Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессиональной направленности старших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являлись подростки в возрасте 14-15 лет.
Предмет исследования – ценностные ориентации старших подростков.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи:
Провести теоретический анализ феномена ценностных ориентаций у старших подростков.
Выбрать методы экспериментального изучения и провести исследование ценностных ориентаций и профессиональной направленности подростков 13-14 лет.
Изучить взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональной направленности у старших подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Анализ подходов к определению понятий ценностных ориентаций и профессиональной направленности старших подростков ………………. 6
§ 1. Краткая психологическая характеристика подросткового
возраста ……………………………………………………………. 6
§ 2. Обзор подходов к феномену ценностных ориентаций в
зарубежной и отечественной психологии ………………………. 9
2.1. Психологическая характеристика системы ценностей
старших подростков ………………………………….. 13
§ 3. Формирование профессиональной направленности
в подростковом возрасте ………………………………………….. 16
§ 4. Ценностные ориентации старших подростков как одно из условий
профессионального выбора ……………………………………….. 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ……………………………………………………… 21
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональной направленности ….…………………………………….. 22
§ 1. Организация и методики исследования ………………………….. 23
§ 2. Результаты исследования …………………………………………. 26
2.1. Изучение особенностей ценностных ориентаций у
старших подростков …………………………........................ 26
2.2. Исследование профессиональной направленности
старших подростков …………………………………………. 30
§ 3. Сравнительный анализ результатов исследования ……………… 32
§ 4. Психолого-педагогические рекомендации по формированию
профессиональной направленности старших подростков ........... 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ……………………………………………………... 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………

Работа содержит 1 файл

ценностные ориентации + проф. направленность.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

    I. Опросник терминальных ценностей (И. Г. Сенин).

     Для определения содержания типов ценностных ориентаций обычно применяют методику. М. Рокича. Ее автор провел большую  и тщательную работу по анализу различных наборов ценностей самых разных этнических и политических групп людей и на этой основе создал шкалу ценностей, которая в обобщенном виде отражает наиболее актуальные ценности человека, живущего и работающего в современном развитом мире. Поскольку методика Рокича предназначалась для изучения ценностных ориентаций взрослых, работающих людей, то она была модифицирована применительно к учащимся школы. Учитывались возрастные особенности учащихся, которые обуславливают, с одной стороны функционирование механизма дифференциации ценностей, другой - характер выбора тех или иных ценностей, как актуальных для школьников 9-10 классов.

     Опросник  терминальных ценностей Ивана Геннадьевича Сенина (общепринятое сокращенное название - ОТеЦ) основывается на двух предположениях: во-первых, что жизненные сферы, в той или иной мере представленные в жизни каждого человека, обладают для разных людей различной степенью значимости, а во-вторых, что в каждой из них реализуются различные для каждого человека желания и стремления, которые являются одним из компонентов направленности его личности. Перечень терминальных ценностей диагностируемых в начале опросника включает в себя 8 наименований:

  1. Собственный престиж, т.е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенных социальных требований.
  2. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.
  3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.
  4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.
  5. Развитие себя, т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
  6. Достижения, т.е. постановка и решение определенных жизненных задач, как главный жизненный фактор.
  7. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.
  8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общественными, защита своей неповторимости.

     Реальная  жизнь человека очень не однородна. Одному и тому же человеку приходится выполнять разнообразные функции различные по своему содержанию, виды деятельности, реализовывать в них определенную социальную роль. По своему сходству все эти особенности объединяются в определенные жизненные сферы. На наш взгляд наиболее типичными для большинства индивидов являются следующие сферы:

           а) профессиональная жизнь;

           б) обучение и образование;

           в) семейная жизнь;

           г) общественная жизнь;

           д) увлечения.

           Необходимо отметить, что терминальные ценности в той  или иной мере проявляются во всех названных выше жизненных сферах – каждая из которых в силу своей объективности, обусловленности в различной степени способствует реализации тех или иных терминальных ценностей. Поэтому, сферы способствующие этой реализации в наибольшей степени приобретают для индивида наибольшую значимость.

     II. С целью выявления индивидуальных особенностей профессиональных интересов старших подростков используется опросник «карты интересов» Е. А. Климова. Методика состоит из 174 вопросов, обращенных к учащемуся с целью узнать, как его интересы распределяются в пределах 29 направлений: биология, география, геология, медицина, легкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника, электро-радиотехника, металлообработка, деревообработка, строительство, транспорт, авиация, морское (речное) дело, военные специальности, история, литература, журналистика, общественная деятельность, педагогика, право, юриспруденция, сфера обслуживания и торговли, математика, экономика, иностранные языки, изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка, физкультура, спорт. По каждому направлению имеется 6 вопросов. Порядок их расположения таков, что через каждые 29 пунктов, повторяется вопрос одной группы.

     Во  время проведения исследования экспериментатор  должен дополнительно за эмоциональными реакциями испытуемых на различные утверждения. Ответы фиксируются в ходе выполнения на специальном бланке.

     Оценка  результатов проводится на основании  шкалы выраженности интересов, нанесенной на «график выраженности интересов». Внизу на графике означаются сферы профессиональных занятий по предмету труда:

     П – «человек-природа»,

     Т – «человек-техника»,

     З – «человек-знаковая система»,

     Х – «человек-художественный образ».

     На  основании графика делается вывод  об уровне выраженности интересов к различным сферам занятий.  
 

§ 2. Результаты исследования

     В соответствии с тем, как рассматривалось  понятие ценностных ориентаций в  первой главе, были проведены обработка  и интерпретация полученных данных. Прежде всего, определялась степень сформированности терминальных ценностей (умение старших подростков производить ценностный выбор).  
 

2.1. Изучение особенностей  ценностных ориентаций  у

старших  подростков

           После проведения опросника  терминальных ценностей И. Г. Сенина,  получены следующие результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Сводная таблица результатов  исследования по методике

  «Опросник терминальных  ценностей» И.  Г. Сенина

                Профессиональная

            сфера 

Терминальные

    ценности

Профес-

сиональная 

жизнь

Обучение

и образование

Семейная

жизнь

Общест-венная жизнь Увлечения  
ВСЕГО
8 кл 9 кл 8 кл 9 кл 8 кл 9 кл 8 кл 9 кл 8 кл 9 кл 8 кл 9 кл
Собственный престиж 7,4 7,8 6,8 7,8 5,5 5,3 5,3 5,7 5,2 5,9 30,2 32,5
Высокое материальное положение 6,5 7,06 7,4 7,8 8 8,7 7 8,2 6,6 6,65 22,0 38,4
Креативность 6,2 6,1 6,5 7,3 6 6,8 6,4 5,7 6,4 5,4 31,5 31,3
Активные  социальные контакты 4,7 5,6 7,7 8,4 4,1 5,2 7,8 6,7 5,7 5,8 30,0 26,7
Развитие  себя 6,6 7,7 7,6 8,4 6,9 6,6 6 7 8 8 35,1 37,7
Достижения 6,9 7,1 7,9 8,7 6,9 7,4 7 6,3 7,1 7,8 35,8 37,3
Духовное  удовлетворение 7,7 7,2 7,8 8,1 7,8 7,4 8,1 7,2 5,8 6,45 37,2 36,3
Сохранение  собственной индивидуальности 7 6,6 6,8 7,5 6,1 6,7 5,5 6,2 7,6 6,7 33,0 33,7
Всего 53 56,6 58,7 63,6 39,8 54,1 53,4 53 45,5 52,7    
 

     Согласно  данным таблицы 1, для обучающихся 8 класса наиболее значима терминальная ценность духовное удовлетворение, а  наиболее значимой жизненной сферой является семейная жизнь. При том, ведущая  терминальная ценность высокое материальное положение в наибольшей степени реализуется в сферах обучения и образования, профессиональная жизнь, общественная жизнь.

     Для девятиклассников наиболее значимыми  являются высокое  материальное положение, развитие себя и достижения, а преобладающей  жизненной сферой также как и у учащихся 8-го класса является обучение и образование. В то же время преобладание ценности высокое материальное положение в наибольшей степени реализуется в сфере образования и обучения.

     В результате исследования были получены следующие среднегрупповые результаты  (таблица 2).

     Таблица 2

     Среднегрупповые результаты исследования

     по  методике «Опросник  терминальных ценностей»

      Профессиональная

            сфера

Терминальные

    ценности

Профес-

сиональная 

жизнь

Обучение

и образование

Семейная

жизнь

Обществен-

ная жизнь

Увлечения  
ВСЕГО
Собственный престиж 7,6 7,3 5,4 5,5 5,55 31,35
Высокое материальное положение 6,75 7,6 8,35 7,6 6,6 30,2
Креативность 6,15 6,9 6,4 6,05 5,9 31,4
Активные  социальные контакты 51,5 80,5 46,5 72,5 57,5 44,05
Развитие себя 7,15 8,0 6,75 6,5 8,0 36,4
Достижения 7,0 8,3 7,1 6,65 7,45 36,55
Духовное  удовлетворение 7,45 7,95 6,4 7,65 6,1 36,75
Сохранение  собственной индивидуальности 6,8 7,15 6,4 58,5 71,5 33,35
Всего 54,8 61,15 46,95 53,2 49,1  
 

     Проранжировав итоги, представленные в таблице 2, получен следующий список терминальных ценностей:

    1. Активные социальные контакты
    2. Духовное удовлетворение
    3. Развитие себя
    4. Достижения
    5. Сохранение собственной индивидуальности
    6. Креативность
    7. Собственный престиж
    8. Высокое материальное положение.

       Стоит отметить, что незначительные различия  балльной оценки по первым трем ценностям, а также по ценностям: сохранение собственной индивидуальности, креативность и собственный престиж, свидетельствуют  о специфике системы ценностей  подростков данного возраста.

    Не  случайно многие ведущие отечественные  специалисты в области профориентации подчеркивают необходимость учета  и целенаправленной работы с ценностно-смысловой  сферой внутреннего мира оптанта, указывают  на возрастание значимости в условиях современной российской действительности именно ценностно-нравственных компонентов личностного и профессионального самоопределения [9, 18, 22, 24].

     Показателем, характеризующим этот параметр ценностных ориентаций, служила вариативность  оценок, которые учащиеся используют при определении той или иной значимости ценности. В случае, когда учащиеся используют все оценки пятибалльной шкалы, можно говорить об определенной сформированности у них механизма дифференциации. Использование испытуемыми при ранжировании ценностей в основном двух оценок из пяти (в основном 4 и 5) свидетельствует о том, что умение дифференцировать ценности находится на начальной стадии формирования. Если же испытуемые все предложенные ценности оценивают одним и тем же баллом, или вообще не в состоянии дать оценки, то можно предположить, что дифференциация у этих учащихся еще не сформировалась.

     Так же степень сформированности ценностей  определялась по величине ранга, полученного  той или иной ценностью. Совершенно очевидно, что из анализа особенностей ценностных ориентаций учащихся нужно было исключить тех, у кого отсутствует умение дифференцировать ценности. У всех остальных учащихся обнаружена разная степень сформированности структуры ценностей, по которым мы определяли в зависимости от содержания типы ценностных ориентаций.

     Таким образом, среди предпочитаемых терминальных ценностей оказались: развитие себя, духовное удовлетворение и активные социальные контакты. Большинство из этих ценностей относятся к категории  конкретных и индивидуальных. Заключают список терминальных ценностей высокое материальное положение, собственный престиж и креативность.  
 

Информация о работе Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессиональной направленности старших подростков