Взаимосвязь агрессивности и мотивации подросков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста и его взаимосвязь с мотивацией учения.
Предмет исследования - психологические особенности агрессивного поведения и мотивация детей в подростковом возрасте.
Объектом исследования - дети подросткового возраста (25 человек).
Гипотеза исследования: агрессивность влияет на мотивацию подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
Глава I. Теоретический анализ проблемы исследования………………………...4
1.1. Проблема агрессивности в трудах отечественных и зарубежных исследователей………………………………………………………………4
1.2. Особенности агрессивности у подростков……………………………7
1.3. Проблема мотивации в подростковом возрасте……………………..12
Вывод по первой главе……………………………………………………………17
Глава II. Организация и методы исследования………………………………….19
2.1. Организация исследования……………………………………………19
2.2. Методы исследования…………………………………………………20
Вывод по второй главе………..…………………………………………………..24
Глава III. Результаты исследования……………………………………………...25
3.1. Результат исследования агрессивности у подростков………………25
3.2. Результат исследования мотивации у подростков…………………..26
3.3. Взаимосвязь агрессивности и мотивации у подростков…………….29
Вывод по третьей главе…………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………..32
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Взаимосвязь агрессивности и мотивации у подростков.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2

Глава I. Теоретический анализ проблемы исследования………………………...4

    1.1. Проблема агрессивности в трудах отечественных и зарубежных исследователей………………………………………………………………4

    1.2. Особенности агрессивности у подростков……………………………7

    1.3. Проблема мотивации в подростковом возрасте……………………..12

Вывод по первой главе……………………………………………………………17

Глава II. Организация и методы исследования………………………………….19

    2.1. Организация исследования……………………………………………19

    2.2. Методы исследования…………………………………………………20

Вывод по второй главе………..…………………………………………………..24

Глава III. Результаты исследования……………………………………………...25

    3.1. Результат исследования агрессивности у подростков………………25

    3.2. Результат исследования мотивации у подростков…………………..26

    3.3. Взаимосвязь агрессивности и мотивации у подростков…………….29

Вывод по третьей главе…………………………………………………………..30

Заключение………………………………………………………………………..32

Список литературы……………………………………………………………….35

Приложения 
 

 

Введение

     Актуальность  исследования. Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии.

     Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся  в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного  порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилась преступность среди молодёжи. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

     Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.

     Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране (Воронов Ю., Маринина Е., Можгинский Ю.Б., Реан А.А., Савина О.О., Семенюк Л.М., Фурманов И. А) и за рубежом (Бандура А., Уолтерс Р) занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

     Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических  исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

     Агрессивность формируется преимущественно в  процессе ранней социализации в детском  и подростковом возрасте

     Цель  работы - изучить особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста и его взаимосвязь с мотивацией учения.

     Предмет исследования - психологические особенности агрессивного поведения и мотивация детей в подростковом возрасте.

     Объектом  исследования - дети подросткового возраста (25 человек).

     Гипотеза исследования: агрессивность влияет на мотивацию подростков.

     Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

     1. Изучить состояние проблемы по  психолого-педагогической литературе.

     2. Определить уровень агрессивности  и мотивации у детей подросткового  возраста.

     3.    Выявить взаимосвязь агрессивности и мотивации у подростков.

     Методы  исследования:

     В ходе изучения данной проблемы использовали различные методы - наблюдение, беседа, тестирование.

     Базой экспериментального исследования являются подростки - учащиеся Икшинской средней общеобразовательной школы Московской области.  

 

Глава I. Теоретический анализ проблемы исследования.

1.1. Проблема агрессивности в трудах отечественных и зарубежных исследователей

     В психологии термин "агрессия" трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но также существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

     Выделим основные определения агрессии в  соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:

     Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. (Bender L)

     Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые  вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая  реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.(Delgado H)

     Агрессия - реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A)

     Агрессия - физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Uilson) [13]

     Агрессия - злобное, неприятное, причиняющее  боль окружающим, поведение. [7]

     Имеющиеся определения можно условно разделить  на 2 большие группы:

     1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но "так пришлось" или "было необходимо действовать". В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия - это те действия, которые имеют осознанный мотив - причинение вреда или ущерба [1].

     2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая).Р. Бэрон и Д. Ричардсон [5,20] дают такое определение: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

     По  мнению этих авторов:

     агрессия  обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда  жертве;

     в качестве агрессии может рассматриваться  только такое поведение, которое  подразумевает причинение вреда  или ущерба живым организмам;

     жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой.

     Из  отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г.Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения [21].

     В 1939 г. Дж. Доллардом была предложена теория фрустрации - агрессии, в которой утверждается что [5,20]:

     фрустрация  всегда приводит к агрессии в какой-либо форме;

     агрессия  всегда является результатом фрустрации.

     В свете теории социального научения, предложенной Бандурой, агрессия рассматривается  как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, “за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения” [3]. Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.

     Итак, рассмотрев все основные теоретические  концепции агрессии, можно принять  за рабочее следующее обобщающее определение этого явления: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

     Это определение подчеркивает, что агрессия - это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами - такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.

     Необходимо  разграничивать понятия "агрессия" и "агрессивность". Агрессия - это  поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или  ущерба[4]. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения[8].

     Индивидуальные  детерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек  склонен "тиражировать" удачные  модели поведения, что в последствии  закрепляется в довольно устойчивые черты личности, поэтому склонных к насилию лиц редко удается  переделать с помощью широко используемых средств: усиления мер, увеличение срока наказания и т.д. Агрессия для них является средством достижения целей, а потому вполне приемлема. Она глубоко укоренилась в их личностной структуре и как модель поведения чрезвычайно устраивает, поэтому вряд ли они с готовностью откажутся отвечать ударом на удар. Ключом к решению этой проблемы может быть психотерапия, направленная на повышение уровня уверенности в себе, формирование более зрелого взгляда на жизнь и отношения с другими людьми.[4] 

     1.2. Особенности агрессивности у подростков

     Особое  место занимает подростковая агрессивность. Как известно, некоторые ученые рассматривают  период с 13 до 16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис. В  это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность[17]. У ребенка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального Я идеалам (часто ложным). Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки.

     Это очень сложный момент в жизни семьи. И специалист должен разъяснять родителям, что, как бы им ни хотелось, чтобы ребенок оставался при них, наступает время, когда нужно потихоньку отдаляться от ребенка - конечно, не сразу и не резко. Взрослые должны понять, что подросток, для того чтобы обучиться науке коммуникативности, должен большую часть времени проводить среди сверстников. Среди реальных людей и в реальных ситуациях ребята учатся справляться с жизненными трудностями: решать психологические проблемы, преодолевать страх, ревность, враждебность, формировать моральные представления, учиться конструктивно выяснять отношения. Для взрослеющего человека родители должны оставаться только добрыми советчиками, утешителями, надежным тылом.

Информация о работе Взаимосвязь агрессивности и мотивации подросков