Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:09, диссертация
Предмет исследования: формирование патриотических качеств подростков.   
Гипотеза исследования заключается в том, патриотическое воспитание учащихся ВОК будет более успешным, если будут созданы и реализованы педагогические и психологические условия, обеспечивающие становление патриотического сознания как системообразующего компонента личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству, в частности:
развития эмоционально-ценностной сферы личности и политической культуры учащихся.
задействования личностных механизмов и диспозиций, патриотического сознания в процессе воспитания патриотизма для становления готовности  к сознательному служению своему Отечеству.
Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества.
В нашей работе мы придерживаемся 
мнения Я.А. Коменского,  который  
подчёркивал, что патриотизм в человеке 
воспитывается на самых ранних ступенях 
его становления: сначала это 
любовь к родителям, затем к своему 
дому, месту, где он родился, а потом 
– к Отечеству. А.Н. Радищев в 
своих литературно-
Г. Гегель понимал патриотизм, как стремление к общим целям и интересам государства, которые являются, безусловно, приоритетными по отношению к любым другим, будь то интересы личности, группы людей или общества в целом.
Радищев в своих литературно-
Из теорий о факторах развития патриотизма мы придерживаемся мнения С.JI. Франка, который чувство патриотизма считал универсальной всечеловеческой категорией, понимая его как национальный дух, в котором раскрывалось своеобразие духовных тенденций. Факторами развития чувства патриотизма он определяет культурный и жизненный опыт, формирующийся на принципах общности, единства и переплетения духовных ценностей. Исходя из этого можно предположить, что чувство патриотизма складывается как система ценностей, осмысленных личностью с точки зрения своей национальной самобытности.
Г.Н. Булгаков считал, что формирование чувства патриотизма возможно путем изучения национального творчества, объективированного в отдельных его продуктах.
На основе изученной литературы можно заключить, что чувство патриотизма - не признак нации, а осознание нацией самой себя, своего места в истории и перспективе развития
На наш взгляд, относительно 
предмета нашего исследования, чувство 
патриотизма можно 
Ю.К. Бабанский классифицировал факторы воспитания на внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые
  Анализ психолого-
Основными критериями гражданско-патриотического воспитания являются: духовно-нравственный, ценностно-смысловой, культурно-деятельностный
Национальное самосознание — ядро национального сознания. Оно выступает в качестве стержневой системы оценочных отношений и рационально-ценностных представлений, необходимых для соответствующего самоопределения человека в духовной и социально-политической жизни. Осознание себя как члена некой группы, целостности («мы») строится через противопоставление представителям иной группы — неким «они». Основополагающей стратегической детерминантой развития национального самосознания в историческом плане были, помимо и на фоне действия этнопсихологических факторов, реальные материальные, исторически обусловленные потребности развития общностей. Развитие национального самосознания oтличaeтся не прямолинейным, а скорее волнообразным, синусоидальным характером.
Воспитание национального самосознания необходимо начинать с воспитания самосознания личности. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, необходимо сосредоточить усилия, прежде всего на формировании целостного отношения к явлениям общественной жизни, деятельности и сознания отдельных социальных групп и личности. Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Оно обеспечивает формирование гражданского сознания как формы общественного сознания, выражающей интересы общества и личности в разрешении проблем государства.
При анализе поведения мальчиков и девочек следует учитывать различие в характере их психики и деятельности. Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он стремится оценить себя самого. «Кто Я?» - основной вопрос возраста. Подросток стремится оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве - осмыслить свои права и обязанности.
Можно выделить набор качеств, наиболее характеризующих специфику патриотизма. Специфические качества патриотизма:
Человек уже с раннего 
детства познает окружающий мир 
(в работу психики включены познавательные 
процессы ощущение, восприятие, представление 
и т.д., см. таблицу 1) и одновременно 
чувствует, созерцает его (в работу 
психики включены эмоциональные 
процессы). Посредством этих процессов, 
а также волевых, у ребенка, подростка 
под влиянием ближних формируются 
«ростки» детского, «местного» патриотизма, 
проявляющегося в любви к матери, 
отцу; «влюбленности» в свои игрушки, 
детскую площадку, свою улицу, времена 
года, погоду и т.п. — - во все природно-пространственное 
окружение. Задача семьи, всех воспитательно-образовательных 
программ и мероприятий должны состоять 
в ориентации ребенка, подростка, молодого 
человека на любовь к родным, на «влюбленность» 
в общение с природой; в осознании 
места и роли формирующегося патриотичного 
своего «Я» в окружающей действительности 
и деятельности (игровой, профессиональной 
и т.д.) посредством «процессуальных» 
психологических механизмов и диспозиций. 
Психические явления (процессы, состояния, 
свойства и особенности личности) 
являются психологическим «
Патриотизм с учетом психологических 
знаний можно определить как социально-психологическое 
образование, в которое включены 
процессуальные» механизмы 
Учет уровня протекания психических 
процессов и показателей 
Патриотизм, уровень патриотической 
направленности нужно рассматривать 
как общий уровень 
Важны изучение и оценка факторов влиятельно-воспитательной среды: (семья, детский сад, школа, друзья и т.п.).
Для формирования патриотических 
представлений, патриотических идеалов 
необходимо «специфическое» воспитание 
социальных чувств, привитие национальной 
культуры и высокой коммуникативности 
в отношениях человека и его народа, 
человека и его Родины, человека 
и окружающей среды. В процессе нравственно-патриотического 
и военно-патриотического 
Регулярно, поэтапно проводить психологический 
Нами была проведена исследовательская работа в СОШ и ВОК на выявление уровня патриотизма у учащихся дшух школ, а также проведена работа, в результате которой получены конкретнуе результаты.
Также нами разработана программа по воспитанию патриотизма и рекомендации для школ с целью воспитания патриотический качеств у учащихся.