Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессиональной направленности старших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являлись подростки в возрасте 14-15 лет.
Предмет исследования – ценностные ориентации старших подростков.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи:
Провести теоретический анализ феномена ценностных ориентаций у старших подростков.
Выбрать методы экспериментального изучения и провести исследование ценностных ориентаций и профессиональной направленности подростков 13-14 лет.
Изучить взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональной направленности у старших подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Анализ подходов к определению понятий ценностных ориентаций и профессиональной направленности старших подростков ………………. 6
§ 1. Краткая психологическая характеристика подросткового
возраста ……………………………………………………………. 6
§ 2. Обзор подходов к феномену ценностных ориентаций в
зарубежной и отечественной психологии ………………………. 9
2.1. Психологическая характеристика системы ценностей
старших подростков ………………………………….. 13
§ 3. Формирование профессиональной направленности
в подростковом возрасте ………………………………………….. 16
§ 4. Ценностные ориентации старших подростков как одно из условий
профессионального выбора ……………………………………….. 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ……………………………………………………… 21
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональной направленности ….…………………………………….. 22
§ 1. Организация и методики исследования ………………………….. 23
§ 2. Результаты исследования …………………………………………. 26
2.1. Изучение особенностей ценностных ориентаций у
старших подростков …………………………........................ 26
2.2. Исследование профессиональной направленности
старших подростков …………………………………………. 30
§ 3. Сравнительный анализ результатов исследования ……………… 32
§ 4. Психолого-педагогические рекомендации по формированию
профессиональной направленности старших подростков ........... 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ……………………………………………………... 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………

Работа содержит 1 файл

ценностные ориентации + проф. направленность.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

       Типичная  черта подростковой группы – чрезвычайно  высокая конформность. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное «я» нуждается в сильном «мы», инакомыслие исключено.

       3. Чувство взрослости

       Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется  в развитии чувства взрослости и  тенденции к взрослости:

  • Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. Разногласия с родителями происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. «Сферы влияния» родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни, со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов.
  • Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.
  • Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).
  • Внешний облик и манера одеваться.

       В подростковый период происходит переоценка ценностей, осознание себя, как личности, формируются собственные взгляды на жизнь.  

§ 2. Обзор подходов к феномену ценностных ориентаций

     в зарубежной и отечественной  психологии

     Очевидно, что уровни диспозиционной системы  личности отличаются также степенью осознанности описанных регулятивных образований. Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают, соответственно, то, что является для него наиболее важным и обладает для него личностным смыслом.

     Собственно  в психологии проблема ценностей  личности и общества с самого начала заняла важное место, став предметом «высшей» (в терминологии В. Вундта) ее области. По словам В. Дильтея, главным предметом анализа «описательной» или «понимающей» психологии является «душевная жизненная связь», включающая «как основные отношения наших представлений, так и постоянные определения ценностей, навыки нашей воли и господствующие целевые идеи» и содержащая, таким образом, «правила, которым, хотя мы часто это и не сознаем, наши действия подчиняются» [7, с. 336].

     Критикуя  это положение, Э. Шпрангер подчеркивает, что содержание человеческой души не может быть сведено к субъективным ценностям, определяемым как таковые посредством эмоциональной регуляции. По его словам, душа человека отражает и объективные ценности - «эти ценности, возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой» [7, с. 355-356]. Ценностная сфера личности, таким образом, в психологии духа имеет двойственный характер, включая как субъективные оценки, так и существующие в общественном сознании нормы и представления.

     В то же время ряд авторов полагают, что ценностные образования, напротив, являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В. Франклу, человек обретает смысл жизни переживая определённые ценности [14].

     Представление о системе ценностей личности как иерархии её убеждений получило распространение также в американской социальной психологии. Так, М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определённый способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [3]. По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:

     - истоки ценностей прослеживаются  в культуре, обществе и личности;

     - влияние ценностей прослеживается  практически во всех социальных  феноменах, заслуживающих изучения;

     - общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

     - все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

     - ценности организованы в системы  [там же, с. 23].

     В отечественной философской, социально-психологической, педагогической научной литературе, посвященной различным аспектам ценностных ориентации (В. Г. Алексеева, Л. М. Архангельский, А. Г. Здравомыслов, О. А. Лапина, В. П. Тугаринов, В. А. Ядов и др.), они рассматриваются как совокупность, система эталонов, ценностных представлений о явлениях природы, общества, человеческой деятельности, окружающей действительности, определяющих кратковременную и долговременную программы поведения и деятельности человека по отношению к себе, другим людям, обществу [3; 4; 6; 25]. Усвоенные человеком на определенном этапе его жизни, они сказываются на его потребностях, профессиональных интересах, стремлениях, жизненных установках, поступках, воле. Ценностные ориентации - как совокупность и система представлений о ценностях во многом определяют потенциал субъективной значимости вещей и явлений окружающего мира и составляют ту психическую личностную реальность, через которую  преломляются мировосприятие, активность, самосознание, направленность личности и его деятельности, развивается воля.

     По  своему функциональному значению ценности личности можно разделить на две основные группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личностных целей и средств их достижения. Терминальные ценности как бы определяют смысл жизни человека, указывают что для него особенно важно, значимо, ценно. Именно терминальные ценности соотносятся с так называемыми смыслоообразующими мотивами по А. Н. Леонтьеву. В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития [12; 22].

     Первыми отечественными исследователями ценностных ориентации стали В. Б. Ольшанский, А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов. Так, В. Б. Ольшанский ценностные ориентации использовал в контексте выбора ценностей, рассматривая их как устремление личности или группы к различным формам социальной значимости. Ценностные ориентации рассматриваются здесь как диспозиции, регулирующие общую направленность деятельности личности или группы относительно объектов и явлений социальной значимости, ценностей различных социальных общностей - общечеловеческих, классовых, национальных, профессиональных и др.

     Формирование  и развитие систем личностных смыслов  и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер. Как справедливо замечает Д. А. Леонтьев, «личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов» [14, с. 372].

     К. А. Альбуханова-Славская и А. В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентаций, которая проявляется в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определённых ценностей; усилении (или снижении) их значимости; удержании (или потере) этих ценностей во времени [16]. Б. С. Братусь определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни» [цит. по: 3, с. 89]. Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, «называемых», внешних по отношению к человеку ценностей.

     Г. Е. Залесский связывает личностные ценности и смыслы через понятие «убеждение». Убеждение, являясь интегрирующим элементом механизма регуляции активности человека, представляет, по его мнению, «осознанные цели, субъективно готовые к реализации путём их использования в социально-ориентировочной деятельности» [5, с. 142]. По словам Г. Е. Залесского, убеждениям присущи о одновременно и побуждающая, и когнитивная функции. Убеждение, выступая в качестве эталона, оценивает конкурирующие мотивы с точки зрения их соответствия содержания той ценности, которую оно призвано реализовать, и выбирает практический способ её практической реализации.

     Ценностные  ориентации, являясь, таким образом, психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему.

     Ценностные  ориентации формируются на основе высших социальных потребностей и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых  условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры. В связи с этим они подчиняются принципу единства сознания и сознания и деятельности, сформированному С. А. Рубинштейном [20, c. 130-160].

     А. Г. Здравомыслов также полагает, что  благодаря контрольным функциям ценностных ориентации «действие потребностей любого рода может ограничиваться, задерживаться, преобразовываться» [6, с. 202]. Механизм действия системы ценностных ориентации, по его словам, связан с разрешением конфликтов и противоречий в мотивационной сфере личности, выражаясь в борьбе между долгом и желанием, т. е. между мотивами нравственного и утилитарного характера.

     По  мнению В. А. Ядова, система ценностей позволяет прогнозировать общую направленность поведения. Вместе с тем степень совпадения ценностей и реального поведения может колебаться, то есть ценностные ориентации не всегда непосредственно управляют поведением и поступками. В регуляцию поведения ценности включаются лишь в ситуации полной свободы выбора [25]. 

     2.1.  Психологическая  характеристика системы  ценностей

       старших подростков

     В период подросткового возраста все  определенней и отчетливей складывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все яснее выступают  те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.

     Старшие подростки существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути.

     Формирование ценностных ориентаций в значительной мере обусловлено индивидуальным опытом жизни человека и определяется теми жизненными отношениями, в которых он находится. Становление и развитие

структуры ценностных ориентаций - процесс сложный, совершенствующийся в ходе развития личности. Люди одного возраста могут иметь различные ценности. Структура ценностных ориентаций людей одного возраста указывает лишь на общую тенденцию их развития, в жизни каждого человека пути развития ценностей могут быть различными. Однако, зная общую тенденцию развития ценностей в каждом возрасте и учитывая индивидуальный опыт, можно направлять развитие мировоззрения личности и соответствующим образом влиять на этот процесс [4].

     В соответствии с принятым в психологии пониманием природы и особенностей функционирования ценностных ориентаций личности, ценности, составляющие их структуру и содержание, разделяются на две основные группы с точки зрения целей и задач, которым служит та или иная ценность.

     Как уже было отмечено в § 2 первой главы данной работы, первую группу составляют ценности - цели (терминальные), вторую ценности - средства (индустриальные). Важнейшими являются терминальные ценности - это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем. Терминальные ценности как бы определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Умение определить свои цели, то есть найти самого себя и свое место в жизни, - очень важный показатель зрелости в юношеском возрасте.  
С точки зрения ценностного подхода к изучению особенностей формирования сознания личности все явления действительности (поступки человека) могут быть представлены в виде набора ценностей, выражающего субъективную оценку индивидом этих явлений с позиции их необходимости при удовлетворении его потребностей и интересов.

     Следующие показатели, характеризующие особенности  формирования ценностных ориентаций личности учащихся 7-9 классов, выступала содержательная сторона иерархической структуры ценностных ориентаций.

     Поскольку ценностные ориентации обычно определятся  как направленность личности на цели и средства деятельности и таким  образом выражают ее отношение к  миру, естественно предположить, что  их формирование, как целостной психологической структуры начинается в период между старшим подростковым и началом юношеского возраста. О том, что именно здесь а не в более раннем возрасте формируются ЦО свидетельствует, по мнению некоторых исследователей, наличие главного условия их формирования - достаточно высокий уровень рефлексии, осознанного жизненного опыта и произвольного поведения [7; 12].

     Именно  в этом возрасте отношения с товарищами, сверстниками и благополучие этих отношений  представляет для детей большую  ценность, причем нередко столь высокую, что отодвигают на второй план учение, уменьшают привлекательность общения с родными. Это общение является практикой по овладению способами социального взаимодействия в коллективе и способствует проявлению у подростков высокой нравственной активности, направленной на осознание целого ряда моральных качеств и на усвоение норм морали. Эта активность проявляется в избирательном общении подростков и в выборе социально значимых образцов для подражания. Отчетливо выступает факт ориентации подростков на нравственные качества, в которых выражается отношение к человеку вообще и к товарищу в частности. Почти каждый подросток выделяет в сверстнике качество хорошего товарища и хочет походить на него в этом плане. Наряду с этим подростков привлекают качества мужественности, представленные комплексом морально-волевых черт. Качества, в которых проявляется отношение к учению, труду, общественной работе, наиболее значимые для младших школьников, у подростков сначала теряют свою ценность, но затем вновь возрастает равнение на деловые качества, что свидетельствует о возрастающем осознании важности учебной деятельности. Важно отметить, что на протяжении подросткового возраста повышается внимание к качествам, в которых выражается отношение личности к себе.

Информация о работе Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессиональной направленности старших подростков