Взаимосвязь агрессивности и самоотношения личности у студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследование взаимосвязи самоотношения и агрессивность в юношеском возрасте, определение общих характеристик понятий самоотношения и агрессивность.

Содержание

Введение 2с.
Глава 1. Теоретические предпосылки эмпирического исследования
взаимосвязи "самоотношение" и "агрессивность":
1. 1 Общая характеристика понятия «агрессия», «агрессивность»,
«агрессивное поведение». 5с.
1. 2 Общая характеристика и основные особенности
понятие «Самоотношение». 11с.
1. 3. Особенности проявления агрессивности и самоотношения
в юношеском возрасте 15с.
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи "самоотношение" и "агрессивность" у студентов специальности «Пожарная безопасность (МЧС)»
2. 1 Обоснование выбора метода исследования 24с
2. 2 Исследование и обсуждение его результатов 27с.
Заключение 30с.
Список используемой литературы 33с.
Приложение №1-3 35.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

Содержание:

    Введение                                                                                             2с.

Глава 1.  Теоретические предпосылки эмпирического исследования

взаимосвязи   "самоотношение" и "агрессивность":

    1. 1  Общая характеристика понятия «агрессия», «агрессивность»,

    «агрессивное  поведение».                                                                        5с.

  1. 2 Общая характеристика и основные особенности

    понятие «Самоотношение».                                                                      11с.

  1. 3. Особенности проявления агрессивности и самоотношения

    в юношеском возрасте                                                                            15с.                                                                                                    

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи   "самоотношение" и "агрессивность" у студентов специальности «Пожарная безопасность (МЧС)»

  1. 1  Обоснование выбора метода исследования                                    24с

    2.  2  Исследование и обсуждение его результатов                                 27с.

Заключение                                                                                                     30с.

Список  используемой литературы                                                            33с.

Приложение  №1-3                                                                                          35. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Дестабилизация  экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Тревожным симптомом является рост числа индивидов с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилось число преступлений среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения участие в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничество с мафией, занятие проституцией и сутенёрством.  По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Люди все чаще проявляют агрессивное поведение по отношению к окружающим: к тем с кем учатся, работают, и живут.

    Профессиональный  интерес психологов к различным  видам и уровням изменений  личности несовершеннолетних и их характерологических  особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме агрессивного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивности. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М.

   В нашей работе будут рассматриваться  личностные особенности юношеского возраста, такие как агрессивность  и самоотношение. Как считают многие авторы, (И.С. Кон, B.C. Мухина, И.И. Чеснокова, Д.И. Фельдштейн и другие) самоотношение является ведущим компонентом структуры самосознания человека. Это обусловливает развитие в его сознании совершенно новых психологических образований - рефлексии на себя, на других, на общество.

   Так  как юношеский возраст характеризуется начальным этапом становлением личности, формированием профессионально важных навыков и качеств, а так же дальнейшим определением деятельности индивида,  одной из проблем является определение взаимосвязи сформировавшегося уровня самоотношения и проявления агрессивности.

   Актуальность  данной темы вызвана и обусловлена тем, что на основании, возможно существующей взаимосвязи можно разработать практические рекомендации по профилактики и коррекции сформировавшегося уровня самоотношения которое повлечет снижение агрессивности. Что в свою очередь может  помочь индивиду в улучшении выполнения своих профессиональных обязанностей, и увеличения качества общения в коллективе.

    Цель  исследования – исследование взаимосвязи самоотношения и агрессивность в юношеском возрасте, определение общих характеристик понятий самоотношения и агрессивность.

      Объект исследования - самоотношение личности как эмоциональный компонент самосознания, и агрессивность как устойчивая черта личности.

    Предмет исследования - особенности самоотношения и агрессивности в юношеском возрасте.

    Гипотеза: Уровень сформировавшегося, самоотношения влияет на проявление агрессивности.

    В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие  задачи:

  1. Рассмотреть и разграничить понятие агрессивность и агрессия.
  2. Дать общую характеристику и выявить основные особенности понятия самоотношение.
  3. Разобрать особенности самоотношения и агрессивности в юношеском возрасте.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.  Теоретические предпосылки эмпирического исследования

взаимосвязи   "самоотношение" и "агрессивность". 

  1. 1 Общая  характеристика понятия «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение ".
 

   Для научного осмысления природы человеческой агрессивности необходимо, прежде всего, уточнить смысл и значение основных понятий, связанных с этим феноменом. Сложность такой работы обуславливается тем, что термин «агрессия» и «агрессивность» чрезвычайно часто употребляются в самом широком смысле. Анализируя проявления и биологическое значение агрессии в животном мире, австрийский ученый Карл Лоренц писал, что "для обывателя понятие агрессии связано с самыми разнообразными явлениями обыденной жизни, начиная от драки петухов и собак, мальчишеских потасовок и т.п. и заканчивая, в конце концов, войной и атомной бомбой".

   Чрезвычайная сложность и многообразие форм проявления агрессивности (особенно применительно к человеческому поведению) приводят к тому, что на сегодняшний день в науке отсутствует его вполне однозначная трактовка и определение. Это позволяет различным авторам в зависимости от целей и задач исследований вкладывать в само понятие агрессии совершенно различное содержание. Его определяют и как своеобразную защитную реакцию человека на те или иные внешние раздражения, и как нападение или борьбу в пределах одного вида, и как неоправданное, губительное стремление истязать себе подобных.

   Существуют  различные определения агрессии и агрессивности. Причем, иногда эти термины употребляются как синонимы, хотя необходимо четко понимать и разграничивать эти два понятия.  Для этого обратимся к определениям различных авторов.

   Например: "Психологический словарь " (под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, 1990) дает следующее определение: " Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей". В нём выделено три вида агрессии: реактивная, включающая в себя экспрессивную, импульсивную и аффективную агрессии; враждебная, характеризующаяся целенаправленно осознанным намерением нанесения вреда другому человеку; инструментальная, где цель действия субъекта нейтральна, а агрессия используется как одно из средств ее достижения.

   Готовность  субъекта к агрессивному поведению  рассматривается как относительно устойчивая черта личности - агрессивность. Уровни агрессивности определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшими из которых выступают нормы социальной ответственности.

   В "Критическом словаре психоанализа" Ч. Райкрофт определяет агрессию как гипотетическую силу, инстинкт, или первопричину, которая представляется побудителем ряда действий и чувств. Часто она рассматривается как антитеза сексу или либидо и в этом случае обозначает разрушительные влечения. Райкрофт указывает на то, что даже когда термин используется как синоним деструктивности, существуют различные разногласия в том, является ли агрессия первичным влечением, то есть разрушительным агрессивным инстинктом, или же реакцией на фрустрацию.

   О.Ю. Михайлова выделяет "три основных подхода к определению понятия "агрессия": трактовка агрессии в терминах ее последствий, как поведение, связанное с нанесением ущерба другому  субъекту; определение агрессии через предшествующие условия, в частности, через намерение нанесение ущерба; нормативный подход, отводящий социальным нормам решающую роль в определении поведения как агрессивного, и делает вывод, что в настоящее время нет удовлетворяющего определения понятия "агрессия". Агрессия рассматривается и как свойство личности, и как ее состояние, и как инстинкт, и как поведение.

   А.А. Реан., обозначая границы понятия  агрессии, определяет его как любые  действия, которые причиняют ущерб  другому человеку, группе людей или  животному. Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким и должно связываться с причинением ущерба человеку или группе людей. Он же акцентирует внимание на том, что необходимо различать понятия "агрессия " и "агрессивность"

   Различие  понятий агрессия и агрессивность ведет к важным следствиям. С одной стороны, не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Проявление – не проявление агрессивности как личностного свойства в определенных актах поведения как агрессивных действий всегда является результатом сложного взаимодействия трансситуативных и ситуативных факторов. В случае агрессивных действий неагрессивной личности в основе генезиса, первопричиной этих действий является фактор ситуации. В случае же агрессивных действий личности во взаимодействии трансситуативных и ситуационных факторов примат принадлежит личностным качествам.

   Агрессия – это определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту, а агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом.

   Несмотря  на различия в определении понятия  агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда. Под агрессивностью понимается  свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъект - субъектных отношений.

   Агрессивность может иметь качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие её приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие её начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жёсткой, а с другой, может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.

   Среди форм агрессивных реакций, встречающихся  в различных источниках, необходимо выделить следующие:

  • Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
  • Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
  • Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

Информация о работе Взаимосвязь агрессивности и самоотношения личности у студентов