Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:09, диссертация
Предмет исследования: формирование патриотических качеств подростков.   
Гипотеза исследования заключается в том, патриотическое воспитание учащихся ВОК будет более успешным, если будут созданы и реализованы педагогические и психологические условия, обеспечивающие становление патриотического сознания как системообразующего компонента личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству, в частности:
развития эмоционально-ценностной сферы личности и политической культуры учащихся.
задействования личностных механизмов и диспозиций, патриотического сознания в процессе воспитания патриотизма для становления готовности  к сознательному служению своему Отечеству.
Мы придерживаемся второго определения, согласно которому патриотизм является естественным природным чувством, основанным на любви к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде.
Рассматривая патриотизм, 
необходимо остановится на базовых, 
глубинных и наиболее устойчивых 
характеристиках этого 
Этимологический анализ понятий 
«род», «родство», «родня» дает смысловую 
связь между субъектом и 
Известный педагог А.Ф. Лосев рассматривает Родину как «интимно-интимно - внутреннее наше».
Итак, первая составляющая патриотизма – идентификация человека с образами (страны, народа, культуры) по принадлежности и схожести.
Очевидно, что слово «Отечество» происходит от «отец» (հայր – այր – հայրենիք), в тоже время привычно до тривиальности словосочетание «Родина – мать» (Մայր Հայաստան). Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:
С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п.
В этом плане можно констатировать вторую составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг. (7)
 Патриотизм 
состоит из определенных 
- патриотическая идея и идеал;
- патриотическое сознание;
- патриотическое поведение;
- патриотические чувства и убеждения.
А также религиозное отношение.
Рассмотрим эти компоненты в отдельности. Единая общенародная идея духовно цементирует общество и создает предпосылки его целостности. Такая идея не обязательно должна носить религиозный характер. В истории хорошо известны случаи сплочения того или иного народа по сугубо патриотическим идеям (национального освобождения (Арцахская война), модернизации общества и т. п.). Но в любом варианте идея, сплачивающая людей в единый народ, должна присутствовать в общественном сознании. Она должна содержать в себе ответы на коренные вопросы общества: «Кто мы?», «Откуда мы пришли?», «Куда мы идем?». Идеал выражает представление общества о моральном совершенстве, и он является основой для формирования национальной идеи.
 Патриотическое  сознание 
личности представляет собой 
сложное целостное образование,
Первый компонент охватывает  
сферу мышления  человека. С помощью 
мышления человек выходит за рамки 
данных  чувственного опыта  в 
сущностные  характеристики объектов. 
Главной целью формирования  данного 
уровня является развитие представлений, 
обеспечивающих мировоззренческий 
пласт в структуре личности. Здесь 
закладывается фундамент 
  Второй уровень 
  Третий уровень связан 
с ценностно-смысловым  
  Психологический  
подход  к проблеме  патриотического 
сознания синтезирует 
  Под патриотическим 
поведением понимается 
Патриотическое поведение имеет следующие черты: (11)
а) нормативность, ориентированную 
на общественно значимые цели в конкретных  
видах действий, поступков, деятельности, 
отношений к опыту 
б) осознанность, проявляющуюся в понимании государственных интересов как личных;
в) избирательность, выражающуюся в выборе социально-ценностной направлен-ности деятельности, неприятии эгоизма, индивидуализма, социальных пороков;
г) активность, определяющую 
ориентации и ценности саморазвития, 
персонификацию деятельности в реализации 
своих задатков, склонностей, имеющих 
социально-ориентированную 
д) ассоциативность, выбирающую 
стиль поступков, отношений, действий 
сообразно целям и 
е) адаптивность, характеризующую направленность поступков и действий человека по достижению ценностной, эмоциональной комфортности в окружающей социальной среде.
Патриотическое поведение личности проявляется в форме поступка, реализующего социально направленный замысел, действия, материализующего установки сознания и направленные на общественно значимые цели, общения с целью трансформации приобретенного опыта, либо освоения его от окружающих, участия, как процесса совместного взаимодействия с другими людьми в развитии традиций, обычаев, освоении ценностей предшествующих поколений, переживаний, как результата духовно-ценностного соучастия в созидании и освоении культурно-исторических ценностей родного края, общества, государства, заботы о подрастающих поколениях, престарелых людях. Патриотическое поведение личности детерминировано уровнем развития ее чувств, определяющих социальную активность в отношении к социальному окружению, обществу и государству. На каждом возрастном этапе патриотическое поведение обуславливается объемом социальных обязанностей, исполняемых социальных ролей и функций, мерой ответственности за социальную направленность и ценность результатов своего труда. (11)
Патриотическое воспитание включает формирование патриотических взглядов и убеждений, патриотических чувств и патриотических норм поведения. (11) Одни исследователи признают такие ценности, как народ, семья, социальное равенство, ориентированность на прошлое или будущее, государственность, конституция, гражданский мир и свободы и др. Вторые — гордость за социальные и культурные достижения своей Родины, уважение к ее историческому прошлому и унаследованным от нее традициям; привязанность к месту жительства и др. Третьи — активное участие в общественных и производственных делах во имя и на благо Родины.
Патриотическое воспитание как психолого-педагогическая проблема во все времена занимала особое место во всех важнейших сферах деятельности человека – в идеологии, политике, культуре, экономике и т.д.
Патриотизм возникает исторически под влиянием социально-экономических условий жизни людей и в связи с изменением этих условий изменяет свое содержание. (4) Рассмотрение вопросов патриотического и гражданского воспитания имеет давнюю историю в психологии и педагогике, уходящую корнями в античные времена. Платон и Аристотель рассматривали гражданское воспитание как процесс формирования уважения к государству и законопослушания, Руссо же гражданское воспитание видел в свободном развитии личности, в создании условий для её самовыражения. Макиавелли провозглашал активный патриотизм, Монтескье связывал любовь к Отечеству с любовью и стремлением к равенству, Фихте считал, что любовь к Родине должна ассоциироваться с безусловным требованием к самопожертвованию. (12) Л.Н.Толстой отождествлял патриотизм и национализм; К.Д.Ушинский, сформулировав идею народности, отстаивал необходимость развития национального самосознания и воспитания гражданина и патриота.
В зарубежной педагогике теория гражданского воспитания наиболее полно представлена в работах Г.Кершенштейнера, отмечавшего необходимость целенаправленного воспитания гражданина посредством формирования знаний об истории государства и политического образования.
В дальнейшем проблема патриотизма и патриотического воспитания рассматривалась мыслителями эпохи Возрождения, что было связано с характерным для этой эпохи обращением к античным образцам.
Зарубежом в XVIII-XIX века особое внимание исследуемой проблеме уделяли
Д. Локк, К.А. Гельвеций, Д. Дидро. Педагогические высказывания Ж.Ж. Руссо пронизаны глубокой любовью к молодёжи, заботой о её всестороннем развитии, воспитании любви к своему Отечеству. Г. Гегель понимал патриотизм, как стремление к общим целям и интересам государства, которые являются, безусловно, приоритетными по отношению к любым другим, будь то интересы личности, группы людей или общества в целом. (12)
В советской педагогике начало исследования проблем патриотического и гражданского воспитания связывают, прежде всего, с именами представителей революционно-демократического движения: А.Н. Радищева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. В XX веке, согласно советской традиции, общество отождествлялось с государством, гражданское и патриотическое воспитание не отделялось друг от друга, а понятия «патриот» и «гражданин» рассматривались как синонимы. Тем не менее это – разные по содержанию понятия, разные по характеристикам качества личности. (3)
Я.А. Коменский подчёркивал, 
что патриотизм в человеке воспитывается 
на самых ранних ступенях его становления: 
сначала это любовь к родителям, 
затем к своему дому, месту, где 
он родился, а потом – к Отечеству. 
(13) М.В. Ломоносов в своих работах 
«Краткое руководство к красноречию», 
«Риторика» сформулировал задачу воспитания 
сознательных граждан, общественных деятелей, 
способных отстаивать интересы государства. 
(14) Проблемы патриотического воспитания 
вслед за М.В. Ломоносовым касались 
Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин. 
А.Н. Радищев в своих литературно-
Значительный вклад в рассмотрение проблем патриотизма и патриотического воспитания был сделан В.Г. Белинским, Н.А. Добролюбовым, Н.П. Огаревым, А.И.Герценом. По Н.А. Добролюбову, патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше. Серьезное внимание уделяли вопросам патриотизма и патриотического воспитания К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и др. [29,с.16]. К.Д. Ушинский, обосновывая принцип «народности» воспитания, считал необходимым учитывать национальные особенности при выборе форм, методов и содержания педагогической деятельности. «Воспитательные идеи народа проникнуты национальностью более чем что-либо, проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на чужую почву». (15)