Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессиональной направленности старших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являлись подростки в возрасте 14-15 лет.
Предмет исследования – ценностные ориентации старших подростков.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи:
Провести теоретический анализ феномена ценностных ориентаций у старших подростков.
Выбрать методы экспериментального изучения и провести исследование ценностных ориентаций и профессиональной направленности подростков 13-14 лет.
Изучить взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональной направленности у старших подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Анализ подходов к определению понятий ценностных ориентаций и профессиональной направленности старших подростков ………………. 6
§ 1. Краткая психологическая характеристика подросткового
возраста ……………………………………………………………. 6
§ 2. Обзор подходов к феномену ценностных ориентаций в
зарубежной и отечественной психологии ………………………. 9
2.1. Психологическая характеристика системы ценностей
старших подростков ………………………………….. 13
§ 3. Формирование профессиональной направленности
в подростковом возрасте ………………………………………….. 16
§ 4. Ценностные ориентации старших подростков как одно из условий
профессионального выбора ……………………………………….. 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ……………………………………………………… 21
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональной направленности ….…………………………………….. 22
§ 1. Организация и методики исследования ………………………….. 23
§ 2. Результаты исследования …………………………………………. 26
2.1. Изучение особенностей ценностных ориентаций у
старших подростков …………………………........................ 26
2.2. Исследование профессиональной направленности
старших подростков …………………………………………. 30
§ 3. Сравнительный анализ результатов исследования ……………… 32
§ 4. Психолого-педагогические рекомендации по формированию
профессиональной направленности старших подростков ........... 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ……………………………………………………... 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………

Работа содержит 1 файл

ценностные ориентации + проф. направленность.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

     Старший подростковый возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Появление убеждений к вступлению в период юношества свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.

     Именно  ценностная ориентации, сформированные в этом возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение при профессиональном  самоопределении [12; 24].

      Итак, как устойчивое самостоятельное  структурное психологическое образование  ценностные ориентации могут формироваться  лишь на довольно позднем этапе возрастного  развития - в переходный период от старшего подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе формирования личности школьника, появлении таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения. 

     § 3. Формирование профессиональной направленности

     в подростковом возрасте

     Формирование  профессиональной направленности личности – это процесс определения  своего отношения к профессионально-трудовой среде, поиск своего места  и себя в профессии. Профессиональное самоопределение – процесс длительный, в ходе которого происходят личностные изменения, обеспечивающие инструментально-ориентационную вооруженность молодого человека и мотивационно-потребностную базу для успешной работы в конкретной профессиональной сфере.

     К сожалению, вопросам профессиональной направленности в психолого-педагогической литературе уделено не так уж много  внимания. Психологическому профконсультированию посвящено большое количество статей в периодической литературе, но фундаментальных  трудов описывающих путь профессионального выбора старших подростков довольно мало. Из авторов таких   исследований   хотелось  бы  отметить:  Авдуевскую Е. П., Араканцеву Т. А. «Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы», «Жизненные перспективы личности»; Овчаровой Р. В. «Справочная книга школьного психолога», Забродина Ю. М. «Развитие человека в изменяющейся социальной ситуации (проблемы психологической теории и практики)»; Климова Е. А. «Введение в психологию труда»; Лишина О. В. «Психологические условия становления личности подростка и юноши в обстановке социального кризиса»; Пряжникова Н. С. «Профессиональное и личностное самоопределение», «Психологический смысл труда»; Флоровской Г. С., Флоровского С. Ю. «Личностная приспособленность представителей различных профессиональных типов психологической индивидуальности» и «Профессиональная направленность как опосредствующий фактор субъективной социально-психологической интегрированности старшеклассников».

     Под профессиональной направленностью в данной работе рассматривается система установок личности (когнитивных, оценочных, мотивационных) по отношению к конкретной профессиональной деятельности и самореализации в ней. Часто в научных источниках понятие «профессиональной направленности» используется как синоним современному термину «профессиональное самоопределение». В данном случае мы будет придерживаться такого подхода.

     Согласно, И. Кону, профессиональное самоопределение  человека начинается далеко в его  детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанные с ним поведения [11]. И заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.  Экспериментальное изучение  значимости мотивов учебной деятельности и профессионального выбора подростков и юношей определяющие значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии – мотивация “на себя”. Причем, доминирующая мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию.

     Как отмечают исследования [2; 19], развитие профессиональной направленности студентов в ВУЗе определяется предшествующими и более ранними формами выражения положительного отношения к профессии и стоящие за этим отношением мотивы. Было обнаружено, что ведущими мотивами поступления в ВУЗ является увлечение учебным предметом и интересом к профессии.

     Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже  вполне реально сформировать для  себя задачу выбора будущей сферы  деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируются отношения к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

     Таким образом, профессиональная направленность не является единичным актом, это результата динамического процесса, который нельзя ограничивать каким-либо возрастным этапом. Чем раньше ребенок начинает осознавать мир профессий и искать свое место в нем, тем более высок результат профессионального самоопределения.

     Процесс профессиональной направленности старших подростков имеет свои особенности в связи с тем, что он может  опираться на опыт профессионального становления родителей (родственников, значимых других лиц), позволяющих ребенку включаться в систему ориентации в мире профессий.

     § 4. Ценностные ориентации как одно из условий

       профессионального  выбора

     Недостаточность информационного сопровождения  подростка в ситуации послешкольного выбора сочетается с неразработанностью технологий психолого-педагогической поддержки их профессионального  определения в условиях профилизации старшей школы.

     Ценностно-смысловые  ориентации, как устойчивые свойства личности, формулируются и развиваются  в процессе трудовой деятельности. По словам Б. Г. Ананьева, с началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится общественный статус человека [1]. Этот статус преемственно связан самооценка статусом семьи, из которой человек вышел. В частности, это касается ценностей профессионального самоопределения. Так, ряд исследователей этой проблемы подтверждают, что характер связанных с выбором профессии ценностно-смысловых ориентаций и предпочтений детерминирован социальным и профессиональным статусом семьи [2; 23] . Однако под влиянием обстоятельств жизни и исторического времени, ценностные ориентации и смысловые представления могут всё более отдалятся от прежнего статуса и преодолевать старый уклад жизни, сохраняя тем не менее наиболее ценные традиции.

     Ценностно-смысловые  ориентации личности проявляются, закрепляются и корректируются в профессиональной деятельности индивида. Необходимо отметить, что процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций и профессиональная деятельность взаимодетерминированы. С одной стороны, отношение к профессионально-трудовой среде формируется на основе системы личностных смыслов человека, обусловленных прошлым опытом, осознаваемая часть этой системы существует в виде ценностей и ценностных ориентаций; с другой стороны, профессиональная деятельность оказывает воздействие на систему ценностных ориентаций личности [23].

     В процессе профессиональной деятельности человек неизбежно вступает в  определённые общественные отношения  с другими людьми. Профессиональная деятельность стимулирует развитие личности и её ценностных ориентаций через новые связи, сосредоточением  которых является прежде всего коллектив. Индивидуальные ценностные ориентации взаимодействуют и воздействуют на коллективные в основном через межличностные взаимоотношения.

     В процессе профессиональной деятельности, при положительной мотивации, формируется  профессиональная пригодность, которая накладывает заметный отпечаток на весь облик человека, его психомоторику, на образование стереотипов речи и мышления, на его установки и ценностные ориентации [3]. По мнению Е. А. Климова, для каждой определённой профессиональной группы характерен свой смысл деятельности, своя система ценностей [10]. Если избранная профессия и реализуемый жизненный смысл, достигаемая жизненная ценность составляют ценностно-смысловое единство для субъекта, то профессиональная деятельность приобретает сущностный, смысложизненный характер. Однако, если основные жизненные ценности субъекта лежат вне профессии, то она является лишь средством реализации этих ценностей [10]. 

 

      

     ВЫВОДЫ  ПО ГЛАВЕ 1

     Проведя анализ научной литературы, следует  сделать выводы, относящиеся к теме исследования.

  1. Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.
  2. Система ценностных ориентация имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.
  3. Ценности являются высшим уровнем человеческих потребностей. Личные, индивидуальные потребности соотносясь с общественной значимостью и осознаваясь личностью, становятся ценностями и регулируют поведение человека.
  4. Профессиональная направленности личности  понимается как совокупность доминирующих у человека мотивов и потребностей определяющих главную линию его поведения, деятельности и общения с людьми при профессиональном выборе.
  5. Определение профессиональной направленности и реализуемый жизненный смысл составляют ценностно-смысловое единство для старшего подростка,  профессиональный выбор приобретает сущностный, смысложизненный характер.
  6. Процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций и профессиональная деятельность взаимодетерминированы.

 

    ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование

     Если  профессиональная направленность рассматривается  через призму педагогической практики, протекающей под преобладающим влиянием учителей школ, мастеров учебно-производственных комбинатов и др., то принятие этой точки зрения в качестве единственной и главной создает педагогический образ профориентации.

     Если  же на это процесс посмотреть через призму психологической науки, то на первый план выступят психологические понятия и концепции,

объясняющие особенности того или иного выбора. В рамках этого подхода формируется  и соответствующий образ профессионального  самоопределения как психологического явления, состоящего из двух взаимосвязанных сторон:

    • принятие учащимися решения о своем профессиональном выборе;
  • воздействия на психику учащегося с целью формирования       профессиональных намерений в соответствии с общественными потребностями.

     Исходя  из теоретического анализа психологической  литературы по данной проблеме мы предполагаем, что:

     1. В ходе профессионального становления,  во время обучения в 7-9 классах,  происходит изменение ценностной-смысловой  сферы школьников и переосмысления основных терминальных ценностей.

     2. Обучающиеся со сформированными  терминальными ценностями в отличие  от их сверстников с низким  развитием ценностной сферы отличаются  большей выраженностью профессиональной  направленности.

     В связи с этим в практической части своей работы мы ставим перед собой следующие задачи:

  1. Изучить особенности ценностной сферы старших подростков.
  2. Исследовать профессиональную направленность школьников 8-9 классов.
  3. Произвести сравнительный анализ полученных данных.
 

§ 1. Организация и методики исследования

     Изучение  учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших составных компонентов  определения профессиональной направленности  подростков. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

     В данном исследовании принимали участие  обучающиеся 8 и 9 классов сельской средней  школы. Всего в эксперименте приняло  участие 29 человек. Для решения поставленных задач мы выбрали следующие методики:

    I. Опросник терминальных ценностей (И. Г. Сенин).

    II. Опросник «карты интересов» Е. А. Климова

     Данные  методики были выбраны потому, что  позволяют оценить  основные характеристики по исследуемой теме, чтобы получить результаты для последующего установления взаимосвязи между этими явлениями.

     Итак, для обоснования выбора, рассмотрим подробнее каждую из перечисленных методик.

Информация о работе Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессиональной направленности старших подростков