Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:40, монография

Описание работы

Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Работа содержит 1 файл

программа.doc

— 548.50 Кб (Скачать)

    Психологические исследования показывают, что первоначально  моральное представления и оценки детей слиты с непосредственным эмоциональным отношением к людям  или персонажам литературных произведений. Лишь в старшем дошкольном возрасте ребенок, следуя оценкам взрослых, начинает оценивать самого себя, свое поведение с точки зрения тех правил и норм, которые он усвоил.

    Постепенно  выполнение правил и соблюдение норм поведение благодаря постоянной связи с положительными эмоциональными переживаниями начинает восприниматься ребенком как нечто само по себе положительное, выступать в обобщенной форме, которую можно обозначить словом «надо». Это и есть та первая модальная инстанция, которой начинает руководствовать ребенок и которая выступает для него не только как знание (надо поступать так - то), но и как непосредственное переживание необходимости  поступать так, а не иначе. Именно в этом переживании представлено в своей первоначальной форме чувства долга, так как теперь ребенок не может следовать непосредственному желанию, если оно противоречит его моральным чувствам. Уже без всякого влияния со стороны взрослых ребенок – дошкольник может испытывать стыд и неловкость, недовольство собой, если поступил плохо и, напротив, гордость и удовлетворение, если поступил хорошо, согласно требованиям своего морально чувства.

    Таким образом, само по себе знание правил и  норм поведения недостаточно для  того, что бы ребенок им руководствовался. Только становясь предметом устойчивых чувств, эти знания будут реальными  побуждениями к деятельности и ее регуляторами. Причем предметами чувств становятся прежде всего те явления и условия, которые значимы для ребенка и поэтому воспринимаются им эмоционально.

    Область чувств и переживаний человека не терпит грубых внешних воздействий. Особенно это относится к детям. Отличительной особенностью их внутреннего мира является эмоциональная подвижность: за короткое время у ребенка можно наблюдать неоднократную смену чувств. Хотя эти переживания непродолжительны, они захватывают его полностью. Вот почему так горьки детские обиды, ярка радость, а небрежное, равнодушное, суровое отношение к ребенку может нанести ему психическую травму.

    От  такого рода травм не застрахованы и взрослые. Своего рода защитой  от различно рода отрицательных воздействий со стороны окружающих для человека является уверенность в себе, в своих силах и возможностях. Уверенные в себе люди считают, что добиться успеха в жизни они могут благодаря собственным способностям и усилиям. Такая жизненная установка позволяет иметь собственное, отличное от других мнение, доверять себе, своим чувствам. Уверенность в себе опирается на реалистическую, адекватную самооценку.

    Если  в детстве ребенок постоянно  чувствует себя неуспешным, то у  него накапливается отрицательный  опыт, нарастает беспомощность, страх, скованность, ощущение не признанности другими. Это может сопровождаться постоянным повышенным стремлением к внешней похвале, одобрению, участию, а так же готовностью соглашаться с мнениями других. Заниженная самооценка может в будущем привести к недостаточному использованию человеком своего внутреннего потенциала, способностей и возможностей.

    Представление ребенка о себе так же может  быть нереалистичным, приукрашенным. Такие  дети полагают, что они лучше других, считают, что им все по силам. Завышенная самооценка может отрицательно влиять на восприятия ребенком чувств, мнений, желаний других. Став взрослыми, такие люди не будут располагать к общению, а их излишняя самоуверенность может повлечь безответственные и даже опасные для них самих действия и поступки.

    У ребенка с положительным представлением о себе и адекватной самооценкой  отсутствует страх контактов  с другими людьми, боязнь неудачи, неуспеха и соответственно – стремление избежать принятие решения. Такие дети свободно выражают свою точку зрения, желания и чувства.

    Адекватная  самооценка и уверенность в себе базируются на осознании ребенком того, что он похож, но в то же время  отличается от других людей. Эти различия зависят от пола, возраста, особенностей внешности, национальной принадлежности и т.д. Различия могут быть не только внешними, но и внутренними, например, различия во вкусах, мнениях.

    Таким образом, уверенность в себе определяется положительным самом восприятием  ребенка, то есть восприятием себя таким  какой он есть. Однако выделение и осознание своего «Я», проявление индивидуальности не должны заключаться лишь в стремлении заявить и отстоять себя любым способом, заставляя других считаться только с собственным настроением, желаниями. Параллельно в детях необходимо развивать социальную восприимчивость, способность понять особенности, интересы, потребности других людей.

    Уже в достаточно раннем возрасте у детей  наблюдается социальная восприимчивость  по отношению к взрослым. Порой  даже по незначительным деталям (тембр  голоса, выражение лица, глаз) дети замечают изменение настроения, эмоционально состояния, могут даже почувствовать намерения взросло человека. В то же время по отношению к сверстникам они, как правило, сохраняют эгоцентрическую позицию, которую можно и нужно помочь преодолеть.

    Чаще  всего взрослые не считают актуальной задачу научит ребенка выражать свои чувства и желания так, что  бы они были поняты другим. В этом вопросе они, в свою очередь, проявляют  своеобразия эгоцентризма, не учитывая, что общение ребенка не ограничено только контактами с родными.

    Для того, что бы люди понимали друг друга, каждый человек должен уметь выразить и проявить себя. Любой поступок приобретает то или иное значение в зависимости от того, чем он является для другого человека. Более  того, не только поступок, но порой даже жест, выражение лица, интонация голоса тем или иным образом влияют на других людей. В результате понимания этого возникает ответственность человека за свои поступки, за формы самопроявления.

    Таким образом, осознание своей индивидуальности, отличия от других должно сопровождаться пониманием того, что другой человек тоже индивидуальность, и если у тебя есть собственные вкусы, интересы, желания, стремления, то точно так же они есть и у других. Поэтому ребенка необходимо учить социально-адекватным формам самоопределения и самовыражения. Необходимо показать, что в  некоторых случаях нужно уметь ограничить себя? Считаясь с другими. Это не означает, что достаточно просто поставить ребенка перед необходимостью согласовывать свое поведение и действия с действиями других детей, как это часто делают взрослые «Не отнимай!», «Не мешай!», «Ты должен помочь!» и т.д. Важно понимание взрослыми движущих причин, мотивов поступков детей и их поведения по отношению к другим, формирование осознанно принятых нравственных целей (мотивов) и соответствующего социального поведения.

    Проявление  заботы, внимания, помощь другому связаны  с развитием мотивационного компонента социальной компетентности. Доброта, чуткость, справедливость, благородство, отзывчивость, откровенность формируются через надлежащие мотивы поведения и организацию направленных на них закрепление поступков, так как каждый мотив ребенка, если он приобретает устойчивость, в будущем может стать чертой его характера.

    Характер  накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Недаром говориться «Посеешь характер – пожнешь судьбу». Характер ребенка складывается в процессе общения и взаимоотношений с другими людьми. Он сводиться не только к формам поведения, а является единством отношения к другим и способом его проявления.

    Выбор адекватных ситуаций способов общения, этически ценных образцов поведения  связан с развитием у детей  социальных навыков. Их формирование зависит  от глубины осознания ребенком взаимозависимости людей и их необходимости друг другу; от умения выражать понятным и социально приемлемым способом свои желания, мнения, чувства; от понимания возможности их несовпадения с желаниями, мнениями, чувствами других.

    Подобные  несовпадения будут сопровождать человека всю жизнь. К сожалению, далеко не каждый взрослый умеет находить пути к взаимопониманию и сохранению добрых отношений с теми, чьи стремления и желания вступают в противоречия с его собственными. В основе конфликта (спора, ссоры) лежит именно такое несовпадение. Сам по себе конфликт имеет скорее даже положительное значение. так как помогает выявить существование разных мнений, желаний, стремлений. Проблема возникает в том случае, если конфликт разрешается в ущерб одной из сторон, или, что еще хуже, не устраняется и тем продолжает развиваться дальше.

    Поэтому так важно постепенно научить  детей понимать из-за чего возникают  конфликты и «вскрывать» их причины. Но, конечно, значительно важнее профилактика конфликтов. Этому способствует развитие у детей социальной восприимчивости, в том числе – с помощью создания проблемных ситуаций, организаций ролевых игр, в которых дети смогут принимать на себя разные социальные роли. Так же очень важна организация условий и ситуаций, помогающих детям понять  потребность друг в друге, значение взаимопомощи и дружбы. При этом взрослые должны всецело поддерживать и одобрять социально восприимчивое поведение детей.

    Таким образом, социально-эмоциональное развитие ребенка – сложный и многоплановый  процесс, в котором можно выделить три основных направления, которые и составляют основу соответствующих разделов программы.  
 

    СТРУКТУРА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ «Я –  Ты - Мы».

    Цели  программы «Я – Ты - Мы» определяются теми новыми требованиями, которые  предъявляет к воспитанию подрастающего  поколения современное российское общество с его демократическими тенденциями развития. Будущие граждане должны стать свободными и ответственными; обладать чувством собственного достоинства и с уважением относится к другим; быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих; овладеть навыками социально желательного поведения и общения с другими людьми.

    Программа «Я – Ты - Мы» состоит из трех основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды» и «Социальные  навыки».

    Первый  раздел – «Уверенность в себе»- предполагает решение следующих задач: помочь ребенку осознать свои характерные  способности и предпочтения и  понять, что он, как и любой  человек, уникален и неповторим.

    Для того, что бы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что хотя ему многое пока не удается и его возможности ограничены, но они совершенствуются, развиваются, и завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в различных ситуациях – как успеха, так и неудачи и помогать ему проверять свои силы.

    Темы  первого раздела предполагают оказание каждому ребенка необходимой  помощи для преодоления его неуверенности  в себе, поддержку его положительной самооценки. Все это поможет ребенку лучше понять других людей и самого себя.

    Становление индивидуальности ребенка, его «Я»  начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе – в  процессе осознания им собственных  интересов и предпочтений. Для  этого педагогу важно обсуждать с детьми тот ли иной выбор каждого ребенка в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, стараться понять их сокровенные мечты и желания. Важно так же помочь своим воспитанникам познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть и понять, что они разные. Это закладывает основу для формирования в более старшем возрасте толерантности (терпимости) к другим.

    При этом дети должны понять, что стремление к удовлетворению собственных желаний  не должно ущемлять интересы других людей.

    Очень важно, что бы чувство уверенности  в себе складывалось у человека с  самого раннего возраста. С этой целью педагог должен помочь ребенку  постепенно осознать, что он во многом похож на других людей, но, в то же время, чем – то от них отличается. Начать можно с особенностей внешности, рассматривая вместе с ребенком его отражение в зеркале, постепенно помогая малышу узнать его предпочтения о цвете глаз и волос, одежде, еде, погоде, времени года, играх, занятиях и пр.

    О человеке можно многое узнать по его внешности. Это и  возраст, и род занятий, и место проживания. Определяется это, прежде всего, по одежде и чертам лица. Как изменится человек, если он переоденется, загримируется, наденет (снимет) очки, улыбнется или нахмурится? Организуя экспериментирование с масками, гримом, головными уборами, педагог создает  условия для понимания детьми среднего дошкольного возраста того, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и открывая неожиданные черты его характера.

    Уверенность в себе связана с представлениями человека о его внешних и внутренних особенностях. Поэтому в старшем дошкольном возрасте важно формировать у ребенка достаточно точные представления о своей внешности и семейном сходстве наряду со знаниями о бесконечном разнообразии внешнего облика людей — детей и взрослых. Например на занятии изобразительной деятельности дети могут нарисовать свою семью или автопортрет.

Информация о работе Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева