Вербальные и невербальные средства общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 14:44, контрольная работа

Описание работы

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Вербальная коммуникация………………………………………………...3
2. Виды вербально-коммуникативных методов…………………………….7
0. 2.1. Беседа………………………………………………………………………7
0. 2.2. Метод интервью…………………………………………………………10
0. 2.3. Метод опроса…………………………………………………………… 11
0. 2.4. Метод анкетирования…………………………………………………... 13
3. Невербальная коммуникация…………………………………………….15
3.1. Обмен невербальной информацией…………………………………….18
4. Общее представление об языке телодвижений………………………….20
4.1. Восприимчивость, интуиция и предчуствия…………………………..22
4.2. Врожденные, генетические, приобретенные и культурно-обусловленные сигналы……………………………………………………..22
4.3. Качество присутствия и элементы невербального общения…………24
4.4. Позиция и дистанция……………………………………………………25
4.5. Открытая поза……………………………………………………………26
4.6. Выражение лица…………………………………………………………27
4.7. Визуальный контакт……………………………………………………..28
4.8. Кивки головой……………………………………………………………30
4.9. Тон, темп и громкость голоса…………………………………………..30
4.10. Пауза и молчание………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованной литературы………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

Психологический практикум.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

    Выслушивание  прежде всего представляет собой  обратную связь с мыслями и  чувствами клиента, побуждает клиента  далее говорить о своей жизни, о ее затруднениях и проблемах. Если консультант внимателен, клиент, "заменяет точку в конце предложения запятой, и то, что казалось концом раскрытия, становится прелюдией к более глубокому откровению".

    В любом случае правильное выслушивание — это активный процесс. Он, охватывает "все виды ощущений плюс интуиция, отражение и эмпатия". Имеется в виду огромное внимание к деталям, какими бы незначительными они ни были. Слушателю необходимо проявлять заинтересованность и понимание, однако не мешать рассказчику оставаться в потоке переживаний; консультант, слушающий клиента, должен быть раскрепощен и наблюдателен, чтобы услышанные признания порождали обильный ассоциативный поток. Возникающие ассоциации служат определенными "ключами" к пониманию проблем клиента. Но не следует цепляться за них, поскольку часть возникших ассоциаций и идей позднее не подтверждается и отбрасывается. Не нужно делиться с клиентом своими ассоциациями, потому что они могут быть абсолютно ошибочными. Ассоциации скорее — это руководство к дальнейшему выслушиванию, задаванию вопросов, поощрению клиента к "исследованию" новых областей субъективного мира. Активное слушание такого рода помогает увязывать отдельные фрагменты повествования клиента, вследствие чего и реализуется главная задача консультирования — понимание клиента.

Канадский врач Уильям Ослер любил говорить студентам: "Выслушивайте пациента, он говорит вам диагноз". Лучшего совета консультанту быть не может.

Стиль беседы.

    Выделяют  два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.

Рефлексивное  слушание.

    Рефлексивное  слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога  и респондента.

    Рефлексивное  слушание используется с целью осуществления  точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).

    Четыре  основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:

- Выяснение (использование уточняющих вопросов);

- Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами);

- Словесное отражение психологом чувств респондента;

- Резюмирование.

Нерефлексивное  слушание.

    Нерефлексивное  слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.

    Нерефлексивное  слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость  дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощенно в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом. 

2.2. Метод интервью.

    Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный  метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или  социологом и субъектом по заранее  разработанному плану.

    Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

    В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента  к минимуму и обеспечение благоприятной  атмосферы общения. Цель интервью с  точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

Виды  интервью.

По  степени формализации.

    Стандартизированное, полустандартизированное и свободное. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.

    Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью психолог следует  лишь общему плану, сформулированному  соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря  своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.

    Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При  проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

По  стадии исследования.

    Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного  исследования.

    Основное  интервью. Используется на стадии сбора  основных сведений.

    Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

По  количеству участников.

    Индивидуальное  интервью — интервью, в котором  участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).

    Групповое интервью — интервью, в котором  участвует более двух человек.

    Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии. 

2.3. Метод опроса.

    Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный  метод, заключающийся в осуществлении  взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

    Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

    Опросы  разделяют на стандартизированные  и нестандартизированные. Стандартизированные  опросы можно рассматривать как  строгие опросы, дающие прежде всего  общее представление об исследуемой  проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

    При создании опросов сначала формулируют  программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке. Виды опросов:

- Анкетирование;

- Личностные  тесты;

- Метод  лестницы.

Интервью  относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.

    Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом:

- Личные  опросы. Проведение таких опросов  проходит при прямом контакте  исследователя с респондентом.

- Дистанционные  опросы. Проведение таких опросов возможно при опосредованном участии исследователя, либо же вовсе без его участия.

    Одним из наиболее активно используемых в  современном мире дистанционных  методов выступает – телефонный опрос.

Правила составления вопросов.

    Каждый  вопрос должен быть логичным и отдельным и совмещать отдельные подвопросы. Запрещено употребление малораспространённых, малопонятных слов и специальных терминов. Вопросы должны быть краткими. При необходимости вопрос может сопровождаться пояснением, но сама формулировка должна оставаться лаконичной. Вопросы должны быть конкретными, а не абстрактными. Вопросы не должны содержать подсказку. Если в нём упомянуты возможные варианты ответов, то их список следует дать полным. Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов. Вопрос не должен принуждать респондентов к неприемлемым для них ответам. Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным). Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

Виды  вопросов в соответствии с решаемыми задачами.

Закрытые  — открытые.

    Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы  могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.

    Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.

Субъективные  — проективные.

    Субъективные  вопросы спрашивают респондента  об его отношении к чему-либо или  о его поведении в определённой ситуации.

    Проективные вопросы спрашивают о третьем  лице, не указывая на респондента. 

2.4. Метод анкетирования.

    Метод анкетирования — психологический  вербально-коммуникативный метод, в  котором в качестве средства для  сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.

Анкетирование в психологии используется с целью  получения психологической информации, а социологические и демографические  данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

    При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером  использования анкеты в психологическом  исследовании считают английского психолога и антрополога Фрэнсиса Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Виды  анкетирования.

По числу  респондентов:

- Индивидуальное  анкетирование (один респондент);

- Групповое  анкетирование (несколько респондентов);

- Аудиторное  анкетирование - методическая и  организационная разновидность  анкетирования, состоящая в одновременном  заполнении анкет группой людей,  собранных в одном помещении  в соответствии с правилами  выборочной процедуры;

- Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов);

По полноте  охвата:

Информация о работе Вербальные и невербальные средства общения