Я-концепция как одно из психологических образований личности младшего школьника

Автор: d****************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования состоит в том, что в ходе учебно-познавательной деятельности возможно эффективное формирование у младших школьников позитивной Я-концепции.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по теме исследования;
рассмотреть особенности и харатеристику Я-концепции;
выявить психологические особенности младшего школьного возраста;
провести исследование по формированию Я-концепции в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение
Глава 1. Личность младшего школьника и Я-концепция
1.1 Психологические особенности младшего школьного возраста
1.2 Содержание и особенности Я-концепции
Выводы по 1 главе
Глава 2. Я-концепция как одно из психологических образований личности младшего школьника
2.1 Особенности формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте
2.2 Исследование Я-концепции в младшем школьном возрасте
2.3 Программа формирования «Я-концепции» младших школьников
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

я-концепция младших школьников.docx

— 70.20 Кб (Скачать)

     помощь  в открытии своего личностного «Я»;

     повышение уверенности в себе;

     ориентация на позитивные отношения между окружающими людьми.

     В соответствии с выделенными направлениями  задачи:

     Формирование  необходимых знаний, характеризующими личностное «Я» ребенка.

     Формирование  адекватного опосредованного отношения  к результатам в учебе и  других видах деятельности, стать  самому себе источником одобрения в  полезных начинаниях.

     Развитие  ориентации на позитивную оценку качеств  других людей, особенно сверстников.

     Способствовать  развитию позитивного реагирования на оценку окружающих.

     При планировании работы использовались принципы комплексного влияния на интеллектуального  и личностно-мотивационного уровня развития младшего школьника, т.е учитывающий  индивидуальные особенности школьника  и уровень его подготовки.

     Подбор  заданий обеспечивает активность всех детей, эмоционально-благоприятную  обстановку.

     При поурочном планировании основное внимание уделяется практическим заданиям: в форме привычных игр и упражнений; включение детей в поисковую деятельность с использованием невербальной коммуникации, проигрывание этюдов, изобразительного творчества, сказкотерапии; адаптированные варианты известных в практической психологии методик тестирования, рекомендованных для образовательной сфере и снабженных нормативными показателями.

     Целесообразность  данных приёмов мы видим в следующем:

     расширение  способов межличностного общения;

     освоение  ролевого поведения, т.е. умение смотреть на мир глазами других людей;

     проявление  творческой активности;

     снятие  напряженности и скованности;

     повышение интереса к своей личности и личности другого человека.

     Введение  регулярных занятий создает условия  для позитивного формирования «Я – концепции» младшего школьника, развитию его представлений о себе, заботе о своём «личностном росте»; определению сдвигов в общении со сверстниками, повышение своей «ценности». 

     ОБЗОР ПРОГРАММЫ 

     
этап задача
1. Ориентировочный познакомить учащихся с правилами и элементами работы в группе;

создать условия для положительного восприятия работы в группе;

сплочение группы

2. Основной реализация  целей и задач программы
3. Диагностический получить обратную связь от работы в группе.
 

     Каждому из выделенных этапов соответствуют  определенные разделы и уроки.

     Выводы  по 2 главе

     Сюжетно-игровое  построение урока позволяет варьировать  объём материала, даёт возможность  учащимся самим выбирать игровую  ситуацию, модифицировать и направлять её. Разнообразие ситуаций способствует обретению младшими школьниками  успешности, проявлению их индивидуальности, что является важнейшими предпосылками  обретения уверенности в себе, чувства самоуважения, достоинства  как важнейших составляющих позитивного  представления о собственной  личности.

     Перечисленные условия, реализуемые комплексно, определяют эффективность процесса формирования исследуемой Я-концепции, обусловливающей  развитие значимых личностных качеств, необходимых для успешного включения  в процесс освоения ключевых компетентностей.

     Основными задачами создания данной программы  являются: включение младших школьников в процесс самопознания, обусловливающего осознание ими своего телесного  Я, уровня притязаний, коммуникативных  навыков, чувства ответственности, развитие субъектности; формирование у учащихся позитивного эмоционально-ценностного  самоотношения и отношения к  окружающим, адекватной самооценки, способности к рефлексии; навыков конструктивного взаимодействия с окружающими, обеспечение активного участия их в разных видах деятельности на творческом уровне, развитие у детей уверенности в своих возможностях и способностях.

 

     Заключение 

     Анализируя  психолого-педагогическую литературу, следует отметить, что центральной  характеристикой любой личности является «Я-концепция», которая состоит  из следующих компонентов:

     Когнитивный;

     Оценочный;

     Поведенческий;

     Я-концепция  — одно из базовых понятий гуманистической психологии, относительно устойчивая совокупность представлений индивида о себе, интегральная характеристика, на базе которой индивидом строится отношение к себе и взаимодействие с другими людьми.

     Несмотря  на устойчивость, «я-концепция» — не статическое, а динамическое образование. На формирование «я-концепции» влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе. В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие « Я- концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя самЯ-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:

     Образ Я – представление индивида о  самом себе.

     Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

     Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны  образом Я и самооценкой.

     Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его  тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

     Также мы рассмотрели особенности младшего школьного возраста и выяснили,что  данный возраст является наиболее благоприятным  для формирования позитивной Я-концепции

     Я-концепции  в учебно-познавательной деятельности, обусловливающей становление значимых личностных качеств учащихся (познавательная и контрольно-оценочная самостоятельность, инициативность, ответственность как  умение ставить и достигать цели, способность к конструктивному  самовыражению и взаимодействию, способность к рефлексии, умение устанавливать и устранять причины  возникающих трудностей, толерантность, сформированная система нравственных и поведенческих ориентаций).

     Анализ  современного состояния исследуемой  проблемы в психолого-педагогической теории, изучение основных направлений  решения данной проблемы в практике организации начального обучения, проведение экспериментального исследования показали, что возможно качественное изменение  характера Я-концепция личности младшего школьника при условии  органичного включения в образовательный  процесс начальной школы соответствующей  модели организации учебно-познавательной деятельности.

     Усваивая  в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных  суждений других учителей, сверстников  относиться определенным образом как  к реальным результатам своей  учебной деятельности, так и к  самому себе как личности. С возрастом  он все с большей определенностью  различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами.

     Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности  личности, его Я-концепция складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

     Для наибольшей успешности формированя  Я- концепции нами предложена программа, которой могут руководствоваться в педагоги и психологи образовательных цчреждений

 

     Список литературы 

Абрамова  Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический  проект: Альма Матер, 2005.

Амонашвили  Ш.А. «Возможность обучения без отметок  в начальных классах». «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки  начального обучения». Тбилиси, 1999.

Ананьев Б.Г. «Психология педагогической оценки» // Избранные психологические труды. Том 2. М., Просвещение,1999.

Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного  процесса в учебной деятельности». М., Просвещение, 2000.

Бернс Р. Развитие «Я- концепции» и воспитание. М.: Прогресс,2002.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в  детском возрасте. М.,1998.

Большой психологический словарь/ Сост и  общ. ред. Б. Мешеряков, В. Зинченко. СПб: ЕВРОЗНАК, 2004.

Бордовская  Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2006.

Возрастные  возможности усвоения знаний / под  ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, М., 1996.

Вопросы общей детской психологии / под  ред. Б.Г. Ананьева, М., 2004.

Гребенюк  О. С., Гребенюк Т. Б. Теория обучения. М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.

Зимняя  И.А. Педагогическая психология: Учебник  для вузов. Изд. второе, доп., испр. и  перераб. – М.:Логос, 2004.

Зубков  Т.И. Формирование познават. активности слабоуспевающих уч-ся нач. кл. - Дисс. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1999

Кларин  М.В. Инновация в мировой педагогике. - Рига, 2005

Ковалев А.Г. «Психология личности». М., Просвещение, 1999.

Лейтес  Н.С. «Умственные способности и  возраст». – М.: Воронеж, 2001.

Лейтес  Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.: Воронеж, 1997

Липкина А.И. «Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего  школьника» // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. – М.: 1991.

Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1999.

Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познават. актив. школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Тбилиси, 1990

Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983.

Матюхина  М.В. «Психология младшего школьника». – М.: Просвещение, 2000.

Мудрость  воспитания / Сост. Бим-Бад Б.М., Днепров  Э.Д., Корнетов Г.Б. - М., 1988.- 288с.

Першина Л.А. Возрастная психология. – М.: Академический  проект, 2004.

Психология  А – Я: Словарь-справочник/Майк Кордуэлл. –М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002

Реан  А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2005.

Рогов Е.И. Настольная книга практического  психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е  изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2004.- Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.

Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление  человека. М.: Издат. Группа «Прогресс», 1994.

Рубинштейн  С.Л. Человек и мир. М.: Педагогика,2000.

Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М., 2001.

Савенков  А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: пособие для  ВУЗов. – М.: «Ось-89», 2006.

Информация о работе Я-концепция как одно из психологических образований личности младшего школьника