Взаимосвязь агрессивности и мотивации подросков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста и его взаимосвязь с мотивацией учения.
Предмет исследования - психологические особенности агрессивного поведения и мотивация детей в подростковом возрасте.
Объектом исследования - дети подросткового возраста (25 человек).
Гипотеза исследования: агрессивность влияет на мотивацию подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
Глава I. Теоретический анализ проблемы исследования………………………...4
1.1. Проблема агрессивности в трудах отечественных и зарубежных исследователей………………………………………………………………4
1.2. Особенности агрессивности у подростков……………………………7
1.3. Проблема мотивации в подростковом возрасте……………………..12
Вывод по первой главе……………………………………………………………17
Глава II. Организация и методы исследования………………………………….19
2.1. Организация исследования……………………………………………19
2.2. Методы исследования…………………………………………………20
Вывод по второй главе………..…………………………………………………..24
Глава III. Результаты исследования……………………………………………...25
3.1. Результат исследования агрессивности у подростков………………25
3.2. Результат исследования мотивации у подростков…………………..26
3.3. Взаимосвязь агрессивности и мотивации у подростков…………….29
Вывод по третьей главе…………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………..32
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Взаимосвязь агрессивности и мотивации у подростков.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

     Максимальное  количество (32% подростков) имеют полную неудовлетворенность в потребности в межличностных отношениях.

     Разбросанность  и неопределенность в базовых  потребностях указывает на то, что  потребность как движущая сила мотивации  еще недостаточно сформировалась. 
 
 

Результаты  исследования по методике «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана

      Обследование  проводилось фронтально (см. Приложение 3). Для сравнения полученных результатов  используем сводную таблицу и  гистограмму.

     Таблица 3

Сводная таблица диагностики мотивации у подростков

Уровень Мотивация успеха Боязнь неудачи
1 Высокий 12% 28%
2 Средний 60% 60%
3 Низкий  28% 12%

Гистограмма 2

Результаты  диагностики мотивации у подростков

     

     Сопоставление результатов исследования подростков позволило нам выявить, что у 28% подростков присутствует мотивация боязни неудачи и только 12% - мотивацию успеха.

     Как и при предыдущем тестировании, большинство  подростков не имеет четких проявлений мотивации, но А.А. Реан предлагает относить этих респондентов к числу тех, кто имеет мотивацию боязни неудач.

     Таким образом, для большинства подростков данной выборки характерен мотив боязни неудач. 

3.3. Взаимосвязь агрессивности  и мотивации у  подростков

     Статистический  анализ результатов исследования агрессивности и мотивации подростков (см. Приложение 4) позволил нам посредством построения плеяд определить взаимосвязь между агрессивностью, иерархией потребностей и мотивацией. 

 

 

 

 

 

       
 

     Построение  плеяд позволило нам определить взаимосвязь между агрессивностью и мотивацией подростков.

     Такие состояния агрессии как чувство  вины, негативизм и косвенная агрессия влияют на мотивацию боязни неудач.

     Физическая  агрессия вызывает потребность в  безопасности, т.к. это состояние агрессии связано с нанесением физического ущерба человеку.

     Подозрительность, т.е. подозрительное отношение к  окружающим, недоверие к окружающим сказывается на стремлении зарабатывать на жизнь, обеспечить себе материальный комфорт и покупать хорошие вещи.

     Вербальная  агрессия влияет на мотивацию успеха.

     По  всем, выше перечисленным параметрам выявлена положительная корреляционная связь.

     Между такими параметрами как обила  и потребностью уважения со стороны  выявлена слабая отрицательная связь. Это указывает на то, что если подросток не испытывает уважения со стороны, тем более проявляется данная сторона агрессии (обида).

     Таким образом, проведенная диагностика  и анализ результатов исследования подростков позволили нам подтвердить  выдвинутую гипотезу о том, что агрессивность влияет на мотивацию подростков. 

Вывод по третьей главе

     Экспериментальное исследование по изучению взаимосвязи агрессивности и мотивации проводилось на базе МОУ Икшинская СОШ Дмитровского района Московской области. Общий объем выборки составил 25 подростков.

     Анализ  результатов исследования позволил выявить, что для подростков данной выборки характерно низкое состояние агрессии.

     Наибольшее  количество подростков имеет высокий  уровень негативизма (40%) – это  указывает на оппозиционную манеру в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установленных правил, что является характерным для данного возраста.

     Наиболее  высокие показатели имеют такие  состояния агрессии как враждебность, вербальная агрессия, физическая агрессия и чувство вины.

     Полная удовлетворенность потребностями максимально доминирует в потребностях в самореализации и материальное положение. Наименее удовлетворены подростки в потребности в уважении со стороны.

     Максимальное  количество имеют полную неудовлетворенность в потребности в межличностных отношениях.

     Разбросанность  и неопределенность в базовых  потребностях указывает на то, что  потребность как движущая сила мотивации  еще недостаточно сформировалась.

     Для большинства подростков данной выборки характерен мотив боязни неудач.

     Построение  плеяд позволило нам определить взаимосвязь между агрессивностью и мотивацией подростков.

     Таким образом, проведенная диагностика  и анализ результатов исследования подростков позволили нам подтвердить  выдвинутую гипотезу о том, что агрессивность влияет на мотивацию подростков. 

 

Заключение

     Согласно  одному из определений, предложенному  Бассом, агрессия – это любое  поведение, содержащее угрозу или наносящее  ущерб другим.

     Второе  определение, предложенное, несколькими  известными исследователям, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. 

     Третья  точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.

     Несмотря  на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты  в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму. В это определение входит как категория намерения, так  и актуальное причинение оскорбления или вреда другим.

     Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: агрессия – это любая форма  поведения, нацеленного на оскорбление  или причинение вреда другому  живому существу, не желающему подобного  обращения.

     Особенности личности проявляются ярче в состоянии эмоционального напряжения. Поэтому психологи внимательно изучают реакции индивида в ситуации фрустрации. Рассматривая понятие «фрустрация» в рамках психодиагностического подхода и с точки зрения межличностного взаимодействия, мы имеет в виду ситуации, в которых окружающие индивида лица специально или нечаянно ущемляют его интересы, что приводит к блокировке значимых потребностей, или задевают его самолюбие, негативно воздействуя на его самооценку.

     В ситуации фрустрированности эмоциональное состояние проявляется:

     1) как реакции страха, тревоги, отказа  от самореализации, может сопровождаться  чувством вины, стремлением уйти  от конфликта;

     2) как наступательное, обвиняющее  других, активное или даже агрессивное  поведение, враждебные высказывания или действия;

     3) как стремление подавить и  те, и другие реакции, пассивно  или индифферентно отнестись  к случившемуся, постараться нивелировать  остроту конфликта.

     Исследование  было посвящено изучению агрессии подростковом возрасте и ее взаимосвязи с мотивацией. Цель исследования – выявить взаимосвязь агрессивности и мотивации у подростков.

     Обзор литературы в теоретической части  работы показал то, что единой точки  зрения на источник агрессии нет, что  значительно усложняет понимание данной проблемы. Кроме того, мало изучен такой аспект агрессии, как её устойчивость. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности.

     Кроме  того, агрессия может быть вызвана  необходимостью защитить себя или удовлетворить  свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки. В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности

     В практической части мы подтвердили  исходную   гипотезу  о  том,  что существует взаимосвязь агрессивности и мотивации у подростков.

     Мы  считаем, что необходимо научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует особое внимание, в частности в рамках школы.

     Ведущая роль в предупреждении и коррекции  агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов.

     Исходя  из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Прежде всего, необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль.

     При условии последовательности, постепенности  приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.

 

Список  литературы:

  1. Аликина Н. В. Принципы диагностики агрессивного поведения. – М.: 2002. – 140 с.
  2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976. С. 158.
  3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ., Брянцевой и Б.Красовского. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с
  4. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. – М.: 2001. –              512 с.
  5. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер. – 2001. – 352 с.
  6. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – М.: 2002, № 3.
  7. Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально-педагогическая работа. – М.: 2000, №  4.
  8. Ениколопов С. Н. Агрессивность как специфическая форма активности. – М.: 2002. – 127 с.
  9. Иванченко В. Н., Асмолов А. Г., Ениколопов С. Н. Агрессивное поведение у детей // Вопр. психол. – М.: 2000,  №  2.
  10. Изучение мотивации поведения детей и подростков (сборник статей). Под ред. Л.И. Божович. М.: Педагогика. 1972.
  11. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. – СПб.: 2004. – 358 с.
  12. Крылов А. А., Маничева С. А.  Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. – Санкт-Петербург, «Питер», 2000.
  13. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. – 212 с.
  14. Пошивалов В. П. Новые направления в изучении агрессивного поведения // Журн. высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. – 2004, Т. 37. –   Вып. 4.
  15. Посохова С.Т., Соловьева С.Л..Настольная книга практического психолога - М.:АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; СПб.: Сова, 2008. - 671 с. (с.314-318)
  16. Психология человеческой агрессивности / Под ред. К.В. Сельченок. – Мн., 2002. – 656 с.
  17. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста // Мастера психологии. СПб., 2000.
  18. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. – М.: 2003. – № 5.
  19. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – 2002. – № 3.
  20. Роберт Берон, Дебора Ричардсон «Агрессия». – Санкт-Петербург: «Питер», 2003.
  21. Румянцева Т.Г.  Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 2004. – №5/6.
  22. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. – 416 с. (с. 138, 146-147)
  23. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения  и условия его коррекции. – М.: 2000. – 254 с.
  24. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми // Под ред. Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб.: 2001. – 225 с.
  25. Фурманов И.А. Детская агрессивность. – М., 2002. – 192 с.
  26. Чередниченко В. И. Трудные дети и трудные взрослые. – М.: 2000.

Информация о работе Взаимосвязь агрессивности и мотивации подросков