Взаимосвязь агрессивности и мотивации подросков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста и его взаимосвязь с мотивацией учения.
Предмет исследования - психологические особенности агрессивного поведения и мотивация детей в подростковом возрасте.
Объектом исследования - дети подросткового возраста (25 человек).
Гипотеза исследования: агрессивность влияет на мотивацию подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
Глава I. Теоретический анализ проблемы исследования………………………...4
1.1. Проблема агрессивности в трудах отечественных и зарубежных исследователей………………………………………………………………4
1.2. Особенности агрессивности у подростков……………………………7
1.3. Проблема мотивации в подростковом возрасте……………………..12
Вывод по первой главе……………………………………………………………17
Глава II. Организация и методы исследования………………………………….19
2.1. Организация исследования……………………………………………19
2.2. Методы исследования…………………………………………………20
Вывод по второй главе………..…………………………………………………..24
Глава III. Результаты исследования……………………………………………...25
3.1. Результат исследования агрессивности у подростков………………25
3.2. Результат исследования мотивации у подростков…………………..26
3.3. Взаимосвязь агрессивности и мотивации у подростков…………….29
Вывод по третьей главе…………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………..32
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Взаимосвязь агрессивности и мотивации у подростков.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

     Нормой  агрессивности по тесту Басса - Дарки  является величина ее индекса равная 21 + - 4, а враждебности 6,5 - 7 + - 3.

     Методика  Басса-Дарки ориентирована на испытуемых подросткового возраста и дает наиболее подробную информацию о видах  агрессивного поведения.

     «Иерархия потребностей»  модификация И.А. Акиндиновой (др.названия «Пирамида потребностей», Методика актуальности основных потребностей)[15]

     Методика  предназначена для выявления  актуальности базовых потребностей: материальных, потребности в безопасности, в самовыражении (самоактуализации).

     Методика  допускает индивидуальное и групповое  использование. В случае группового обследования число участников не должно превышать 15 человек. Каждому обследуемому должно быть предоставлено отдельное место для выполнения задания. Длительность заполнения не более 20-25 минут. Если в процессе работы у обследуемого возникнут вопросы, психолог должен дать разъяснения.

     Инструкция: Вам даются 15 утверждений. Сравните эти утверждения попарно между  собою. Начинайте сравнивать первое утверждение со вторым, потом первое утверждение с третьим и т.д. Результаты вписывайте в колонку 1 столбца. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым предпочтительным для себя Вы сочтете второе, то в начальную клеточку вписывайте цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то вписывайте цифру 1. И так делайте при каждом сравнении. Далее проделывайте аналогичные операции со вторым утверждением: сравнивайте его сначала с третьим, потом с четвертым и т.д. Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк. Каждое сравнение пар делайте после проговаривания «Я хочу…» (см. Приложение 2).

     Обработка и интерпретация результатов

     Когда заполните весь бланк, подсчитайте, сколько раз в бланке встречается  каждое утверждение. Полученные суммы  впишите в клетки, выделенные другим цветом. Эти операции дают Вам возможность определить предпочтение по всем утверждениям. Далее подсчитайте суммы баллов по пяти шкалам:

     I шкала Материальное положение. Подсчитывается сумма по позициям 4, 8, 13

     II шкала  Потребность в безопасности. Подсчитывается сумма по позициям 3, 6, 10

     III шкала Потребность в межличностных связях. Подсчитывается сумма по позициям 2, 5, 15

     IV шкала Потребности в уважении со стороны. Подсчитывается сумма по позициям 1, 9, 12

     V шкала Потребность в самореализации. Подсчитывается сумма по позициям 7, 11, 14

     Завершающей процедурой будет построение собственного профиля удовлетворенности потребностей по пяти шкалам. Необходимо полученные выше суммы отложить на каждой шкале. На графике указаны три зоны:

     Полная  удовлетворенность – 0-13 баллов

     Частичная удовлетворенность – 13-26 баллов

     Полная  неудовлетворенность – 26-39 баллов

     Доминирующая  потребность будет обозначаться высшим баллом.

       «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН)

     опросник А.А. Реана [23]

     Инструкция: отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да». Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как: правило, является и наиболее точным (см. Приложение 3).

     Обработка результатов и критерии оценки

     За  каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

     Если  количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация  на неудачу (боязнь неудачи).

     Если  количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация  на успех (надежда на успех).

     Если  количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный  полюс ярко не выражен. При этом можно  иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция  метизации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

     Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации  человек, начиная дело, имеет в  виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

     Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.

     Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при  необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере. ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

     Вывод по второй главе

     Для проверки гипотезы были подобраны следующие методики:

     1) методика состояния агрессивности  Басса-Дарки.;

     2) «Иерархия потребностей» модификация И.А. Акиндиновой (др.названия «Пирамида потребностей», Методика актуальности основных потребностей);

     3) методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана.

     Во  время организационного этапа была выбрана база для исследования, формировалась  выборка испытуемых, определена диагностическая  методика, план исследования. С подростками была проведена беседа, в которой рассматривались понятия «агрессия», «агрессивное поведение», формы и особенности проявления агрессии, конструктивные способы выражения агрессии в обществе и др. Беседа с подростками проводилась с целью их мотивации к участию исследовании.

     На  исследовательском этапе было проведено  тестирование, во время которого, каждому  испытуемому был предложен бланк  и опросник. Результаты тестирования представлены на таблицах (см. приложение1, 2, 3)

 

Глава III. Результат исследования

3.1. Результат исследования  агрессии у подростков

      Обследование  проводилось фронтально (см. Приложение 1). Для сравнения полученных результатов  используем сводную таблицу и  график.

     Таблица 1

Сводная таблица диагностики состояния  агрессии у подростков

(по средним показателям)

Состояние агрессии Средний балл по выборке Уровень
1 Физическая  агрессия 5,4 Средний
2 Косвенная агрессия 4,0 Средний
3 Раздражение 4,2 Средний
4 Негативизм  3,1 Средний
5 Обида 3,0 Низкий 
6 Подозрительность  4,9 Средний
7 Вербальная  агрессия 5,8 Средний
8 Чувство вины 5,3 Средний
9 Враждебность  8,0 Средний
10 Агрессивность 15,5 Низкий 
 

График 1

Результаты  диагностики состояния агрессии у подростков

     При детальном рассмотрении сводной таблицы и графика, мы можем отметить следующее: для подростков данной выборки характерно низкое состояние агрессии.

     Наибольшее  количество подростков имеет высокий  уровень негативизма (40%) – это  указывает на оппозиционную манеру в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установленных правил, что является характерным для данного возраста.

     Наиболее  высокие показатели имеют такие  состояния агрессии как враждебность, вербальная агрессия, физическая агрессия и чувство вины. 

3.2. Результат исследования мотивации у подростков

Результаты  исследования по методике «Иерархия потребностей»  модификация И.А. Акиндиновой (др.названия «Пирамида потребностей», Методика актуальности основных потребностей)

      Обследование  проводилось по гуппам из 12-13 человек (см. Приложение 2). Для сравнения полученных результатов используем сводную таблицу и гистограмму.

     Таблица 2

Сводная таблица диагностики иерархии потребностей у подростков

Уровень удовлетворенности Материальное  положение Потребность в  безопасности Потребность в  межличностных связях Потребности в  уважении со стороны Потребность в  самореализации
1 Полная удовлетворенность 20% 16% 12% 4% 20%
2 Частичная удовлетворенность 52% 64% 56% 76% 72%
3 Полная неудовлетворенность 28% 20% 32% 20% 8%
 

 

Гистограмма 1

Результаты  диагностики иерархию потребностей у подростков

       Анализ и сопоставление результатов  исследования позволил нам определить, что полная удовлетворенность максимально доминирует в таких потребностях в самореализации (у 20% подростков) и материальное положение (у 20% подростков). Наименее удовлетворены подростки (у 4%) потребностью в уважении со стороны.

     Большинство подростков частично удовлетворены базовыми потребностями.

Информация о работе Взаимосвязь агрессивности и мотивации подросков