Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:09, диссертация
Предмет исследования: формирование патриотических качеств подростков.   
Гипотеза исследования заключается в том, патриотическое воспитание учащихся ВОК будет более успешным, если будут созданы и реализованы педагогические и психологические условия, обеспечивающие становление патриотического сознания как системообразующего компонента личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству, в частности:
развития эмоционально-ценностной сферы личности и политической культуры учащихся.
задействования личностных механизмов и диспозиций, патриотического сознания в процессе воспитания патриотизма для становления готовности  к сознательному служению своему Отечеству.
У ребят этого возраста ярче, чем у девушек выражена потребность в достижении своей мечты.
Девушки рассматриваемого возраста отдают предпочтение гуманитарным наукам, им легче даются упражнения на заучивание, запоминание. Они предпочитают такие виды спорта, где превалирует гибкость, пластичность, красота движений. В этот период девушки более сентиментальны, чем юноши, они раньше переживают чувство влюбленности, раньше юношей начинают оценивать и осмысливать мир «по-взрослому». Девушки острее переживают чувство одиночества, чувствуют потребность в утешении, сочувствии. В этот период девушки более чувствительны к упрекам и нуждаются в поддержке. (49)
Юноши начинают в этом возрасте заниматься различными видами спорта, особенно теми, которые развивают и укрепляют мускулы, формируют фигуру, силовыми видами спорта. (38)
Если юношам этого возрастного периода необходимо доказывать необходимость исполнения тех или иных требований, то для девушек более важным является близость этих требований к личному опыту, их эмоциональная окраска.
Во взаимоотношениях с окружающими, юноши стремятся руководить, вести за собой. Девушки, в отличие от них, наблюдают за впечатлением, которое они производят на других, фиксируют малозаметные нюансы и колебания этих впечатлений, малейшее изменение оценивания своей личности и поведения. Они не действуют так прямолинейно как юноши, а незаметно, понемногу завоевывая. (49)
Психологи отмечают, что 
девушки 14-15 лет являются личностью 
взрослее своих сверстников, однако 
психологические границы 
Особого внимания при характеристике этой возрастной группы требует освещение их эмоциональной сферы. (580
Вопрос об особенностях эмоционального 
мира подростка и юноши, отмечает 
И. Кон,- имеет самостоятельное 
 Возраст 14-15 лет характеризуется 
более высокой, по сравнению 
с подростковым, дифференцированностью 
эмоциональных реакций и 
 При анализе поведения 
мальчиков и девочек следует 
учитывать различие в 
 В возрасте 14-15 лет 
сильнее выражены, чем в подростковом, 
индивидуальные различия в 
 Так называемые 
В этот период расширяется 
сфера эстетических чувств, которые 
постепенно вычленяются из круга 
других переживаний, и находят специфические 
способы выражения и 
Заметно дифференцируются интеллектуальные 
чувства. Наивная детская 
Развитие высших чувств, эмоциональности, не является линейным процессом, их невозможно понять без учета самосознания личности. (48)
Становление самосознания и 
устойчивого образа «Я» - это важнейший 
психологический процесс 
Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он стремится оценить себя самого. «Кто Я?» - основной вопрос возраста. Подросток стремится оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве - осмыслить свои права и обязанности.[38]
С развитием самосознания у человека непрерывно изменяется представление о себе в связи с результатом его деятельности, положением в коллективе, требованиями к нему общества. При этом основным показателем сформированности самосознания является объективная самооценка.[39]
При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию.
При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии его личности.[38]
Подростки стремятся к 
выработке собственных идеалов, 
определению жизненных целей, которые 
помогают найти место в жизни, 
выбрать профессию и 
Формирование мировоззрения 
невозможно без развития понятийного 
мышления, освоения терминологии, а 
это можно сделать только при 
правильно поставленном просвещении 
по самым разнообразным вопросам 
культуры. Подростки не лишены чувства 
коллективизма и понимания силы 
общественности, но ценности, нормы 
референтной группы часто доминируют 
над общеколлективными. Весь характер 
воспитательной работы, ее содержание 
должны быть соотносимы с целями и 
задачами самовоспитания школьников. 
Только через личную деятельность и 
стремление молодого человека овладеть 
собственным положительным 
Задачи патриотического воспитания подростков (34).
Это возможно лишь при актуализации содержания и совершенствования методики педагогического процесса, повышения компетентности преподавателя, реализации в воспитательном процессе деятельностных форм работы (поисковых, краеведческих, если это школа, социальная работа, если это вуз). Необходимость актуализации содержательного компонента в воспитательной работе обосновывает необходимость переориентации в выборе средств патриотического воспитания в сторону углубленного изучения истории, культурных и бытовых традиций народа, подчеркивает, что становление гражданина, патриота без такого знания невозможно.
Принципы патриотического воспитания (34)
Осуществление патриотического образования основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
1. Естественная реакция 
людей на происходящие события.
2. Объективный и всесторонний 
подход к изучению прошлого. При 
изучении истории отечества и 
истории литературы нельзя 
3. Осуществлять патриотическое 
образование и воспитание на 
почве объективного 
Важное условие успеха— активное участие в формировании идейно-нравственной гражданственной позиции самих обучаемых, организация самостоятельной работы. Работая с первоисточниками, с научной литературой, ученики сами формируют свою позицию по отношению к событиям и явлениям современной жизни.
При изучении исторических событий, литературных произведений уделить особое внимание роли личности. Задача преподавателя состоит в том, чтобы обратить внимание учащихся на героев, внутренний мир которых складывался в результате саморазвития и под влиянием внешних условий жизни в соответствии с национальными традициями, народными представлениями о добре и зле.
Быть предельно честным 
в освещении фактов прошлого, а 
уважение ко всему предшествующему 
сделать ведущим принципом