Вербальные и невербальные средства общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:42, курсовая работа

Описание работы

Цель. Целями данной курсовой работы являются изучение структуры, функций, способов общения, его классификация, проблемы общения и их разрешение.
Задачи. Курсовая работа предполагает следующие задачи: проанализировать структуру общения, изучить его виды, способы и функции, выяснить влияние общение на формирование личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Структура, функции, виды общения
1.2 Влияние общения на развитие личности
РАЗДЕЛ 2. ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
2.1 Вербальное общение
2.2 Невербальное общение
РАЗДЕЛ 3. ОБЩЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
3.1 Трудности процесса общения
3.2 Барьеры общения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 50.68 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине: “Основы социальной психологии”

на  тему: “Вербальные и невербальные средства общения”

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ  В ПСИХОЛОГИИ

1.1 Структура, функции,  виды общения

1.2 Влияние общения  на развитие личности

РАЗДЕЛ 2. ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

2.1 Вербальное общение

2.2 Невербальное общение

РАЗДЕЛ 3. ОБЩЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ПРОБЛЕМА

3.1 Трудности процесса  общения

3.2 Барьеры общения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Общение является довольно серьёзной и актуальной проблемой на сегодняшний день, потому что это совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если? не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

Общение это многоплановый  процесс развития контактов между  людьми, порождаемый  потребностями совместной деятельности. Общение  включает в себя обмен  информацией между  ее участниками, который  может быть охарактеризован  в качестве коммуникативной  стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения  предполагает восприятие общающимися друг друга.

Категория «общение»  является одной из центральных в  психологической науке наряду с  категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».

Объект. Процесс межличностного общения и взаимодействия людей в этом процессе.

Предмет. Предмет исследования - вербальные и невербальные средства общения.

Цель. Целями данной курсовой работы являются изучение структуры, функций, способов общения, его классификация, проблемы общения и их разрешение.

Задачи. Курсовая работа предполагает следующие задачи: проанализировать структуру общения, изучить его виды, способы и функции, выяснить влияние общение на формирование личности.

Методы  исследования. Изучение вербальных и невербальных средств общения проводилось с помощью таких методов как анализ, сравнение, аналогия.

Теоретическая основа. В курсовой работе использованы труды знаменитых авторов, среди них, доктор наук В.А. Горянина, профессора М. Хартли, Ю.Н. Емельянов, М. Нэпп, А.В. Батаршев, Е.И. Рогов и др.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка использованных источников.

В первом разделе рассматривается  сама природа общения, его структура, содержание, выполняемые им функции, а также различные виды общения, в зависимости от содержания, целей  и средств.

Целью второго раздела  является анализ двух наиболее важных видов общения - вербального (словесного) и невербального (общения при  помощи жестов, мимики, поз, эмоций).

Цель третьего раздела - изучить трудности процесса общения, которые часто препятствуют достижению индивидом целей и меняются в  зависимости от обстоятельств; проанализировать влияние барьеров общения - психических  состояний, проявляющихся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий.

РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

1.1 Структура, функции, виды общения

Общение -- взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом. Социологический аспект общения предполагает изучение внутренней динамики структуры общества и ее взаимосвязи с процессами общения. Любое общение, будучи социально или личностно ориентированным, отражается на социологическом уровне, если в этом общение актуализируются общественно значимые отношения между людьми. Общение существует в различных формах активного воздействия человека на природу и тем самым выступает как целый пучок разнонаправленных факторов социальной жизни индивида и группы.

В последние десятилетия  минувшего столетия, проблема общения  была “логическим центром” психологической  науки. Исследование этой проблемы открыло  возможности более глубокого  анализа психологических закономерностей  и механизмов регуляции поведения  человека, формирования его внутреннего  мира, показало социальную обусловленность  психики и образа жизни индивида.

Психологический анализ общения раскрывает механизмы его  осуществления. Общение выдвигается  как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.

Психологи относят  потребность в общении к числу  важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность  в общении рассматривается как  следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и  источником формирования данной потребности.

Поскольку человек  существо социальное, он постоянно  испытывает потребность в общении  с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения  как необходимого условия жизнедеятельности.

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что уже  с первых месяцев жизни у ребенка  возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается  и преобразуется - от потребности  в эмоциональном контакте к потребности  в глубоко личностном общении  и сотрудничестве со взрослыми. В  то же время и способы удовлетворения этой базовой потребности у каждого  человека носят индивидуальный характер и определяются как личностными  особенностями субъектов общения, условиями и обстоятельствами их развития, так и социальными факторами.

Само общение, его  внутренняя динамика и закономерности развития выступают специальным  предметом многих исследований.

Итак, исходным концептуальным основанием психологического исследования общения является его рассмотрение как самостоятельной и специфической  сферы индивидуального бытия  человека, диалектически связанной  с другими сферами его жизнедеятельности, как процесса межличностного взаимодействия индивидов, условия возникновения  и развития социально-психологических  явлений.

Одним из общепринятых является выделение в общении  трех взаимосвязанных сторон или  характеристик -- коммуникативной, интерактивной  и перцептивной. Коммуникативная  сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит  в обмене информацией между общающимися  индивидами. Интерактивная сторона  заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона  общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Функции общения многообразны - в соответствии с широким кругом практических задач, решаемых в ходе деловых переговоров, беседы, диалога  и т. д. Обобщенная группировка функций  допускает выделение трех их разновидностей.

Коммуникативная функция  реализуется как передача и прием  сообщений, знаний (от человека - к человеку, от поколения - к поколению, от культуры - к культуре и т. д.).

Регулятивная функция  “управляет” процессом общения  людей, в ходе которого уточняются и  формируются цели, мотивы, ориентиры  будущей совместной или индивидуальной деятельности. Эта функция постоянно  поддерживает обратную связь высказываний собеседников. Взаимный контроль суждений, мнений, обсуждаемых идей и программ, постоянное ожидание реплики-ответа собеседника (т. е. стимулирование беседы) - в этих двух формах и реализуется обратная связь, регулирующая весь процесс общения.

Эмоционально-психическая  функция проявляется как создание комплекса чувств и психических  состояний каждого собеседника  в ходе общения. Эмоции способны придать  дополнительную значимость и вес  самым обыденным словам. Каждый диалог, каждая беседа, воспринимаемые собеседниками  как потребность “отвести душу”, выговориться и т.п., приводит в итоге  к особому эмоциональному подъему (катарсису), т.е. к удовлетворенности  общением. И напротив: негативные эмоции, возникающие в ходе беседы, способны “досрочно” оборвать деловой контакт. Единство функций, одновременность  их проявления в процессе общения  активизирует все душевные (эмоциональные) и интеллектуальные силы собеседников, превращает общение в событие  личной (а может быть, и не только личной) жизни людей. Не случайно так  плодотворны диалогические формы  общения в журналистике, педагогике, научно-исследовательской деятельности (“мозговой штурм”, например), в  искусстве (театр), политике (дискуссия, дебаты).

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно  поделить на несколько видов.

По содержанию оно  может быть: материальное (обмен  предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен  побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен  действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям общение  делится на: биологическое (необходимое  для поддержания, сохранения и развития организма), социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных  контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного  роста индивида).

По средствам общение  может быть: непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу - руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.), опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий), прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом  акте общения), косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут  выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают  контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

1.2 Влияние общения  на развитие личности

Рассматривая образ  жизни различных высших животных и человека, можно заметить, что  в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с  живыми существами. Первый тип контактов  называется деятельностью. Второй тип  контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых  и межвидовых контактов называют общением.

Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие  бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции  или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Поскольку общение - это  взаимодействие людей и поскольку  в нем всегда развертывается взаимопонимание  ими друг друга, устанавливаются  те или иные взаимоотношения, имеет  место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого  участвующими в общении людей  по отношению друг к другу), то межличностное  общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим  постичь его суть, должен рассматриваться  как система человек - человек  во всей многоаспектной динамике ее функционирования.

Общение свойственно  всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает  самые совершенные формы, становясь  осознанным и опосредствованным  речью.

Содержанием общения  может стать информация о состоянии  внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о  присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пищи. У человека содержание общения  значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметное, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения - это  то, ради чего у человека возникает  данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что  необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или  движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде  могут предупреждать других о  том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

Информация о работе Вербальные и невербальные средства общения