Взаимоотношения родителей и детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:29, реферат

Описание работы

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

Содержание

1.Введение 3
2. Детско-родительские отношения в психологии 4
3.Дружба между родителями и детьми. 6
4. Классификация стилей воспитания в психологии 8
5.Что мешает общению с ребенком 11
6.Основные проблемы взаимоотношений родителей и
детей. 16
7.Личностные особенности родителей в воспитании ребенка 18
8. Семья как фактор развития ребенка 22

9.Заключение 26
10.Литература 28

Работа содержит 1 файл

реферат по псих.общ..docx

— 59.43 Кб (Скачать)

      Второй  вариант потребности в достижениях  тоже нередок в современном мире, где социальная успешность и конкурентоспособность  являются зачастую едва ли не мерилом  человеческой ценности. Подобные отношения  нередко выстраиваются в семьях успешных, много работающих и привыкших  достигать своих целей людей. Такие родители будут требовать  от ребенка достижения целей, доведения  дел до конца, раздражаться на проявления лени и непоследовательность своего сына или дочери. Цель их воспитания - привить организованность и целеустремленность - безусловно, благая. Однако та настойчивость, с которой они ее добиваются, а  также игнорирование возрастных особенностей ребенка и предъявление к нему завышенных требований могут  отрицательно сказываться на отношениях в семье и сеять вечное недовольство своим сыном (дочерью).

      Одна  из базовых человеческих потребностей в привязанности, особым образом  может проявляться в отношениях родителей с детьми. Если взрослый испытывает слишком сильную потребность  в эмоциональной привязанности к нему ребенка, то за этим может стоять или страх одиночества (особенно при отсутствии других тесных отношений, например с супругом), или собственная детская недостаточно удовлетворенная потребность в привязанности, в какой-то степени "слиянии" с матерью. Результатами такой потребности в отношениях с ребенком могут стать повышенная опека со стороны родителя, потребность делиться всеми своими переживаниями с ребенком и ожиданием того же от него. Соответственно, поведение сына (дочери) будет восприниматься как положительное или отрицательное в зависимости от того, обеспечивает ли оно родителю ощущение крепкой эмоциональной связи.

      3) Личностные особенности родителей.  Наверное, действие этого фактора  отследить наиболее сложно, для  многих родителей, однако при  некотором навыке или с помощью  специалиста вполне возможно  осознать наличие у себя тех  или иных черт и их влияние  на восприятие ребенка.

      Так, например, можно проследить связь  между тревожностью родителя, ее проявлением (в виде опекающего и оберегающего поведения) и ее следствием - подавлением  развития активности и самостоятельности  ребенка.

      Нередко приходится сталкиваться и с такой  ситуацией: родитель считает своими недостатками какие-то черты характера  или привычки, отрицательно к ним  относится. Поэтому, если он встречает  их проявления у своего ребенка, то реагирует на них очень эмоционально и начинает вести борьбу с этими  недостатками с удвоенной силой. Однако описанный случай не самый  сложный. Хуже, если родитель не осознает или не признает существование каких-то отрицательных черт в себе, а приписывает  их ребенку (иногда совершенно неоправданно) и ведет "военные действия" на чужой территории. Крайним следствием этой борьбы может стать даже эмоциональное  отвержение ребенка (родитель не способен смириться с наличием недостатков, а потому никогда не принимает  ребенка таким, какой он есть, пытаясь  его постоянно "улучшать").

      Негибкость  поведения и мышления родителя, привычка действовать в разных ситуациях  по одной схеме, может приводить  к конфликтам в детско-родительских отношениях. Это вызывает необходимость "подстраиваться" под новый  этап возрастного развития ребенка  по мере его роста. Таким родителям  может казаться, что их дети стали  хуже, упрямее, своевольнее, эгоистичнее, просто потому, что прежние методы в обращении с ними уже не годятся, а новые выработать сложно, это и вызывает у родителей напряжение, раздражение от необходимости перемен.

      4) Отношения со вторым родителем  ребенка. Если что-то в ребенке  напоминает того, кого хотелось  бы стереть из памяти, кто нанес  душевную рану, то естественно,  что в этом случае, родитель  совершенно иначе будет воспринимать  те характеристики ребенка, которые  он унаследовал от второго  биологического родителя. К сожалению,  описанное явление довольно часто  лежит в основе недовольства  ребенком разведенным родителем,  однако взрослыми с трудом  осознается истинная причина  этого неприятия. В подобных  ситуациях очень важно осознавать, что "перевоспитывая" ребенка, "борясь" с его недостатками, вы главным образом ведете  незримую войну в отношениях  с бывшим супругом -гой, но делаете  это на территории ребенка,  который ничуть не виноват  в том, что вы выбрали ему  такого отца (или мать).

      5) Обстоятельства рождения ребенка.  Если родители воспринимают своего  ребенка как "болезненного", "хрупкого" или "беззащитного", то полезно вспомнить при каких  обстоятельствах появился на  свет их малыш. Нередко страх  потерять ребенка, приводящий  к описанному искажению восприятия, появляется у родителей при  наличии таких проблем, как  долгое лечение бесплодия, тяжелые  роды и их последствия, перенесение  ребенком серьезного заболевания  в раннем детстве, или же, напротив, нежеланность появления ребенка,  несоответствие его пола ожидаемому  или желаемому, осложнения в  личной жизни с появлением  малыша и т.п., могут приводить  к эмоциональному отвержению  ребенка.4

      Конечно, перечисленные аспекты отнюдь не исчерпывают все разнообразие факторов, влияющих на отношение родителей  к ребенку. Однако их достаточно для  того, чтобы понять, как сложны эти  отношения и из каких разных компонентов  они складываются.

     9.Заключение

 

      Таким образом, анализирую роль семьи, как  фактор развития ребенка, мы видим, что  семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой  происходит формирование вступившего  в жизнь человека, она становится тем первым домом, в котором человек  вырастает и получает первые жизненные  уроки, в котором он получает поддержку  и помощь, в котором учится любви  к миру, к людям, у ребенка, сохраняются  на всю жизнь самые добрые и  светлые воспоминания, согревающие  его сердце и укрепляющие светлую  волю в самые трудные моменты  жизни.

      Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна - большую роль играет самовоспитание и тот багаж жизненного опыта, который человек получил в  своих прошлых жизнях генетически  зафиксированная в родителях. Именно поэтому все люди рождаются уже  с присущими им чертами характера, а также роль внесемейного воспитания, который человек получает, живя в  обществе. Но семья может расширить  те светлые качества человека, которые  уже есть в нем, присущи ему  от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая  и светлая роль семьи.

      Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих  детей, родители воспитывают тем  самым и самих себя. В зависимости  от характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей к ребенку  происходит формирование определенных (порой достаточно устойчивых) взаимоотношений  между ними. И если деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребенка своими интересами, насильственное навязывание ему  своих взглядов и представлений  с жесткой критикой в адрес  его собственных также как  и политика "невмешательства", игнорирование интересов ребенка, полное отсутствие заинтересованности к его жизни (гипоопека) формируют  слабую, несамостоятельную, неуверенную  в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения в своему ребенку без излишней навязчивости, стремления "залезть в душу" c любовью и готовностью помочь, если об этом попросят, поддержать, воодушевить  в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим человека.

      Таким образом, для того, чтобы максимизировать  положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи  на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

      Принимать активное участие в жизни семьи;

      Всегда  находить время, чтобы поговорить с  ребенком;

      Интересоваться  проблемами ребенка, вникать во все  возникающие в го жизни сложности  и помогать развивать свои умения и таланты;

      Не  оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

      Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

      Уважать право ребенка на собственное  мнение;

      Уметь сдерживать собственнические инстинкты  и относиться к ребенку как  к равноправному партнеру, который  просто пока что обладает меньшим  жизненным опытом;

      С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          10.Литература

 

      Гиппенрейтер  Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2000. - 240с.

      Гозман  Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические  проблемы семьи // Вопросы психологии - 1985. - №2. - С. 186 - 187.

      Гордон  Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. - Екатеренбург: АРД ЛТД, 1997. - 150с.

      Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание, 1976. - 40с.

      Захаров А.И. Как предупредить отклонения в  поведении ребенка. — М.: Просвещение, 1986. — 128 с.

      Корытова  Г.С. Психологические особенности  внутрисемейных отношений и их влияние  на проявления школьной дезадаптации.: Дис. … канд. псих. наук. – Улан-Удэ, 1998. – 166 с.

      Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. - 486 с.

      Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов  высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общая основа психологии. - 2е изд. - М.: Просвещение: Владос, 1995.

      Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. - М.: Молодая Гвардия, 1980.

      Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

      Петровский  А. В. Дети и тактика семейного  воспитания. - М.: Знание. 1981.  
 
 
 
 
 

Информация о работе Взаимоотношения родителей и детей