Виды ощущения и их механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 07:48, реферат

Описание работы

Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. И одно и другое является так называемым чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Но восприятие — осознание чувственного данного предмета или явления; в восприятии перед нами обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения. Этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ67.docx

— 34.01 Кб (Скачать)

ТЕМА 7. ВИДЫ ОЩУЩЕНИЯ И ИХ МЕХАНИЗМЫ

Понятие об ощущении и восприятии.

Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между  собой. И одно и другое является так  называемым чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств: в  этом их единство. Но восприятие — осознание чувственного данного предмета или явления; в восприятии перед нами обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения. Этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся. Ощущение же — отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего. В этом последнем случае ощущения и восприятия различаются как две разные формы или два различных отношения сознания к предметной действительности. Ощущения и восприятия, таким образом, едины и различны. Они составляю: сенсорно-перцептивный уровень психического отражения. На сенсорно-перцептивном уровне речь идет о тех образах, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств.

Основным источником наших  знаний о внешнем мире и о собственном  теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состояниях организма доходит до мозга, давая  человеку возможность ориентироваться  в окружающей среде и в своем  теле. Если бы эти каналы были закрыты  и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной. Известны факты, говорящие о том, что человек, лишенный постоянного источника  информации, впадает в сонное состояние. Такие случаи: имеют место, когда  человек внезапно лишается зрения, слуха, обоняния и когда сознательные ощущения его ограничиваются каким-либо патологическим процессом. Близкий к этому результат достигается, когда человека на некоторое время помещают в свето- и звуконепроницаемую камеру, изолирующую его от внешних воздействий. Такое состояние сначала вызывает сон, а затем становится труднопереносимым для испытуемых.

Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока  информации в раннем детстве, связанное  с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического развития. Если детей, рожденных слепо-глухими  или лишенными слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным  приемам, компенсирующим эти дефекты  за счет осязания, их психическое развитие станет невозможным, и они не будут самостоятельно развиваться.

Как будет описано ниже, высокая специализированность различных  органов чувств имеет в своей  основе не только особенности строения периферической части анализатора — «рецепторов», но и высочайшую специализацию нейронов, входящих в состав центральных нервных аппаратов, до которых доходят сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств.

Рефлекторная  природа ощущений

Итак, ощущения — начальный  источник всех наших знаний о мире. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие  раздражителей на органы чувств называется раздражением. Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция  нервной системы на тот или  иной раздражитель и, как всякое психическое  явление, имеет рефлекторный характер.

Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных  нервных аппаратов, называемых анализаторами.

Каждый анализатор состоит  из трех частей:

  1. периферического отдела, называемого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс);
  2. афферентные или чувствительные нервы (центростремительные), проводящие возбуждение в нервные центры (центральный отдел анализатора);
  3. корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Корковая часть каждого  анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии  в коре головного мозга, так как  определенным клеткам периферии (рецепторов) соответствуют определенные участки  корковых клеток. Для возникновения  ощущения необходима работа всего анализатора  как целого. Анализатор — не пассивный  приемник энергии. Это орган, рефлекторно  перестраивающийся под воздействием раздражителей.

Физиологические исследования показывают, что ощущение вовсе не является пассивным процессом, оно  всегда включает в свой состав двигательные компоненты. Так, наблюдения с помощью  микроскопа за участком кожи, проведенные  американским психологом Д. Неффом, позволили  убедиться, что при раздражении  ее иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными  реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что в состав каждого  ощущения входит движение, иногда в  виде вегетативной реакции (сужение  сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда в виде мышечных реакций (поворот  глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т.д.). Таким образом, ощущения вовсе не являются пассивными процессами — они носят активный характер. В указании на активный характер всех этих процессов и состоит  рефлекторная теория ощущений.

Отбор информации в ощущениях происходит на основе критерия новизны. Действительно, в работе всех органов чувств наблюдается ориентировка на изменение раздражителей. При действии постоянного раздражителя чувствительность как бы притупляется и сигналы от рецепторов перестают поступать в центральный нервный аппарат. Так, ощущение прикосновения имеет тенденцию к угасанию. Оно может совершенно исчезнуть, если раздражитель вдруг перестанет двигаться по коже. Чувствительные нервные окончания сигнализируют мозгу о наличии раздражения только тогда, когда изменяется сила раздражения, даже если время, в течение которого он сильнее или слабее давит на кожу, очень непродолжительно.

Факты, свидетельствующие  об угасании ориентировочной реакции  на постоянный раздражитель, были получены в опытах Е.Н. Соколова. Нервная система  тонко моделирует свойства внешних  объектов, действующих на органы чувств, создавая их нервные модели. Эти  модели выполняют функцию избирательно действующего фильтра. При несовпадении воздействующего на рецептор раздражителя в данный момент со сложившейся ранее  нервной моделью появляются импульсы рассогласования, вызывающие ориентировочную  реакцию. И наоборот, ориентировочная  реакция угасает на тот раздражитель, который ранее применялся в опытах.

Классификация ощущений

Издавна принято различать  пять основных видов (модальностей) ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может  быть проведена, по крайней мере, по двум основным принципам — систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения — с другой).

Систематическая классификация  ощущений

Выделяя наиболее крупные  и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа; интероцептивные, проприоцептивные и экстероцентивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас  из внутренней среды организма; вторые обеспечивают информацию о положении  тела в пространстве и о положении  опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводит до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.

Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и имеют формы особых нервных телец (тельца Паччини). Возбуждения, возникающие в этих тельцах, отражают ощущения, происходящие при растяжении мышц и изменении положения суставов. В современной физиологии и психофизиологии роль проприорицепции как афферентной основы движений у животных была подробно изучена А. А. Орбели, П. К. Анохиным, а у человека — Н. А. Бернштейном. Описываемая группа ощущений включает специфический вид чувствительности, называемый ощущением равновесия, или статическим ощущением. Их периферические рецепторы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Третьей и самой большой  группой ощущений являются экстероцентивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу зкстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

Генетическая классификация  ощущений

Генетическая классификация  позволяет выделить два вида чувствительности:

  1. протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод; жажда и пр.);
  2. эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные органы чувств человека.

Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К  таким ощущениям относятся обоняние и, особенно, слух и зрение.

Общие свойства ощущений

Различные виды ощущений характеризуются  не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким  свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и  варьирующая в пределах данного  вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения или продолжительность есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Пространственная локализация  ощущений определяется местом действия раздражителя.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает  не сразу, а спустя некоторое время  — так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс; для болевых  — 370, а для вкусовых — всего 50 мс.

Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом  действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Наличие положительных  последовательных образов объясняет, почему мы не замечаем перерывов между  следующими один за другим кадрами  кинофильма: они заполнены следами  действовавших до этого кадров —  последовательными образами от них. Последовательный образ изменяется во времени, положительный образ  заменяется отрицательным. При цветных  источниках света последовательный образ переходит в дополнительный цвет.

Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, не постоянна и изменяется под влиянием ряда физиологических  и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации.

Адаптация, или приспособление, - это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Можно различать три разновидности  этого явления.

1. Адаптация как полное  исчезновение ощущения в процессе  продолжительного действия раздражителя. В случае действия постоянных  раздражителей ощущение имеет  тенденцию к угасанию. Например, легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. Обычным  фактом является и отчетливое  исчезновение обонятельных ощущений  вскоре после того, как мы попадаем  в атмосферу с неприятным запахом.  Интенсивность вкусового ощущения  ослабевает, если соответствующее  вещество в течение некоторого  времени держать во рту и,  наконец, ощущение может угаснуть  совсем.

Полной адаптации зрительного  анализатора при действии постоянного  и неподвижного раздражителя не наступает. Это объясняется компенсацией неподвижности  раздражителя за счет движений самого рецепторного аппарата. Постоянные произвольные и непроизвольные движения глаз обеспечивают непрерывность зрительного ощущения. Эксперименты, в которых искусственно создавались условия стабилизации1 изображения относительно сетчатки глаз, показали, что при этом зрительное ощущение исчезает спустя 2-3 секунды  после его возникновения, т.е. наступает  полная адаптация.

Информация о работе Виды ощущения и их механизмы