Вербальные и невербальные средства общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 14:44, контрольная работа

Описание работы

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Вербальная коммуникация………………………………………………...3
2. Виды вербально-коммуникативных методов…………………………….7
0. 2.1. Беседа………………………………………………………………………7
0. 2.2. Метод интервью…………………………………………………………10
0. 2.3. Метод опроса…………………………………………………………… 11
0. 2.4. Метод анкетирования…………………………………………………... 13
3. Невербальная коммуникация…………………………………………….15
3.1. Обмен невербальной информацией…………………………………….18
4. Общее представление об языке телодвижений………………………….20
4.1. Восприимчивость, интуиция и предчуствия…………………………..22
4.2. Врожденные, генетические, приобретенные и культурно-обусловленные сигналы……………………………………………………..22
4.3. Качество присутствия и элементы невербального общения…………24
4.4. Позиция и дистанция……………………………………………………25
4.5. Открытая поза……………………………………………………………26
4.6. Выражение лица…………………………………………………………27
4.7. Визуальный контакт……………………………………………………..28
4.8. Кивки головой……………………………………………………………30
4.9. Тон, темп и громкость голоса…………………………………………..30
4.10. Пауза и молчание………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованной литературы………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

Психологический практикум.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Уфимская  государственная академия экономики  и сервиса 
 

                                     Кафедра Педагогики и психологии 

Контрольная работа по дисциплине Психологический практикум

Вариант №8

Вербальные  и невербальные средства общения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа – 2010

Содержание: 

   Введение………………………………………………………………………..3

  1. Вербальная коммуникация………………………………………………...3
  2. Виды вербально-коммуникативных методов…………………………….7
  3. 2.1. Беседа………………………………………………………………………7
  4. 2.2. Метод интервью…………………………………………………………10
  5. 2.3. Метод опроса…………………………………………………………… 11
  6. 2.4. Метод анкетирования…………………………………………………... 13
  7. Невербальная коммуникация…………………………………………….15

    3.1. Обмен  невербальной информацией…………………………………….18

    4. Общее  представление об языке телодвижений………………………….20

    4.1. Восприимчивость,  интуиция и предчуствия…………………………..22

    4.2. Врожденные, генетические, приобретенные и культурно-обусловленные сигналы……………………………………………………..22

    4.3. Качество  присутствия и элементы невербального общения…………24

    4.4. Позиция  и дистанция……………………………………………………25

    4.5. Открытая поза……………………………………………………………26

    4.6. Выражение лица…………………………………………………………27

    4.7. Визуальный контакт……………………………………………………..28

    4.8. Кивки  головой……………………………………………………………30

    4.9. Тон,  темп и громкость голоса…………………………………………..30

    4.10. Пауза и молчание………………………………………………………31

    Заключение…………………………………………………………………...36

    Список  использованной литературы………………………………………..38 
     
     
     
     
     

Введение.

    Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в  обмене информацией, а также в  восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения  являются живые  существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

    Содержание  общения – информация, которая  в межиндивидуальных контактах  передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

    Цель  общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

    Средства  общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации. 

1. Вербальная коммуникация.

    Профессиональное  владение речью являлось и является важной составной частью успеха многих профессиональных поприщ. Ораторское искусство, начиная с Древней  Греции, считалось неотъемлемым качеством вождей, героев и лидеров. В античные времена обучение риторике и приемам ведения диалога сделалось обязательным. С тех пор вербальный вид коммуникации является ключевым элементом человеческого общества. Причем артистичное владение голосом, его тембром, тональностью, умение расставлять акценты подчас становится важнее самого содержания сообщения. Кроме того, различные оттенки голоса формируют в сознании аудитории имидж коммуникатора.

    Результативность  вербальной коммуникации во многом определяется тем, насколько коммуникатор владеет ораторским искусством, а также его личностными характеристиками. Владение речью сегодня – важнейшая профессиональная составляющая человека.

    В практике выступления на публике  нельзя забывать, что как раз содержательная часть сообщений имеет важнейшее значение для формирования атмосферы доверия, выстраивания позитивных для организации общественных отношении. Именно поэтому PR-специалисты уделяют массу времени подготовке статей, пресс-релизов, написанию речей. Необходимо видеть различие между текстом и вербальной коммуникацией. Текст обладает своей собственной структурой, отличающейся от других. Вербальная же коммуникация воздействует на аудиторию не только содержательной частью сообщения, но и в иных плоскостях (тембр, громкость, тональность, физические особенности и т.д.). Помимо голосовых особенностей в формировании вербальной коммуникации огромное значение имеет соотнесённость позиций слушателей и говорящего, дистанция между ними. Специалистами по коммуникациям выделяются четыре дистанции общения, изменение которых ведет к изменению норм общения, включая и нормы устной речи: – интимная (15–45 см); – личная – близкая (45–75 см), – личная – дальняя (75–120 см); – социальная (120–360 см); – публичная (360 см и далее).

    Знание  таких деталей, бесспорно, является важным при построении вербальной коммуникации. Ещё важнее – выбор стратегии вербального воздействия коммуникатора на аудиторию. Стратегия включает в себя совокупность личностных качеств коммуникатора, его знания основ психологии аудитории, умение определить близкие ей ценности, а также руководствоваться необходимыми правилами составления и передачи информации. Сообщение выстраивается в соответствии с определёнными требованиями:

– речь должна быть простой и доступной;

– обращение к аудитории следует основывать на простых и понятных человеческих ценностях;

– желательно избегать частого употребления новых, малоизвестных и иностранных  слов.

    В рамках психотерапии разработаны интересные правила формирования доверия в  отношениях между коммуникатором и аудиторией. Вот одно из них: «Для начала – установить контакт, связь, встретить пациента в его собственной модели мира. Сделайте ваше поведение – словесное и несловесное – таким же, как у пациента, Депрессивного пациента должен встречать депрессивный врач». Среди качеств предпочтительных для положительного восприятия лидера, называются терпимость к собеседникам и соперникам, умение выглядеть компетентным, соблюдать меру в плане самоподачи, не увлекаться собственной персоной. Вербальное воздействие на аудиторию начинается со звукового восприятия. Поэтому специалисты - фоносемантики определили различные значения звуков, исходя из ассоциаций носителей данного языка с тем или иным цветом. Например, вот так определяет шкалу гласных звуков и цветов советский филолог А.П. Журавлев в работе «Звук и смысл»:

А –  ярко-красный; О – яркий светло-жёлтый или белый; И – светло-синий; Е  – светло-жёлтый; У – тёмно-сине-зелёный; Ы – тусклый тёмно-коричневый или чёрный.

Подобные  шкалы разработаны не только для звуков (гласных и согласных), но и для слов в целом, а также отдельных словосочетании:

Взрыв – большой, грубый, сильный, страшный, громкий. Вопль – сильный. Гром –  грубый, сильный, злой. Лепет – хороший, маленький, нежный, слабый, тихий. Рык  – грубый, сильный, страшный. Свирель – светлый. Треск – шероховатый, угловатый. Шепот – тихий.

    К условиям коммуникации относятся в  том числе воспринимаемые как  приятные или неприятные типы голосов  коммуникаторов. Типы голосов и их соответствие тем или иным оценкам  аудитории, а также ожиданиям самих коммуникаторов достаточно часто являлись причиной изменения статуса людей, их общественного восприятия. Для восприятия коммуникатора аудиторией не меньшее значение имеет культура речи – произношение, манера говорить, дикция, грамотность, наличие междометий и слов-паразитов («это», «ну», «значит»). Важны и ключевые слова, в наибольшей степени оказывающие влияние на эмоциональное состояние аудитории. Потому-то и следует внимательно изучать пристрастия получателей сообщения. Немалое значение для восприятия выступления аудиторией имеет форма, эмоциональная окрашенность речи. Зачастую влияние произнесенного слова в большей степени зависит от силы убеждения, чем от содержания сообщения. Обратимся к другой области. Подача новостей в СМИ строится не хаотично, а по строго выверенным и апробированным канонам, как правило, включающим несколько информационных уровней охвата аудитории:

– краткое  содержание;

– обстановка;

 –  направленность;

– осложнение;

– развязка;

– оценка;

– код.

    Реакция человека, слушающего новости, здорово разнится в зависимости от того, в каком контексте он слышит сообщение. О том же самом в книге «Лингвистика лжи» писал лингвист Xаральд Вайнрих: «Существует привилегированная область литературной лжи. Любовь, война, морское путешествие и охота имеют свой язык – как и все опасные занятия, поскольку это важно для их успеха».

    Вербальная коммуникация формирует основные характеристики стратегии Паблик рилейшнз. Она помогает создавать сообщения, воспринимаемые и понимаемые широкой целевой аудиторией, существенно влияет на реакцию последней. 

2. Виды вербально-коммуникативных методов.

2.1. Беседа.

    Беседы  различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:

- Терапевтическая  беседа

- Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)

- Автобиографическая  беседа

- Сбор  субъективного анамнеза (сбор информации  о личности субъекта)

- Сбор  объективного анамнеза (сбор информации  о знакомых субъекта)

    Обычно  беседа двух людей бывает похожа на вербальный пинг-понг — собеседники говорят по очереди. Однако в консультировании и психотерапии все происходит иначе, особенно в начале беседы. Здесь вербальная активность консультанта должна быть минимальной, чтобы клиент смог сосредоточить внимание на раскрытии своих проблем и трудностей. Консультант должен не столько говорить, сколько выслушивать. Умение выслушать означает выражение искренней заинтересованности другим человеком.

    Существуют  два важных аспекта, связанных с  этим умением. Во-первых, каждый человек испытывает потребность общаться с другим человеком по важным для него делам. Во-вторых, наша склонность поддерживать других или соглашаться с ними зависит от того, насколько они выслушивают нас. Можно смело утверждать, что качество отношений между людьми в немалой степени зависит от умения выслушать и услышать.

    Однако  существуют некоторые обстоятельства, мешающие внимательно выслушивать. Часто то, что говорит клиент, не соответствует установке консультанта, и он слушает невнимательно. Широко распространена манера, нередко и в консультировании, когда мы не столько слушаем собеседника, сколько реагируем на его сообщения, в мыслях заранее сформулировав реплики, ответы, вопросы и т.п. Это только видимость слушания. Одним из последствий социального обучения является избегание излишней информации о другом человеке, что иногда побуждает консультанта сопротивляться рассказу клиента о глубоко личных делах, а результат такого сопротивления — опять же невнимательное слушание. Порой рассказываемые клиентом события или затронутые темы вызывают неприятные чувства: тревогу, напряжение. Консультант, стремясь избежать неприятного состояния, может не услышать в повествовании некоторые важные подробности. Трудности выслушивания вызывают и клиенты, которые непрестанно жалуются на свои проблемы, особенно на соматические симптомы (например, психосоматические пациенты).

Информация о работе Вербальные и невербальные средства общения