии  включает  в  себя  следующие  элементы:  1)

производственную    характеристику    профессии    и    ее    специальностей;    2)    оценку

экономического   значения   профессии;   3)   социально-психологическую   характеристику

профессии   (престиж   в   обществе,   особенности   межличностного   взаимодействия);   4)

определение    объема    знаний,    умений    и    навыков,    необходимых    для    успешного

профессионального труда, особенно тех, которые определяют профессиональное мастерство,

сроки подготовки и перспективы продвижения; 5) санитарно-гигиеническую  характеристику

условий  труда  с  акцентированием  внимания  на  «профессиональных  вредностях»;  6)

составление  перечня  требований,  предъявляемых  к  состоянию  здоровья  работника,  и 

медицинских   противопоказаний   к   данной   профессии;   7)   формулировку   требований,

предъявляемых     к     психологическим     характеристикам     человека,     и     выделение

профессионально важных качеств.

Главная   составная   часть   профессиограммы   –   психограмма   –   представляет   собой

Информация о работе Шпаргалки по "Психологии труда"