Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:40, монография

Описание работы

Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Работа содержит 1 файл

программа.doc

— 548.50 Кб (Скачать)

    Важной  особенностью содержания прораммы «Я-Ты-Мы»  является тесная связь с реальной жизнью ребенка, его социально-эмоциональным опытом. Поэтому, помимо специально организованных занятий, квалифицированный педагог может и должен использовать самые разные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей (на других занятиях, в игре, на прогулке, дома), с целю обогащения прораммного содержания занятий и развития социальной компетентности детей. Этой цели может служить и организация общих мероприятий на уровне всего дошкольного учреждения, таких как праздники, подготовка спектаклей, а также занятих в студиях, секциях, клубах, в том числе с привлечением родителей. Разнообразия организационных форм будет способствовать существенному расширению спектра общения детей и взрослых, позволит педагогам лучше понять чувства и переживания детей, поддержать их в разных ситуациях.

    Однако, необходимо иметь в виду, что положительный опыт ребенок приобретает только в том случае, если подготовка спектакля, оранизация занятий и игр строятся таким образом, что бы дети почувствовали необходимость друг в друге, поняли значение взаимопомощи. Возможные конфликтные ситуации взрослые не должны счиать чем то отрицательным, неприятным. Их следует использовать констуктивно, в качестве упражнения для приобретения детьми умения решать подобные проблемы. Можно иногда специально «спровоцировать» конфликтую ситуацию (например, подготовить к игре – драмматизации недостаточное количество костюмов) для того, что бы дети постарались сами найти выход из этого положения. Важно педдерживать у них чувство общности, желание сотрудничать, стремиться, что бы они играли не только с теми, кто им нравится и с кем они дружат.

    Одной из главных задач программы является профилактика писхологического неблаополучия детей, которое в дальнейшем может проявиться в виде неврозов, комплексов, стрессов. Педагог должен постоянно внимательно наблюдать за эмоциональным состоянием детей; дифференцировать программный материал, разделяя его на тот, который дается фронтально,и тот, который требуется объяснить небольшой подгруппе или индивидуально – одному ребенку.

    Важно стараться объединять содержание занятий по прорамме с повседневным опытом детей и знакомыми им ситуациями, искать новые формы для закрепления уже пройденого материала, придумывать сюрпризы, включать в знания небольшие паузы для разрадки: викторины, песенки, загадки, шутки.

    Педагог должен следить за тоном, которым  он разговаривает с детьми, проявлять  дружелюбие, называть детей только по имени, демонстрировать живое  участие как в успехах, так  и при неудачах детей, интересоваться их мнением, спрашивать о желаниях, не скупиться на ласковые слова и слова благодарности.

    Условия дошкольного учреждения должны способствовать развитию в детях уверенности в себе, которая обеспечивается благодаря успехам ребенка в разных видах деятельности, хорошему уровню физическоо развития. Высокую самоооценку подкрепляет успешность в обучении, популярность среди сверстников, поэтому для формирования оптимистической жизненной установки и высокой самооценки можно проявлять интерес ко всем делам и событиям в жизни ребенка, предъявлять требования, соответствующие его возрасту, постоянно давть понять, что для педагога он важет и значим.

    Профессиональная  деятельности педагога может быть понастоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помошниками и единомышленниками. При работе с данной прогораммой это приобретает особую актуальность. Более того, приемственность воспитания и обучения  детском саду и в семье является непременным условием социально – эмоциональноо развития ребенка. Поэтому воспитательные усилия педагогов и родителей должны быть согласованными. Это не означает, что дома и в детском саду должны быть созданы равные условия, так как то, что возможно дома, может быть разрешено в детском саду и наооборот. Общая теплая атмосфера и хорошие контакты между взрослыми – родителями и педагогами, особенно важны в тех случаях, когда у ребенка возникают проблемы: нет друзей, горе в семье, ребенок пережил стресс, неуспешен  в обучении и постоянно боится неудачи и т.д. Несогласованность позиций взрослых в таких случаях недопустимы, так как ребенок окажется в эмоционально дискомфортной ситуации, будет растерян, у него могут сформироваться отрицательное самовосприятие и заниженная самооценка. Поэтому специфичность содержания программы требует особого внимания педагогов к работе с родителями. Очень важно, что бы родители знали основные цели программы, осознали значение социально – эмоциональноо развития для всей последующей жизни ребенка, так как основное внимание в программе уделяется воспитанию, которое базируется на положительных примерах поведения взрослых. По некоторым вопросам совершенно необходимо достичь взаимопонимания с родителями, например в том, что нельзя требовать от детей выполнения каких либо правил поведения, если взрослые не всегда им следуют. Расхождения в требованиях, предъявляемых в детском саду и дома, может вызавать у ребенка чувство растерянности, обиды и даже агрессии. Родителям это лучше всего объяснить с помощью самых простых примеров: определенные правила культуры поведения за столом, правила личной гигиены невозможно привить детям, если родители сами их не соблюдают. Или: как поддерживать уверенность ребенка в своих возможностях, если дома он чаще получает от близких порицания, чем похвалу и одобрение?

    Поэтому перед педагогом стоит особая задача – заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе. Родителей нужно постоянно держать в курсе событий, создавая возможности для ознакомления с работой детского сада на открытых занятиях, при оснащений различных общих мероприятий; помещать информацию в «Уголке родителей»; оранизовывать специальные экспозиции и выставки детских работ, простмотры тематических видеофильмов.

    Таким образом, необходимо заранее выделить основное программное содержание, которое потребует совместных усилий педаогогов и родителей, выбрать адекватные ему формы взаимодействия с родителями. При этом целесообразно использовать их как традиционные, так и новые формы работы. Приведем некоторые из них, соответствующие содержанию программы.

    Родительские собрания.

    Эта форма хорошо известна каждому педагогу. Если собрания будут носить содержательный характер, связанный с тематикой программы, они буду интересными и полезными. На собраниях можно информировать родителей о достижениях и проблемах детей, связанных с усвоением ими прораммного содержания. На таких коллективных встречах целесообразно использовать каждый удобный повод для привлечения родителей к участию в совместной работе.

    Примерный вопросы для обсуждения:

  • Как вы относитесь к друзьям вашего ребенка?
  • Знаете ли вы вкусы и предпочтения вашео ребенка?
  • Когда и как вы проявляете сочуствие к негативным эмоциональным состояни вашего ребенка?
  • Соблюдаете ли вы нормы и правила поведения за столом?

    Разумеется  при проведении таких собраний следует  проявлять максимум такта и деликатности

    Индивидуальные  беседы

    Педагоги  часто обсуждают с родителями различные проявления недисциплинированности, драчливость и агрессивность ребенка, непослушание, недостаточно сформированные навыки самообслуживания, излишнюю медлительность или гиперактивность. Совершенно естественно, что больше внимания уделяют беседам с родителями «проблемных» детей. Однако при работе по данной программе важно стремиться  к контакту с родителями каждого ребенка. Чаще всего предметами таких бесед могут стать детские страхи, отношение к ребенку сверстников, настроения и вкусы детей, их интересы и потребности.

    В зависимости от возраста детей можно  предложить родителям побеседовать с ребенком на следующие темы:

  • О его любимом домашнем уголке (почему ему нравится там находитсся; что он делает, во что ирает, когда остается один и т.д.);
  • О вашем собственном детстве (с кем вы дружили в детстве, с кем дружите сейчас, есть ли друг и подруга у вашего ребенка, каким должен быть друг, для чего нужна дружба);
  • О ссорах (как избежать ссор, можно ли сердится на друзей, что ребенок чувствует, если он поссорился с кем либо, что чувствуете вы, когда сердитесь, как помириться, что для этого нужно сделать);
  • О грусти (расскажите ребенку о каком-либо печальном событии в своей жизни, о том, что вы чувствовали когда случилось горе, кто пришел к вам на помощь);
  • О радости (расскажите о смешном, приятном эпизоде, событии, о том, что вы чувствовали и почему);
  • О страхе (узнайте, чего боится ваш ребенок: может быть темноты, одиночества; постарайтсь ему помочь с этим чувством);
  • О смелости (кого можно назвать смелым; когда хорошо быть смелым, а в каких случаях смелость может обернуться бедой).

    Список  тем, безусловно, может быть продолжен. Предлагая родителям ту или иную тему беседы с ребенком, педагог, естественно, должен соотносить время ее проведения со своим планом работ по программе. Следует объяснить родителям….

    …. К ребенку в подобных случаях. Запишите ответы родителей на доске. Наверняка среди них будет  больше негативных оценок: «неаккуратный», «непослушный», или даже угрожающих предупраждений: «не получишь сладкого», «не пойдешь гулять» и пр. Предложите родителям выделить те высказывания, которые содержат поддержку и позитивные оценки («Вчера ты очень быстро убрал, мне понравилось», «Я думаю, ты очень устал и сделаешь это утром» и т.д.). Если таких высказываний оказалось мало, придумайте их вместе с родителями и запишите в другой столбик. Стимулируйте родителей сделать этот список более полным и многообразным. Обратите их внимание на то, что много хороших слов можно сказать ребенку для поддержания его уверенности в себе и положительной самооценки.

    При следующей встрече можно предложить другую ситуацию и проделать аналогичную процедуру. А можно просто всем вместе придумать как можно больше позитивных высказываний в адрес ребенка, независимо от проблемной ситуации.

    Такие тренинги целесообразно проводить систематически, выделяя на них 10 – 15 минут во время родительского собрания или других встречь с группой родителей.

    Однока  главным условием успеха педагогических усилий в таком деликатном деле, как социально – эмоциональное развитие ребенка, является позитивные образцы нашего собственного поведения.

    ВАРИАТИВНЫЕ СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ

    Уверенность в себе.

    В таблице 1 перечислены темы, вклученные в раздел «Уверенность в себе».

    Таблица 1

3 –  4 года 4 – 5 лет 5 – 7 лет
Ребенок и кукла Разгляди себя взеркале Изобрази себя
Отражение в зеркале Что между нами общего? Узнай по голосу
Какоо цвета твои глаза и волосы? Представь и  изобрази себя друим Ты и втое имя
Все мы разные Твоя любимая  еда Что ты любишь поесть?
Что тебе нравится? Животное, которое  тебе нравится Проба на вкус и  на запах
Выбор иры, любимая игрушка Твоя любимая  игра, игрушка Что ты хочешь носить?
Вкусный – невкусный Красивый –  безобразный Что ты умеешь делать?
Обычный - странный Обычный - странный Какой ты, что  тебе нравится?
    Красивое –  безобразное
    Робкий
    Смелый
 

    Эти темы соответствут последовательности изложения материала, причем усложнение идет как по линии содержания, так и в соответствии с возрастном.

Информация о работе Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева