Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:09, диссертация
Предмет исследования: формирование патриотических качеств подростков.   
Гипотеза исследования заключается в том, патриотическое воспитание учащихся ВОК будет более успешным, если будут созданы и реализованы педагогические и психологические условия, обеспечивающие становление патриотического сознания как системообразующего компонента личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству, в частности:
развития эмоционально-ценностной сферы личности и политической культуры учащихся.
задействования личностных механизмов и диспозиций, патриотического сознания в процессе воспитания патриотизма для становления готовности  к сознательному служению своему Отечеству.
Мы считаем, что становление 
    патриотизма и  Собственно психологическим 
    и социально-психологическим  Как показывают социальный опыт и общественная практика, эмоционально-волевые качества, чувства, представления, характер — все это проявление психических процессов, которые участвуют в формировании патриотических чувств, патриотического настроения и активизируют их. Известный советский психолог Б.Г.Ананьев писал, например, о характере, что он выражает не только определенную цельность личности, но является условием этой цельности. Именно характер является мерилом степени единства направленности и деятельности, формы и содержания, психической жизни личности, отражающей социальную жизнь. При этом он указывал, что «цельность личности — не природный дар, а исторически образующееся социальное качество психического развития личности». В своей программе исследования характера школьника другой советский психолог — А.Г.Ковалев — наравне с идейной убежденностью, честностью, правдивостью относил патриотизм к идейно-моральным чертам характера. (51) Посредством психологического инструментария в сознании человека «как высшей формы развития психики» происходит отражение всей окружающей действительности, формируются формы отношений молодых людей к миру в целом, к данному обществу, Родине, народу. Наиболее ярко проявляется отношение молодых людей к своей Родине, народу, гордости за их прошлое и настоящее через сформированное социальное чувство — патриотизм. (52) В своей работе нам хотелось бы подчеркнуть, что психологические механизмы и диспозиции являются основополагающими компонентами в организации воспитательно-образовательного процесса вообще и в нравственно-патриотическом и военно-патриотическом воспитании в частности. Важно отметить, какое большое значение приобретают вопросы изучения психологических механизмов для понимания процесса становления патриотизма молодых армян. Следует сказать, что в настоящее время психологические проблемы гражданского и патриотического воспитания молодежи усугубляются еще и такими факторами, как: (51) 1. Низкий уровень мотивации 
    формирования социальных и  2. Отмечаемый у значительной части современной молодежи довольно низкий уровень сформированности нравственно-психологической готовности к жизни в современных условиях; 3. Неустойчивость представления молодого поколения армян о ценностной природе будущего, неясность его перспективы на будущее; 4. Нарушение патриотической адаптации в среде армянской молодежи; 5. Несоответствие окружающих реалий (платное образование, материальная необеспеченность, коррупция и т.п.) патриотическому настроению, патриотическим установкам молодых людей; 6. Усиление индивидуалистических тенденций в современной молодежной среде. Влияние представляющих потенциальные 
    психологические корреляты  Таким образом, становление 
    патриотизма, формирование гражданских 
    и патриотических позиций молодежи 
    в современном армянском  Социальные чувства и 
    отношения находят свое повседневное 
    выражение в поддержании  В формировании патриотического 
    потенциала большую роль играют психосоциальные 
    условия, которые меняются в течение 
    жизни человека. Неблагоприятные 
    психосоциальные условия  Благодаря научным исследованиям 
    по изучению психологических механизмов 
    становления патриотизма мы сможем 
    ответить на вопросы, каким образом 
    следует организовать систему воспитательных 
    и психолого-педагогических воздействий 
    на личность с раннего возраста в 
    целях формирования у нее патриотических 
    чувств, патриотической направленности. 
    (51) Изучая диалектическое взаимодействие 
    между составляющими  Семья, дошкольные учреждения, 
    школа, детские и молодежные объединения 
    в большой мере являются ответственными 
    за формирование патриотического потенциала, 
    за воспитание преемственности между 
    поколениями армян (оптимально сформированная 
    преемственность поколений  Патриотизм — это созерцательно Очень многие зарубежные, русские, 
    советские просветители, педагоги, 
    психологи в своих психолого- Становление и развитие патриотизма, 
    формирование первичных патриотических 
    установок в детском возрасте 
    формируется, как мы уже отмечали, 
    на уровне конкретного образного 
    мышления. Изучая роль психологических 
    механизмов и психологических факторов 
    в формировании патриотического 
    потенциала современной армянской 
    молодежи, можно полагать, что патриотизм 
    — это итог сформированного у 
    нее социального чувства и 
    способа эмоционально- Эти способы отражения 
    могут быть представлены в виде развитых 
    чувств, образов, восприятий, представлений, 
    воображений, в виде идеалов и 
    т.п. Рассуждая о роли чувств человека, 
    А.Н.Радищев вопрошал: «не от чувств 
    ли ты получаешь все свои понятия?» 
    О роли психологии в понимании 
    многих явлений писал также И.П.Павлов 
    отмечая, что благодаря психологии 
    он может себе представить сложность 
    данного субъективного  Таким образом, психологическое «конструирование» патриотизма в среде молодого поколения армян как «лидирующей группы» общества, включает в себя многогранное развитие психики человека и его деятельностное поведение.(51) Психологические корреляты, стимулирующие формирование патриотического потенциала (психолого-методическое обеспечение формирования патриотического потенциала) 
 Обращаясь к родителям, старшим членам семьи А.С.Макаренко отмечал: «Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание». Цели и результаты воспитания в семье - формирование сенсорно-перцептивной организации у ребенка; корректировка чувственного развития ребенка. Усвоение ребенком норм и правил семейного быта, семейных отношений, семейных традиций 
 Восприятие — в восприятиях окружающий мир отражается полнее, целостнее. Благодаря восприятию формируется восприятие многогранной картины природных и социальных явлений. На основе этого начинают формироваться и развиваться социальные чувства и отношения. Восприятие более обусловлено общественной практикой. Социальное восприятие — понимание и оценка людьми социальных объектов. Цель и результаты использования восприятия. Нужно воспитывать у детей положительные чувства в связи с высоким уровнем восприятия природы, прививать им любовь к ней и ко всему «родному, красивому». В процессе воспитания любви к родной природе формируется чувство патриотизма, любви к Родине. В процессе военно-патриотического и нравственного воспитания важно прививать любовь к Родине, к достойным людям, формировать чувство ненависти к врагам Родины, к врагам народа Воспитываемые чувства должны носить действенный характер, а не оставаться только созерцательным переживанием, в результате которого может произойти утрата образа Родины. Наблюдение, наблюдательность, любознательность — стержневые составляющие восприятия. Цель: все образовательные программы нацелить на развитие любознательности и культуры восприятия. Формировать нормальное чувственное развитие и здоровую любознательность. Осознание связи своего «Я» и «малой Родины». Представление, представление памяти, представление воображения. Наравне с ощущениями и восприятием представления лежат в основе психофизиологии поведения. У детей, подростков, юношей формируются представления о разных сторонах окружающей действительности. Например, формируются представления о защите Родины, о службе в армии, о взаимоотношениях в ней и т.д. Цель: сформировать правильные представления об окружающем мире. Неправильно сформированные представления могут отрицательно отразиться на поведении и отрицательно сказаться на нравственно-патриотическом и военно-патриотическом воспитании. Сформировать историко-патриотические представления. Память: кратковременная и долговременная, образная и вербальная: обеспечивают образование смысловых связей между прошлым, настоящим и будущим. Здесь важна роль сказок, мифов, легенд в соблюдении и сохранности традиций. Цель: сформировать патриотические чувства на основе боевых традиций поколения отцов, дедушек, своего народа, умение образовывать смысловые связи между прошлым, настоящим и будущим, умение удерживать историческую память, а также воспоминания с детских лет, например, о рассказанных сказках о Родине, ее героях и т.п. Воображение. Мечта. Фантазии. Идеалы как компонент воображения. Авторитет. Воображение — это формирование новых образов. Познавательная роль воображения, особенно в творческой деятельности. Вдохновение как результат творческого процесса. Мечтания о героических подвигах во имя Родины. Цель Развивать вдохновение, сформированное на положительных поступках во имя Родины, формирование воображаемых патриотических образов будущего своей Родины. Научить воспитывать в себе положительные моральные поступки, качества. Развивать красочные фантазии у детей Формировать свои патриотические идеалы. Уметь определять и стимулировать авторитет, основанный на истинной личностной патриотичности, особенно на примере воинских коллективов или в период проведения военно-патриотических мероприятий Речь, язык, общение, общительность: цель - формирование идейно-патриотического мировоззрения. Осознание, осмысление его через такие произносимые понятия как «отечество», «свобода», «моя страна», «народ», «патриотизм» и т.п.; формирование патриотических убеждений, этических норм и правил доброжелательного общения и поведения между людьми, умения строить отношения с другими, формирование любви ко всей духовной жизни. Эмоционально-волевые процессы. Эмоциональное состояние Психоэмоциональные чувства и настроения Чувства (эмоции) — высшие переживания человека. Имеют социальную окраску. Под влиянием психоэмоциональных чувств развивается пафосный патриотизм, который характеризуется, например, трудовым подъемом, энтузиазмом и т.п. Цель: формирование патриотических настроений, чувств, формирование высоконравственных качеств: коллективизма, гуманизма, альтруизма, воспитание воли и высоких нравственно-волевых качеств: героизма, отваги, мужества, умения постоять за свою Родину, за свой народ. Самооценка - это общеориентирующий показатель, отражающий собственные ощущения, восприятия, представления, воображения и т.д., выражающейся в духовно-нравственной и эмоционально-волевой оценке себя как одной из диспозиций патриотического потенциала. Адекватная уверенность в себе является эффективным «оружием» против антипатриотических настроений. Цель: формирование адекватной самооценки, оценки своих возможностей. Развивать умение адекватно оценивать свои ценности в соответствии с собственными патриотическими идеалами. Формировать оценку обобщенной модели собственного поведения, своего «Я». Игровая деятельность К.Д.Ушинский считал, что 
    для ребенка игра — действительность 
    и она гораздо более  Цель: в процессе игры воспитывать воображение, уверенность в себе, «мужественное преодоление трудностей». Развивать патриотическую направленность, чувство коллективизма, развивать умение строить взаимоотношения с людьми, «правильно относиться к людям»; научить осмысленному осознанию любви к Родине, гордости за нее и свой народ; научить более глубокому чувствованию своего Отечества и умению определять собственную общую мотивационную ориентацию и других людей Структурно-психологические характеристики личности и ее поведения. Направленность. Ценности. Убеждения. Характер. Можно выделить пять базовых структурных компонентов патриотизма. К ним относятся: «любовь к родной земле, стране» ; «чувство долга по отношению к Родине» , «готовность встать на защиту своей страны», «реальные дела на благо Родины»; «глубокое уважение к своему народу». Убеждения составляют сердцевину патриотизма, во многом определяют его проявления. Цель: формирование, нравственно-патриотических диспозиций в процессе образовательно-воспитательных программ и мероприятий, формирование совокупности индивидуально-личностных свойств, состояний и особенностей личности, ее образа жизни, раскрывающих уровень социально-нравственной, психологической, эмоционально-волевой зрелости как атрибутных характеристик патриотизма. Все эти основные компоненты 
    необходимо учитывать при организации 
    воспитательно-образовательных  Можно выделить набор качеств, наиболее характеризующих специфику патриотизма. Специфические качества патриотизма: 
 Анализ корреляционных плеяд показал, что соотнесение патриотизма как социального чувства и положительной личной установки на образ «я — патриот» имеет определенные различия в комплексе мотивационных структур. Мотивационная детерминация общего смысла патриотизма более традиционна, статична и объективна. При установке же на образ «я — патриот» детерминация эта более субъективна, динамична и очень сильно зависит от сформированной у респондента патриотической установки. Корреляционная связь этих плеяд значима на 99,0% уровне. Результаты проведенного Пелевиной Т.В. исследования показали, что: а) развитие патриотических «ростков» лежит, как правило, за пределами существующих современных институциональных сообществ и уходит в большей мере «корнями» в семью. Не случайно поэтому в исследовании определились условно два типа патриотизма: природный» («местный») и «приобретенный» (абстрактный); б) нравственно-патриотические  в) у значительной части молодежи заметно рассогласование между воображаемыми идеальными патриотическими побуждениями, патриотическими «фантазиями» и ее реальным поведением; отмечается утрата образа Родины; г) существенным "тормозом"  д) семье, а также воспитательно-образовательным учреждениям разного уровня важно постоянно помнить, что детский и подростковый возраст наиболее психологически уязвим и наиболее подвержен отрицательному влиянию со стороны социума. 
 Общую психологическую 
    концепцию патриотического  
 Таким образом, человек уже 
    с раннего детства познает 
    окружающий мир (в работу психики 
    включены познавательные процессы ощущение, 
    восприятие, представление и т.д., 
    см. таблицу 1) и одновременно чувствует, 
    созерцает его (в работу психики 
    включены эмоциональные процессы). 
    Посредством этих процессов, а также 
    волевых, у ребенка, подростка под 
    влиянием ближних формируются «ростки» 
    детского, «местного» патриотизма, проявляющегося 
    в любви к матери, отцу; «влюбленности» 
    в свои игрушки, детскую площадку, 
    свою улицу, времена года, погоду и 
    т.п. — - во все природно-пространственное 
    окружение. Задача семьи, всех воспитательно-образовательных 
    программ и мероприятий должны состоять 
    в ориентации ребенка, подростка, молодого 
    человека на любовь к родным, на «влюбленность» 
    в общение с природой; в осознании 
    места и роли формирующегося патриотичного 
    своего «Я» в окружающей действительности 
    и деятельности (игровой, профессиональной 
    и т.д.) посредством «процессуальных» 
    психологических механизмов и диспозиций. 
    Психические явления (процессы, состояния, 
    свойства и особенности личности) 
    являются психологическим « В заключение приведем следующие выводы в целях оказания методической помощи в формировании патриотического потенциала, патриотических представлений у совре-менного поколения армян с учетом психолого-методического обеспечения для их развития: 1. Патриотизм с учетом психологических знаний можно определить как социально-психологическое образование, в которое включены процессуальные» механизмы психики человека (ощущение, восприятие, воображение и т.д.) а также индивидуально-психологические особенности (направленность, ориентации, интересы, убеждения и т.д.), проявляющиеся в личной сопричастности к делам Родины, отечества, народа; в любви к богатству Родины, гордость за «своих» героев; в реализации личной «влюбленности» в природно-пространственное окружение. 2. Учет уровня протекания психических процессов и показателей индивидуально-психологических особенностей помогает в организации воспитательно-образовательных мероприятий, начиная с детского, подросткового возраста. 3. Патриотизм, уровень патриотической направленности нужно рассматривать как общий уровень самоорганизации личности. 4. Важны изучение и оценка факторов влиятельно-воспитательной среды: (семья, детский сад, школа, друзья и т.п.). 5. Для формирования патриотических представлений, патриотических идеалов необходимо «специфическое» воспитание социальных чувств, привитие национальной культуры и высокой коммуникативности в отношениях человека и его народа, человека и его Родины, человека и окружающей среды. 6. В процессе нравственно-патриотического и военно-патриотического воспитания молодого поколения россиян необходимо использовать и учитывать психологические знания не только в профессиональной работе психологов, но и как можно более широком окружении. 7. Регулярно, поэтапно проводить психологический  8. Мотивационный потенциал 
    патриотизма должен   | 
Опытно-экспериментальной базой нашего исследования явились общеобразовательная школа № 147 им. С. Капутикян г.Ереван и военно-образовательный комплекс «Покр Мгер» с.Канакераван, РА. Исследованием было охвачено 68 учащихся 9–ых классов.
В общеобразовательной школе исследование проводилось в двух девятых классах: 9-ый «Д» 17 уч. и 9-й «А» - 25 уч.. В военно-образовательном комплексе «Покр Мгер» исследование проводилось в двух 9-ых классах, которые во время проведения исследовательской программы были объединены в один класс в связи с малым количеством учеников, и взяты за вторую экспериментальную группу (26 уч.).
На первом этапе проведения экспериментальной работы ученикам трех классов было предложено заполнить опросники и анкеты, выявляющие общий уровень сформированности патриотизма у учащихся, их отношение к патриотизму, их установки и диспозиции.
Были заполнены следующие формы:
Итак, предмет нашего исследования – чувство патриотизма, которое мы определяем как понимание ценности Родины, отношение к ней и поведение, связанное с сохранением и заботой о Родине.
При анализе ответов обнаружилось, что большинство подростков (65%) хотели бы жить в Ереване, и 80 % в стране. Интересно, что количество детей, предпочитающих для места жительства страну; несколько выше, можно, вероятно, предположить, что своеобразный «рейтинг» Еревана в глазах детей ниже, чем рейтинг Армении в целом. 35% детей не хотели бы жить в Ереване, а 20% – в стране, из которых 15% хотели бы жить в Америке, 5- в Росии, 5 % - в своем родном городе .
 
Рис. 1 Диаграмма результатов ответа на вопрос о желаемом месте жительства.
Мы предположили, что город может давать подросткам основание для гордости за свою «малую Родину», и поинтересовались этим. Выяснилось, что основными ценностями города, предметом гордости являются его достопримечательности – парки, музеи, памятники, театры. 35% детей гордятся историческим наследием своего города – знаменитыми людьми и событиями, 10% считают, что исторические события – главные ценности Армении, и 15% не видят никаких ценностей в своем городе. Обнаружилось, что количество детей, не желающих жить в городе значительно больше не испытывающих гордости за него, что говорит о том, что, возможно, желание уехать не связано с ценностью города как такового.
Рис. 2 Основные ценности родного города по мнению опрошенных.
Далее мы сделали попытку обобщить ассоциации подростков, связанные с Ереваном. Из ответов стало ясно, что Ереван в первую очередь связывается (40%) с личными чувствами дорогого, близкого, родного (ответы детей: дом. Родина, моя жизнь, родные, любимый город, здесь я родился, живу и умру). 50 % подростков отмечают красоту природы, , а 15 % – исторических личностей . Всего 5% подростков приводят негативные ассоциации – грязный город, грубые люди и пр. Таким образом, достаточно четко выделилась одна из причин негативного отношения к городу – отрицательный, часто травматический опыт жизни в нем, вполне возможно, некоторые дети, выражая желание уехать, своеобразно «бегут» от неприятностей, сопровождающих их в Ереване.
Рис. 3 Диаграмма основных ценностей родного города по мнению опрошенных.
Такие представления о городе, возможно, формируют и определенные ожидания в связи с его развитием. При характеристике перспектив Еревана 50% подростков высказали уверенность в процветании увеличении города, 25 % высказали уверенность, что станет чище, безопаснее, благороднее. 25 % детей считают, что ничего не измениться, а, возможно, станет только хуже. Таким образом, обнаружилась еще одна причина желания детей покинуть город, а возможно, и страну – неверие в перспективу благоприятного развития событий. Ощущая опасность, человек бежит туда, где, по его предположениям, опасность меньше, где не так страшно. Как видно из результатов, таких подростков достаточно много, что, несомненно, связано с общими тенденциями настроений в современном армянском обществе.
Рис.4 Диаграмма перспектив развития Еревана по мнению опрошенных.
Описанная выше особенность проявилась и в определении детьми понятия «патриотизм». 75% детей связывают его с любовью и уважением к Родине, чувством верности, преданности и долга, готовностью защищать ее. В то же время 15% не понимают этого, не думают об этом, или не знают. Подобного рода результаты показывают правомерность постановки вопроса об активизации патриотического воспитания в условиях школы и дополнительного образования, дети, осознающие свои связи с Родиной, являются своего рода потенциалом для примера, возможностью для подражания для подростков, чувствующих свою оторванность от «корней», малой Родины.
При сравнении данных полученных 
в разных школах следует отметить, 
что, в отличии от среднеобразовательной 
школы (далее - СОШ), в Военно-образовательном 
комплексе ( далее – ВОК) все учашиеся 
смогли дать определение слова «патриотизм»
Результаты опроса показали также, что 84 % опрошенных любят свою Родину, 2% - нет и 14 % - затруднились ответить. Одним из основополагающих качеств патриота участники опроса назвали нравственность (78% от общего числа опрошенных). Примечательно и то, что объединяет респондентов с армянской нацией чувство привязанности к родной земле (56%), национальная культура, обычаи и традиции (14%), любовь к Отечеству (10%), а также язык (10%). Вместе с тем, следует отметить, что у определенной части подрастающего поколения имеют место иждивенческие установки. Так 20% респондентов ООШ отметили, что сначала Родина должна сделать все необходимое для них и только потом они будут работать на благо Родины. В ВОК таких ответов не было.
Рис. 5 Диаграмма отношения к Армении (любви к Родине).
 
Нами была также составлена анкета-опросник, выявляющая отношение к армии, мнение о том, каковы основные причины отклонения от армии.
По итогам опроса были получены результаты, представленные на рис. 6.
Рис. 6 Диаграмма причин уклонения от военной службы по мнению опрошенных.
Было предложено семь наиболее распространенных причин. И вот какие результаты мы получили.
Главный мотив – это неуставные отношения, которые в народе и в армии получили название дедовщина (90%). На втором месте у всех учеников – это страх погибнуть. Этот мотив выделяет почти треть опрошенных. Вероятность погибнуть в «горячей точке» существует, но не малая доля солдат гибнет от тех же неуставных отношений.
А на третьем месте у старшеклассников такая причина как «потеря времени». Остальные причины имеют место быть, но они не являются влиятельными, а дополняющими. Отсутствие достойной оплаты на четвертом месте среди мотивов, его выделяет 14%.
«Плохое питание» в армии обозначает 13% учашихся.
На наш взгляд именно «патриотического 
стимула» часто не достает призывникам, 
а дедовщина во многом связана 
с недостаточным уровнем 
Как мы понимаем, главная задача солдат и офицеров состоит в том, чтобы защитить свою Родину, даже если для этого придется пожертвовать своей жизнью. Это накладывает свой отпечаток на состояние духовного мира человека, а в определенных условиях порождает очень острые противоречия (в том числе и с социальной средой), которые необходимо разрешать. Кроме того, готовность жертвовать собой предполагает духовную и физическую мобилизацию, в рамках которой крайне важны стимулы к этой мобилизации и соответствующим жертвам собой и своим здоровьем. Важны стимулы и мотивация. Материальные стимулы важны, но не способны покрыть все противоречия (тем более, что жизнь человека бесценна), а значит в данном вопросе крайне высока роль нематериальных стимулов (патриотизм, благоговение перед историей и подвигом, следование традиции служения Родине и т.п.). Патриотизм важен как своего рода основа мобилизации человека и общества на преодоление тягот и, в конечном счете, защиту Отечества.
Причины, указанные в строке «другое»  | 
  Процент  | 
все равно служить надо  | 
  0,2  | 
лень  | 
  0,2  | 
потеря свободы на 2 года  | 
  0,1  | 
отсутствие любви к Родине  | 
  0,1  | 
плохая реклама  | 
  0,1  | 
смена обстановки  | 
  0,1  | 
ответственность  | 
  0,1  | 
С целью выяснения того, осознанно ли подростки выбрали школу с военно-патриотическим уклоном, мы предложили им тест «Моя школа». (Приложение 5)
Результаты диагностики 
отношения к военно-
 У части учащихся 
отрицательное отношение 
Aнализ анкеты «Патриот», 
проведенной в марте и апреле 
позволяет судить о том, что 
появилось единство мнений в 
рассуждениях учащихся о 
Тест «Отношение к патриотизму» (Приложение №5) был проведен среди учеников 9-ого кадетского класса (опрошено 26 человек) и в обшеобразовательной школе (опрошенных 38 человека). В результате 78% опрошенных из кадетского класса считают, что чувство патриотизма у современной молодежи развито, а в ООШ так считают - 46%. Причиной недостаточного формирования чувства патриотизма учащиеся ООШ считают трудную обстановку в стране (69%), в ВОК – 42%. Вместе с тем, в этом учащиеся ООШ обвиняют - семью (38%), а учащиеся ВОК связывают это с отсутствием соответствующей системы в школе (50%).