Вербальные и невербальные средства общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:42, курсовая работа

Описание работы

Цель. Целями данной курсовой работы являются изучение структуры, функций, способов общения, его классификация, проблемы общения и их разрешение.
Задачи. Курсовая работа предполагает следующие задачи: проанализировать структуру общения, изучить его виды, способы и функции, выяснить влияние общение на формирование личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Структура, функции, виды общения
1.2 Влияние общения на развитие личности
РАЗДЕЛ 2. ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
2.1 Вербальное общение
2.2 Невербальное общение
РАЗДЕЛ 3. ОБЩЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
3.1 Трудности процесса общения
3.2 Барьеры общения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 50.68 Кб (Скачать)

Эту же группу трудностей составляют проблемы социальной перцепции. Стереотипы восприятия, предвзятость и предубеждения, негативные установки  партнеров по отношению друг к  другу, несовпадение ценностных ориентаций на уровне базовых социальных установок, смысловых пластов сознания и  формальное подведение образа другого  под категории «плохой - хороший», «надежный - ненадежный» и т.п. существенно  искажают представление людей друг о друге и вызывают негативные реакции во время встреч, бесед, переговоров, возбуждают недоверие и снижают  эффективность установления отношений.

Очевидна и важность умения не только говорить, но и слушать. В силу привычки постоянно говорить, давать другим указания, как это  часто бывает у некоторых людей, навыки внимательного слушания, основанного  на межличностном понимании, могут  ослабевать. У некоторых людей, напротив, затруднено формирование навыков говорения, им нередко бывает трудно «выдавить  из себя слово». Эти индивидуальные различия являются одним из факторов затрудненности общения.

В настоящее время  разнообразные тренинговые программы  общения при развитии техник говорения  включают в себя отработку не только техники построения и произнесения речевого высказывания, но и его  адекватного сопровождения мимикой, пантомимикой, жестами, взглядом.

Обучение тактикам общения предполагает знание и учет расстояний, определяющихся отношениями  между людьми. Нарушение этих расстояний приводит к психологическому дискомфорту  общающихся. Эти расстояния подразделяются на зоны пространств: интимного, личностного, ролевого, социального. В разных культурах  эти зоны несколько отличаются, что  определяется такими факторами, как  возраст, индивидуально-психологические  особенности, принадлежность к определенной культуре и т.д., но в среднем они  колеблются от 0-15 см до 15-46 см при интимных отношениях, от 35-60 до 80-120 - при межличностных  отношениях, от 120 до 210 см при ролевых  взаимодействиях и в самых  крайних случаях могут достигать 3,6 м.

Социальные пространства - это пространства взаимодействия групп людей, массового общения  с аудиториями. Они начинаются с  расстояния 3,6 м и представляют собой  общедоступную зону индивида. Вхождение  в зону другого человека, несоответствующее  установившимся с ним отношениям, вызывает выделение большого количества адреналина, покраснение кожи, учащение сердцебиения и другие физиологические  реакции, характерные для стресса.

В западных странах  на допросах в полиции часто практикуют метод «территориального» вторжения, чтобы сломить преступника. Но такая  тактика пространственного нарушения  совершенно недопустима в дружеских, приятельских, товарищеских отношениях. Она представляет собой некоторую  опасность и при общении начальника с подчиненными.

Сегодня проблемы в  общении испытывает практически  каждый человек. Вступать в разговор легко и непринужденно дано от природы лишь единицам. Трудности  возникают из-за пресловутой самооценки: "А что подумают обо мне окружающие? А что скажут?" Мы смотрим на мир чужими глазами, поэтому и  боимся новых контактов.

Психологические игры, манипулятивное и проблемное общение  происходят от столкновения различных  моделей восприятия реальности и  степени их гибкости у каждого  человека, недостаточности понимания  целей и смыслов общения, уязвимости или несогласованности у человека некоторых частей его «Я», наличия  нересурсных или психотравмирующих  состояний и убеждений, а также  неуспешных поведенческих сценариев.

Но сила человека в  том, чтобы смочь сделать шаг  к собственному развитию и позитивному  восприятию мира. А этот шаг, в свою очередь, станет той точкой опоры, которая  перевернет проблемное и неэффективное  общение в радость взаимопонимания  и позволит открыть в себе и  в других лучшие стороны человеческой натуры.

Но все, кто хотел  научиться общаться, добивались потрясающих  результатов. Этому нужно обучаться  и тренироваться, т.е. набраться терпения. Рассказывать анекдоты, выдавать удачные  шутки в компании - к этому тоже надо подготовиться. Как говорится, "самый лучший экспромт - хорошо подготовленный экспромт".

Начинать с простейшего: "Который час?", "Как пройти...?" и т.п. Сначала подходить к милым  старушкам, а когда освоитесь - брать  новые рубежи: симпатичных девушек  и мужчин.

А еще к вашим  услугам курсы ораторского искусства  и актерского мастерства. Также можно  копировать манеру поведения своих  знакомых, которая вам нравится, представляя себя в их роли.

Ну и, конечно, неотъемлемое условие успеха: начинать общение  с улыбки.

Нам стоит стараться  принимать и учитывать уникальность и различия друг друга, изменчивость и многовариантность нашего окружающего  мира. Уметь сначала по - настоящему услышать и понять другого человека, увидеть и прочувствовать ситуацию «из его глаз», из него самого, и  только потом стремиться быть понятым  им, уважать человеческое право не соответствовать ничьим ожиданиям  и быть самим собой.

И помнить, что все  люди разные: кто-то может бесконечно болтать, а кто-то - слушать.

3.2 Барьеры общения

Актуальность проблемы барьеров общения обусловлена целым  рядом факторов. Прежде всего, наличием и расширением сферы влияния  таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано  с системой взаимоотношений "человек-человек". Очевидно, что в сфере бизнеса, педагогики, инженерного труда и  т. п. невозможно аффективное осуществление  деятельности при затрудненных взаимоотношениях. Разработка и решение проблемы барьеров имеет практическое значение для  повышения эффективности общения  и совместной деятельности. Распознавание  барьеров на ранних этапах их проявления способствует оптимизации совместной деятельности.

Решение проблемы барьеров общения предполагает многоаспектный характер исследования с учетом разнообразия барьеров и обширностью сферы  их проявлений. Все эти требования достаточно успешно решаются в русле  личностного подхода. Дело в том, что процесс общения - это, прежде всего взаимоотношение индивидов, каждый из которых обладает специфическим  набором индивидуально-психологических  и психофизиологических особенностей. В связи с этим в проблематике вопроса барьеров общения необходимо учитывать личностный аспект, как  определяющий индивидуально-избирательные  отношения данной личности к действительности.

Барьер общения - психическое  состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Барьер состоит в усилении отрицательных  переживаний и установок - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, «страх сцены»). Различаются:

1) барьеры отражения  - это барьеры, которые возникают  в результате искаженного восприятия:

- себя (неадекватная  самооценка);

- партнера (приписывание  не присущих ему свойств, способностей);

-ситуации (неадекватная  оценка значимости ситуации);

2) барьер отношения  - это барьеры, возникающие в  результате неадекватного отношения:

- к себе (неудовлетворенность  своим ролевым статусом);

- к партнеру (чувство  антипатии, неприязни к партнеру);

к ситуации (негативное отношение к ситуации);

3) барьеры обращения  как специфической формы отношения.  Эти барьеры возникают:

- при формах обращения,  которые ведут к кооперации, сотрудничеству  и т.д. (комплименты, похвала, какие-либо  поощрительные жесты и т.п.);

- при формах обращения  ведущих к непродуктивному общению  (повышенный тон голоса, невербальные  средства, используемые в конфликтных  ситуациях, оскорбительные выражения  и т. п.).

Изучение проблемы барьеров общения в контексте  личностного подхода позволяет  говорить о схеме выхода из ситуации барьера, где главным является принцип  взаимоотношений ведущих к сотрудничеству и взаимопониманию с учетом индивидуально-психологических  особенностей партнеров по общению.

Схема выхода из ситуации барьера:

1) оценка создавшейся  ситуации барьера (определение  ее направленности и возможных  последствий);

2) выявление ориентировочных  причин возникновения;

3) исследование предполагаемого  выхода из ситуации в зависимости  от ее причин (нейтрализация, либо  сведение к воздействию негативных  факторов);

4) определение аффективных  действий для выхода из создавшейся  ситуации. Действия, направленные на  минимизацию барьеров позволяют  наладить процесс общения и  приводят к аффективному взаимодействию  в условиях совместной деятельности.

Важную роль играет в преодолении психологических  барьеров мотивационное состояние. Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности  человека как организма, индивида и  личности. Это отражение необходимых  условий осуществляется в виде установок, интересов, желаний, стремлений и влечений.

В настоящее время  абсолютно каждый человек имеет  те или иные психологические барьеры. И если даже человек справляется  с одними барьерами, то приходит черед  другим. Нужно постоянно над собой  работать, ни в коем случае не отчаиваться, а главное, следовать только позитивным установкам.

Главный вывод в  том, что уменьшение барьеров, ведет  к эффективности общения, то есть снижаются барьеры понимания  и соответственно увеличивается  эффективность совместной деятельности (здесь можно понимать также и  барьеры между членами семьи, между друзьями).

Таким образом, в процессе общения возникают различного рода трудности. Этими трудностями могут  быть заниженная самооценка, различные  стереотипы, предвзятость и предубеждения, негативные установки партнеров  по отношению друг к другу, несовпадение ценностных ориентаций на уровне базовых  социальных установок, а также барьеры, присущие почти каждому человеку. Нам стоит стараться принимать  и учитывать уникальность и различия друг друга, изменчивость и многовариантность  нашего окружающего мира. Уметь сначала  по - настоящему услышать и понять другого  человека, увидеть и прочувствовать ситуацию из него самого, и только потом  стремиться быть понятым им, уважать  человеческое право не соответствовать  ничьим ожиданиям и быть самим  собой.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема общения  в психологической науке и  по сегодняшний день остаётся актуальной. Изучены, далеко, не все аспекты этого  явления, как у человека, так и  у животных.

Общение -- взаимодействия и взаимоотношения, возникающие  между различными субъектами: между  отдельными личностями, личностью и  группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом. Психологи  относят потребность в общении  к числу важнейших условий  формирования личности. В связи с  этим потребность в общении рассматривается  как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и  источником формирования данной потребности. Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность  в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность  общения как необходимого условия  жизнедеятельности.

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают  контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

Общаясь, мы слушаем  не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам  логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.

Вербальное общение - общение, которое происходит с помощью  слов, речевых фраз. Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.

Невербальное общение - общение без помощи слов часто  возникает бессознательно. Оно может  либо дополнять и усиливать словесное  общение, либо ему противоречить  и ослаблять. Хотя невербальное общение  и является часто бессознательным  процессом, в настоящее время  оно достаточно хорошо изучено и  для достижения нужного эффекта  с успехом может контролироваться. Невербальное общение - наиболее древняя  и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при  помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.

Поскольку общение - это  взаимодействие людей и поскольку  в нем всегда развертывается взаимопонимание  ими друг друга, устанавливаются  те или иные взаимоотношения, имеет  место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого  участвующими в общении людей  по отношению друг к другу), то иногда могут происходить различного рода трудности, которые часто препятствуют достижению индивидом целей и  меняются в зависимости от обстоятельств.

Со стороны личности трудности общения могут возникать  в связи с мотивами общения. Если человек испытывает потребность  в самоутверждении, то отсутствие со стороны другого реакции, признающей его первенство, будет раздражать и создавать препятствия в  виде появления состояния определенной напряженности, возникающей между  партнерами. Это зависит и от ролевого положения. Трудностями могут быть заниженная самооценка, различные стереотипы, предвзятость и предубеждения, негативные установки партнеров по отношению  друг к другу, несовпадение ценностных ориентаций на уровне базовых социальных установок, а также барьеры, присущие почти каждому человеку. Особую группу трудностей общения составляют нарушения  стратегий, заранее разработанных  участниками.

Недостаточная ориентировка в условиях и содержании общения  ведет к растерянности или  психическому перенапряжению, в результате чего взаимодействие сторон рискует  окончиться конфликтом.

Информация о работе Вербальные и невербальные средства общения