Я-концепция как одно из психологических образований личности младшего школьника

Автор: d****************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования состоит в том, что в ходе учебно-познавательной деятельности возможно эффективное формирование у младших школьников позитивной Я-концепции.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по теме исследования;
рассмотреть особенности и харатеристику Я-концепции;
выявить психологические особенности младшего школьного возраста;
провести исследование по формированию Я-концепции в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение
Глава 1. Личность младшего школьника и Я-концепция
1.1 Психологические особенности младшего школьного возраста
1.2 Содержание и особенности Я-концепции
Выводы по 1 главе
Глава 2. Я-концепция как одно из психологических образований личности младшего школьника
2.1 Особенности формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте
2.2 Исследование Я-концепции в младшем школьном возрасте
2.3 Программа формирования «Я-концепции» младших школьников
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

я-концепция младших школьников.docx

— 70.20 Кб (Скачать)

     Таким образом, Я-концепция может выступать  как некий защитный экран, охраняющий самосогласованный образ себя от влияний, которые могут его нарушить.

     Сложившаяся Я-концепция обладает свойством  самоподдержания. Благодаря этому  у человека создается ощущение своей  постоянной определенности, само –  тождественности.

     Самосогласованность Я-концепции не является абсолютной. Поведение индивида бывает разным в  зависимости от ситуации, в которой  он находится, от принятой им психологической  или социальной роли. Такая рассогласованность, как правило, соответствует неперекрывающимся  контекстам, ситуациям в жизни  человека. В каждой из таких ситуаций человек формирует несколько  отличные образы «Я» и шаблоны  поведения, соответствующие требованиям  данной ситуации. Даже при относительной  жесткости Я-концепции человек сохраняет возможности для адаптации к меняющимся внешним условиям, для самоизменения, развития, необходимого для решения стоящих перед ним задач. Неожиданное осознание неадекватности существующего Я-образа, вызванное этим замешательство и последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, более соответствующей реальности, – это процесс самопознания и самостроительства, который идет всю жизнь.

     Стабильность  Я-концепции обеспечивает человеку чувство уверенности в направлении  своего жизненного пути, в восприятии своих различных жизненных ситуаций как единого непрерывного в своей  преемственности опыта. Еще одна функция Я-концепции – интерпретация  жизненного опыта. Сталкиваясь с  одним и тем же событием, разные люди по разному его понимают. Проходя  через фильтр Я-концепции, информация осмысливается, и ей присваивается  значение, соответствующее уже сформировавшимся представлениям человека о себе и  о мире.

     Очень важно с раннего детства формировать  у человека позитивное отношение  к себе, уважение к себе, уверенность  в себе и своих силах, способствующие более полной жизненной реализации.

     Сформировавшиеся  представления о себе также определяют ожидания человека в отношении своего будущего. Если человек уверен в  собственной значимости, он ждет соответствующего отношения от окружающих и наоборот.

     Осознание этого механизма позволяет увидеть, что работа с Я-концепцией как  с объектом осознанного творчества может позволить человеку перестать  быть зависящим от прошлого, сформировавшихся в нем убеждений и стать  творцом собственного настоящего и  будущего. Использование этих закономерностей  лежит в основе метода управляемой  визуализации, широко используемого  разными направлениями гуманистической  психологии для избавления от ограничивающего  опыта прошлого, формирования желательного будущего.

     Выводы  по 1 главе:

     Таким образом, младший школьный возраст  является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.Полноценное проживание этого возраста, его позитив ные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуаль ности каждого ребенка.

     Также, в данной главе мы рассмотрели  особенности Я-концепии и пришли к выводу, что что Я-концепция  – это совокупность всех представлений  индивида о себе, сопряженная с  их оценкой.

     Я-концепцию  можно рассмотреть как совокупность установок. Всякая установка – это  эмоционально окрашенное убеждение, связанное  с определенным объектом. Особенность  Я-концепции как комплекса установок  заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные  с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Описательную составляющую Я-концепции часто называют «образом Я» или «картинкой Я». Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятия себя.

 

      Глава 2 Я-концепция как одно из психологических образований личности младшего школьника 

     2.1 Особенности формирования  Я-концепции в младшем школьном  возрасте 

     Сознание  и чувство «Я» не возникают  у человека сразу. Отдельные компоненты этой сложной установочной системы  складываются постепенно и сосредоточены  на детстве и юности – периоде  формирования личности. На данных возрастных этапах решается свой комплекс специфических  задач, в результате решения которых  под влиянием объективных социальных условий и педагогических воздействий, складывается система отношений  к миру, взаимодействие с миром, к  самому себе, т.е. «Я – концепция».

     Младший школьный возраст один из самых ранних и ответственных в плане развития и формирования «Я – концепции» период, так как для младшего школьника  характерна тенденция к развитию и расширению сферы «Я».

     Появление таких новообразований в данном возрасте как рефлексия и интроспекция (самонаблюдение) приводят к тому, что младший школьник меняет взгляд на окружающий мир, вырабатывает свои собственные взгляды, собственное мнение, представление о ценностях. Говоря о ценностных характеристиках имеется в виду психологическая категория, которая выражает избирательное отношение индивида, в том числе и ребенка, к материальным и духовным явлениям, к социальному окружению.

     Прежде  всего, это связано с социальной ситуацией развития и усложняющими видами деятельности, в условиях которых  и происходит «осознания себя в обществе», через видения себя в других людях  и установления отношений их к  нему и его к ним.(12, с. 76)

     Согласно  общепринятому положению в отечественной психологии о ведущей у младшего школьника учебной деятельности, происходит индивидуальное и социальное развитие. Прежде всего формируется позиция «Я» по отношению к обществу, формируются приемы умственной деятельности( развитие мышления, способности анализировать, обобщать, сравнивать(, а также воспитываются определенные личностные качества. Таким образом, учение становится социально значимым видом деятельности и основным мотивом управления собой.

     В социальной позиции «Я в обществе»  реализуется потребность в приобщении себя к обществу, рассмотрения себя среди других, утверждения себя среди  других, самореализации.

     «Я  и общество» – это некая  социальная позиция, в которой реализуется  определении своего места в обществе, в общественном признании, осознании  своего «Я» в системе равноправных отношений с другими людьми.

     Ставя себя в позицию «Я ученик», ребенок  пытается выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и общественно оцениваемое место. Ребенок не только осознает себя субъектом, но и испытывает потребность реализовать  себя как субъект.

     Школьная  жизнь наполнена оценочными отношениями. Их особенность в том, что они  включены в различные виды деятельности, поведения, а также и сама личность ученика. Особенно большое влияние  на становление «Я –концепции» оказывает  оценка результатов учебной деятельности. Именно от осознания успехов, достижений, возможностей в этом виде деятельности складывается вся система оценочных  отношений к себе и другим людям, которыми опосредованы многие поступки детей. Таким образом, оценка учебной деятельности перестраивает мотивационно-потребностную сферу младшего школьника, эмоционально-ценностного отношения к себе, т.е источником для возникновения адекватных и неадекватных самооценок.

     Кроме того, от самооценок учебной деятельности зависят и самооценки и других видов деятельности, самооценка может  доминировать в качестве доминирующего  мотива своей деятельности и поведения.

     Стремление  «быть как все» возникает из-за многих условий, особенности которых  можно проследить в групповом  методе работы детей, где индивидуальность каждого теряется; желанием вписаться  в общество «себе подобных»

     Стремление  «быть лучше чем все» проявляется  в готовности быстрее и лучше  выполнить задание, получить признание  своих трудов, т.к. успехи становятся предметом постоянного интереса и обозрения со стороны окружающих, и в первую очередь в классе, среди сверстников. Таким образом, проблема взаимоотношений в группе сверстников, как собственно и в  других социальных группах ближайшего окружения определяет адекватность оценочных отношений между её членами. (18, с. 87)

     Кроме того, ближайшее окружение влияет на половую идентичность. Младший  школьник знает о своей половой  идентичности и стремиться утвердить  её в своём поведении, видах деятельности, в интересах и увлечениях. Источники  половой идентификации в современном  мире очень разнообразны, в которых  содержатся бесконечное число знаний и смыслов, определяющих формирование психологических установок на половое  развитие. Результатами данного процесса отражаются в поведении, самооценках, т.е. «Я – концепции». Вообще, идентифицируя  себя с определенной группой или отдельной категорией людей, человек показывает свою значимость данной категории, связывает с ней определенные потребности: признание ими интересов, увлечений, так и потребность в их оценке своих достижений, поддержке при неудачах. В младшем школьном возрасте чаще всего такой категорией являются взрослые люди, но, может быть, группа сверстников. Таким образом, младший школьник и познает себя, задает планку для своего развития, утверждает себя, чувствует свою самостоятельность и уверенность в себе.

     Уверенность или неуверенность в себе складывается у ребенка под влиянием оценок окружающих и результатов собственной деятельности, когда определенная самооценка поддерживается окружающими и у ребенка возникает потребность в её сохранении. Выражением этой потребности является некоторый устойчивый уровень притязаний. Знать уровень притязания и самооценку необходимо, чтобы правильно воздействовать на него. От того, как ребенок реагирует на оценку окружающих, в соответствии с полученной оценкой он строит своё взаимодействие с ними. (22, с. 97)

     От  того уровня притязаний и самооценки, которое имеет младший школьник, зависят представления о своём  будущем. Хотя младший школьник и живет сегодняшнем днем, основы его нравственного и профессионального самоопределения закладываются именно в этом возрасте. Через свои интересы и увлечения, которые младший школьник воплощает в жизнь, он пытается выяснить, оценить, понять свои возможности, соотнести их требованиями, ребенок постепенно начинает ориентироваться на свою оценку, проявлять самостоятельность.

     К концу младшего школьного возраста самооценка может выступать в качестве мотива своей деятельности, поведения и общения, а также становится показателем качественного изменения его «Я – концепции». Но в тоже время оценка окружающих не утрачивает своего значения, т.к. младший школьник постоянно сверяет свою самооценку с мнением окружающих. Кроме этого, он сам является источником оценивания других, поэтому важно, чтобы между ними складывались взаимопонимание, обеспечивающее адекватность взаимооценивания. В качестве таких условий выступает сложившееся «Я-концепция».

     Объективные условия формирования личности, а  значит и «Я- концепции», включают в себя макро-, мезо- и микрофакторы. Их влияние на формирование личности посвящено много работ не только в области психологии, но и других наук: социологии, этнологии, педагогики, истории и др.

     Оптимальным условием полноценного и здорового  функционирования психики человека, как любой саморазвивающейся  системы, является, по Б.Г. Ананьеву «обеспечение открытого взаимодействия или диалога на всех этапах и уровнях развития человека».(3. с. 98.)

     Среди феноменов самосознания личности, одним  из центральных феноменов является «диалогичность самосознания».

     В исследованиях многих ученых показано, что уже на ранних этапах онтогенеза человеку необходимо для его психологической  жизни взаимодействие с другим человеком. На ранних этапах развития ребенка  от общения со взрослым в семье  закладывается его общий фундамент установки к миру социальных отношений, собственному «Я», на становление самопознания и самоотношения.

     Проблема  взаимосвязи становления «Я»  и межличностной коммуникации широко рассматривается в психологии.

     Формирование  «Я – концепции» может рассматриваться  как результат усвоения ребенком определенных отношений к нему родителей. Еще в работах Э.Эриксона стержнем концепции развития личности выступает  «чувство Я» или идентичность. Важнейшим  средством выработки «чувства Я» является родительская забота и любовь.(30. с. 259.)

Информация о работе Я-концепция как одно из психологических образований личности младшего школьника