Взаимоотношения родителей и детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:29, реферат

Описание работы

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

Содержание

1.Введение 3
2. Детско-родительские отношения в психологии 4
3.Дружба между родителями и детьми. 6
4. Классификация стилей воспитания в психологии 8
5.Что мешает общению с ребенком 11
6.Основные проблемы взаимоотношений родителей и
детей. 16
7.Личностные особенности родителей в воспитании ребенка 18
8. Семья как фактор развития ребенка 22

9.Заключение 26
10.Литература 28

Работа содержит 1 файл

реферат по псих.общ..docx

— 59.43 Кб (Скачать)

      Проблема  первая: Реализация

      Все в детстве мечтают о будущем: кто-то хочет полететь в космос, кто-то стать знаменитым музыкантом, кто-то создать идеальную семью. Но мечты  они на то и мечты, что не всем из них суждено воплотиться в  реальность. Порой родители, не добившись  в жизни реализации своих целей  и мечтаний, видят в детях средство их реализации. Поэтому они отдают детей в различные секции и  кружки, вмешиваются в их личную жизнь, даже когда дети уже давно  перестали быть детьми. Родители думают: «У меня не получилось, может быть получится  у моего ребёнка», но они забывают, что их ребёнок – это отдельная  личность, со своими интересами и своим  жизненным путём. 
Родителям в таком случае нужно попытаться понять, чего хочет их ребёнок, кем он хочет быть в будущей жизни и прикладывать все усилия, чтобы ребёнок самостоятельно выбирал свой путь. По мнению МирСоветов, ошибочно думать так – ребёнок ещё маленький, откуда ему знать, что для него лучше, мы то уже жизнь прожили, мы лучше знаем – в этих словах многие родители узнают себя. А ведь всё-таки нельзя не согласиться, что свои ошибки лучше усваиваются. И к тому же никто из родителей не хотел бы, чтобы в будущем их дети осознали, что ненавидят то дело, которое выбрали за них родители. Все взрослые люди прекрасно знают, как тяжело заниматься нелюбимым делом и просто изо дня в день «тянуть свою лямку».  
Родители, у которых не сложилась личная жизнь, часто слишком пекутся, чтобы хоть у их чада всё в личном плане было хорошо. Не забывайте, что вы можете только посоветовать, а ваш ребёнок должен решать сам, что для него лучше. Тем более, если у вас «не сложилось», где гарантия, что вашими стараниями ваши дети не повторят ваших же ошибок? Помните, что все люди индивидуальны и ваши дети ни в коем случае не являются вашей точной копией. 
Дети по наступлении сознательного возраста должны научиться самостоятельно управлять своей будущей жизнью. Если вы хотите не того, что пытаются навязать вам ваши родители, попробуйте доказать им, что ваш выбор тоже имеет право на существование. Не надо говорить, что вы делаете так, потому что вы так хотите, попробуйте обосновать, почему вы этого хотите, и что вас ждёт в будущей жизни при этом выборе. Собирайте информацию, предоставляйте родителям факты, доказывайте свою точку зрения, не забывайте что вам, а не вашим родителям жить с этим выбором всю жизнь.

      Проблема  вторая: Гиперопека

      В принципе эта проблема граничит с  первой проблемой. Здесь опять появляется любимая фраза родителей: «Мы  жизнь прожили, нам лучше знать». Родителям надо подумать о том, что прошло время, мир изменился, и в этом новом мире, чтобы выжить и чего-то добиться, нужно действовать не так как 10, а то и 20 лет назад.  
Так же родители стараются ограждать своих чад от проблем этого жестокого мира, не понимая, что в дальнейшей жизни им всё равно придётся столкнуться с этими проблемами и намного хуже, если дети выйдут в этот мир не подготовленными. Люди, в детстве подвергшиеся такого рода «заботе», придя в реальный мир, как правило, не выдерживают и ломаются. Такие люди часто становятся алкоголиками и наркоманами, пытаясь убежать от той реальности, к которой они совсем не приспособлены. Детям нужно дать максимум свободы. Как ни странно, чем больше свободы даётся не только детям, но и людям в целом, тем меньше у них желания этой свободой воспользоваться. Детям нужно чаще показывать родителям, что они обладают какой-либо самостоятельностью. Доказать, что они самостоятельно могут учиться, ведь им это самим нужно, учиться самим делать правильный выбор в любой ситуации.
 
 
 
 
 
 
 
 

   

  7.Личностные особенности родителей в воспитании

 

      Во  многих описаниях отношения и  поведения родителей, скрыто или  явно присутствует указание на особенности  личности родителя как на источник основного информационно-воспитательного  элемента для ребенка. Отдельно исследователями  выделяется гиперопекающее поведение, связанное с чувством вины у родителей (гиперопека), порожденная виной. Шизофреногенная  мать - это, прежде всего набор личностных характерных особенностей, а затем  уже специфическое родительское поведение и отношение.

      Разнообразие  родительского поведения диктуется  множеством потребностей и конфликтов личности. В большинстве своем, при  общении с ребенком, родитель подсознательно воспроизводит свой опыт переживаний  раннего детства, проигрывают свои собственные конфликты.

      То, что за определенным родительским отношением стоит определенная черта личности родителя утверждает и И.С.Шефер (1959). Так, он включил в свою модель родительского  отношения данные о личности, полученные с помощью MMPI. Обнаружилась корреляционная связь между факторами, на которые  распадаются шкалы MMPI - интроверсия, экстраверсия и сила "Я", и факторами  родительского отношения "любовь - ненависть", "автономия - контроль". Так, фактор "экстраверсия-интроверсия" представляет собой структурную  единицу личности человека, а фактор "любовь - ненависть" - это образующая родительского отношения. Эти структурные  пары представляют собой варианты социального  поведения человека, и обозначают точки на круговой модели социального  поведения.

      Ловинджер Л. (1960) считает, основой того или  иного родительского отношения  показатель API (авторитарная семейная идеология). Этот показатель отражает когнитивный аспект "Я" - осознание  своей внутренней жизни и внутренней жизни ребенка; он как бы определяет уровень когнитивного развития "Я". API отражает тревогу по поводу проявления инстинктивных импульсов и защиту личности от этой тревоги. Аспекты этого  процесса - подавление и отрицание. Подавление собственной внутренней жизни родителя, приводит прежде всего  к подавлению внутренней жизни и  ребенка. В данном случае, клинико-психологические  особенности родителя так же влияют и на специфику родительского  отношения. Например, специфичность депрессивных матерей описывает Орвашел Г. (1980). С большим трудом депрессивной матери по сравнению с нормальной, удастся установить интерактивные взаимодействия с ребенком. Она попросту сможет отделить свои потребности от его потребностей.

      Деструктивный стиль отношения  к ребенку зачастую приводит к его  невротизации (Захаров  А.И., 1998)3. Он зависит, по мнению того же автора, от таких черт личности родителя как сензитивность (подразумевается повышенная эмоциональная чувствительность: впечатлительность, ранимость, обидчивость, выраженная склонность все принимать "близко к сердцу") и гиперсоциализация (заостренное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов).

      Помимо  этого, деструктивность в отношении  к ребенку обусловлена также, отсутствием у родителя открытости, непосредственности и непринужденности в общении, что чаще всего имеет  в своей основе имевшийся ранее  поихотравмирующий опыт межличностных  отношений. Также было выявлено, что "деструктивные" матери обладают следующими чертами личности: они  сензитивны, склонны к подозрительности, недоверчивости. У них обнаружены проблемы самоконтроля, трудности во взаимоотношениях с окружающими; наличие  хронических межличностных конфликтов, понижение биотонуса, неустойчивые соматические жалобы, склонность к  раздражительности и конфликтной  переработке переживаний.

      На  конструктивный стиль отношения  родителей к ребенку оказывают  влияние такие черты личности, как: стремление наиболее полно проявить свои задатки и способности; созидательность; умеренная тревожность; способность  брать на себя ответственность; склонность к самоанализу, рефлексии.

      Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный стиль отношения  родителей к ребенку ведет  к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте (Захаров  А.И., 1998).

      Так, один из основоположников отечественной  психиатрии И.М.Балинский (1859) считал, что  строгое, несправедливое отношение  к детям в семье является немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния; чрезмерно снисходительное отношение - причиной переходящей через край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований - причиной душевной слабости ребенка.

      Жестокое  воспитание (по мнению Сикорского И.А.) способствует возникновению у ребенка  чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера; пренебрежение  воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще. Многие источники, также, указывают  на то, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов является предрасполагающим  фактором для невроза навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех желаний ребенка ведет к  развитию истерических черт характера  с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля; предъявление непосильных требований к детям  признан этиологическим фактором неврастении.

      В работах зарубежных авторов можно  найти подтверждение того, какую  огромную роль играют детско-родительские отношения в возникновении нарушений  и отклонений психического-физического  развития ребенка. А.Адлер (1928, 1930) отмечает, что изнеживающее воспитание способствует развитию чувства неполноценности  и тенденции к доминированию, вплоть до тирании. С. Блюменфельд, И.Александреско, Т. Георгиу (1970) считают, что, прежде всего, к неустойчивости психики, и агрессивности  детей, приводит родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение. Б.Берельсон, Г. Стейнер, обобщая результаты многих исследователей, считают установленным  тот факт, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как  личность, тем больше он склонен  к пассивности и апатичности  и тем более вероятно, что в  дальнейшем у него сформируется слабый характер (Захаров А.И., 1998).

      Личностные  особенности родителей оказывают  существенное влияние на характер их отношения к ребенку. Ярким примером, подтверждающим это положение, является концепция шизофреногенной матери (Фромм - Райхманн, 1948). Шизофреногенная  мать - деспотичная, властная женщина, которая эмоционально отвергает  своего ребенка и одновременно вызывает у него сильную тревожность, мешает нормальному развитию своего ребенка  из-за сильной потребности контролировать чужие жизни. Она стремиться быть безупречной в своих поступках и требует того же от других. Поэтому он пассивно изолируется от семьи и позволяет своей жене окружить ребенка всеобъемлющей опекой. В результате ребенок уступает позиции и отказывается от внешнего мира ради безопасности, которую обещает всемогущая, противоборствующая мать, прячущая собственную ненависть и обиду за демонстрируемую заботу (Б. Суран, Дж. Риццо, 1979).

      Таким образом, существует связь между  личностью родителя и его отношением к ребенку. Однако эмпирических данных о соотношении личностных черт родителей  и стилей воспитания ребенка явно не достаточно.

8. Семья как фактор развития ребенка

 

      Многочисленные  психологические исследования показывают, что на восприятие ребенка и отношение  к нему влияют множество факторов, среди которых только некоторые  непосредственно связаны с чертами  самого мальчика или девочки. Итак, на отношение родителя к ребенку  влияют:

      1) Детский опыт самих родителей.  Люди, став взрослыми, зачастую  в своей собственной семье  неосознанно формируют отношения,  которые сложились в семье  родителей, а также воспроизводят  те проблемы, которые они не  смогли решить в детстве. Например, если человек в детстве имел  младшего брата или сестру, "забравшего" всю любовь и внимание родителей,  то весь период взросления  может оцениваться им как "несчастливый" период жизни, при этом радость  и безмятежность младшего возраста  могут, напротив, идеализироваться. Вероятнее всего, такой человек  будет неосознанно тормозить  взросление своего ребенка, считать  его "еще слишком маленьким", игнорируя растущую потребность  в самостоятельности.

      2) Нереализованные потребности родителей.  Для некоторых родителей (особенно  матерей) воспитание может становиться  основной деятельностью и даже  основным смыслом жизни. Тогда  сам ребенок становится единственным  объектом удовлетворения этой  потребности. В результате, с возрастом  дети естественно несколько отдаляются  от родителей, в их жизни  начинают играть большую роль  другие люди. Подобные следствия  взросления воспринимаются такими  родителями как угроза собственному  благополучию, вследствие чего, они  могут неосознанно препятствовать  установлению ребенком тесных  контактов вне семьи, стремиться  принимать участие во всех  сферах жизни сына (дочери), сильно  огорчаться при наличии у него (нее) мыслей или чувств, которыми  тот не хочет делиться, то есть  фактически не признавать права  ребенка на свой внутренний  мир.

      Другая  потребность, влияющая на отношение  к ребенку, это потребность родителя в достижениях. Здесь, возможны два  сценария. Первый, это когда Родитель хочет, чтобы ребенок добился  многого, особенно того, чего по каким-то причинам не смог достичь сам. Отрицательным  результатом реализации такой потребности  иногда становится выбор сферы достижения, которая не соответствует реальным возможностям и склонностям ребенка. Так папы и мамы могут выбирать, например, тип школы или виды развивающих кружков и секций, исходя не из желаний, способностей и потребностей своего ребенка, а движимые на самом деле желанием, чтобы он достиг того, что они считают важным, но что им самим не удалось. Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств.

      Обычно  не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые  отличны от тех, что связанны с  запрограммированными целями. Ребенок  становится перед выбором. Он может  втиснуть себя в рамки чуждых ему  родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство  удовлетворенности родителей. В  этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и  способностям, который часто заканчивается  полным фиаско. Но ребенок может  и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование  родителей из за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между  ребенком и родителями. Такая ситуация обнаруживается довольно часто в  процессе консультирования родителей, хотя их истинные мотивы могут скрываться под самыми разными рассуждениями  о перспективности и полезности этой деятельности для ребенка.

Информация о работе Взаимоотношения родителей и детей