Я-концепция как одно из психологических образований личности младшего школьника

Автор: d****************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования состоит в том, что в ходе учебно-познавательной деятельности возможно эффективное формирование у младших школьников позитивной Я-концепции.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по теме исследования;
рассмотреть особенности и харатеристику Я-концепции;
выявить психологические особенности младшего школьного возраста;
провести исследование по формированию Я-концепции в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение
Глава 1. Личность младшего школьника и Я-концепция
1.1 Психологические особенности младшего школьного возраста
1.2 Содержание и особенности Я-концепции
Выводы по 1 главе
Глава 2. Я-концепция как одно из психологических образований личности младшего школьника
2.1 Особенности формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте
2.2 Исследование Я-концепции в младшем школьном возрасте
2.3 Программа формирования «Я-концепции» младших школьников
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

я-концепция младших школьников.docx

— 70.20 Кб (Скачать)

     В исследованиях отечественных психологов систематизированы виды родительских отношений, которые можно представить  как «многообразные, независимые измерения»:

     любовь  – враждебность;

     автономия – контроль,

     и позволяет выделить ряд «неадекватных  способов воздействия родителей  на «образ Я» ребенка, обусловленных  психическим неблагополучием самих  родителей.

     Другой  социальной группой, имеющей большое  значение для развития «Я- концепции» личности ребенка, является детская  субкультура. (1, с.92)

     Возникновение детской субкультуры обусловлено  половозрастной стратификацией общества. Как целостный историко-культурный феномен своими корнями уходит в глубокую древность. Носителями детской субкультуры является детская группа, детское сообщество.

     Детская группа представляет собой социально-психологическую  реальность, включенную в конкретные обстоятельства развития общества и  обладающую собственным социальным статусом. Выражением и реализацией социального статуса является социальная роль детской группы, которую она осваивает и выполняет по отношению к другим социальным общностям.

     Подчиняясь  основным социально-психологическим  закономерностям, детская группа имеет  собственную специфику, обусловленную  не только возрастными ограничениями, но и содержанием детской субкультуры, специфической ролью сверстников  в социализации ребенка.

     Сверстники  – это сообщество детей одного возраста, приблизительно равных по физическим характеристикам, социальному положению  в обществе.

     Дома  все члены семьи занимают определенную ступень в возрастной и социальной лестнице, поэтому различия между  ними очевидно для ребенка. В группе сверстников ребенку нужно доказывать, что он стоит наравне с другими. В семье ребенок всегда любим, а группе сверстников он должен заслужить  уважение, проявить активность, не отставать  от других. Поведение ребенка не всегда оценивается взрослыми достаточно полно, некоторые достижения могут  быть даже и не замечены или неадекватно поняты ими так, как это расценивают сверстники.

     Т. о. группа сверстников необходима ребенку для разрешения многих психологических проблем, связанных с социальным и индивидуальным развитием.

     В рамках процесса социализации группа сверстников оказывает значительное влияние на современного человека. Воздействие группы сверстников на социализацию происходит посредством определенных психологических механизмов, к которым относятся научение, подражание, заражение и идентификация. В результате работы этих механизмов ребенок усваивает набор ролей, которые ему предстоит играть в обществе и «вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой». (19, с. 76)

     Общение со сверстниками – это «специфический вид деятельности и межличностных  отношений». В ходе этого общения  вырабатывается навыки социального  взаимодействия, увеличивается набор  его социальных ролей, расширяется  представление о собственной  личности. По мнению И.С. Кона, «включение в общество сверстников расширяет  возможности самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок. По мере того, как расширяется  и обогащается круг его»принадлежностей», выражающийся словом «мы», усложняется  и «образ Я». (17, с. 96)

     Общение со сверстниками это ещё и «специфический вид эмоционального контакта», обеспечивающий ребенку чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Оно также облегчает «автономизацию от взрослых».

     Главным детерминантом проявления межличностных  отношений в группе сверстников  является совместная деятельность, её содержание и ценностные характеристики.

     Т.о. в совместных видах деятельности каждый член группы, благодаря личной активности, становится участником получения  знаний, оценок окружающих и формирования представлений о себе.

     Знания, полученные о другом человеке, никогда  не остаются достоянием только познающего, в той или иной форме он доводит  их до сведения других, т.е. ситуация обратной связи, когда именно субъект восприятия получает от партнера по общению сведения относительно того, каким он воспринят

     Вся школьная жизнь – это набор  оценочных ситуаций. Оценивается  и результат ученических работ, поведение учащихся, оценивается и сама личность ученика (его отношение к учебе, своему внешнему виду, отношения со сверстниками). Результаты данной ситуации откладывают отпечаток на развитие самоотношения ученика на личностные взаимоотношения со сверстниками, на положение школьника среди сверстников или его социальный статус.

     Проблема  личных взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекало внимание психологов

     Чаще  всего в литературе эти отношения  характеризуются узостью межличностных  связей, представляющие собой отношения  между двумя детьми, группы либо вообще не возникают, либо проявляются  эпизодически. Взаимные предпочтения между мальчиками и девочками  практически отсутствуют. Лидерство носит одиночный характер, каждая из подструктур имеет своего лидера.

     Исследователи исходят, что у младших школьников преобладает эмоциональное отношение  к товарищам. Основными моментами  выбора оказываются игровые. У большинства  общение только в школе, таким  образом по содержанию, широте, устойчивости межличностные отношения остаются на низком уровне развития.

     Т.о. многие условия способствуют продолжения  развития «Я- концепции» младшего школьника, под воздействием расширяющегося социального  окружения и усложняющейся деятельности, развиваются адекватные самооценки, а значит и сама личность в целом. 

     2.2 Исследование Я-концепции  в младшем школьном возрасте 

     Наше  исследование проводилось в школе  №14 г. Волжского в 3 «Б» классе. Возраст  детей 10-11 лет. В классе 21 учащийся.

     Для изучения психологических особенностей Я-концепции младших школьников использовались следующие методики:

     Исследование  самооценки по методике Дембо-Рубинштейна (Приложение №1)

     Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки (автор А.В. Захарова).(Приложение №2)

     Первая проведенная  нами методика - исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна. Детям были розданы бланки, на которых уже были начерчены линии, каждая из которых уже была подписана. Учащиеся отмечали соответствующими значками :

     При каком уровне развития этих качеств, сторон они были бы удовлетворены  собой или почувствовали гордость за себя(х);

     Как они оценивают развитие у себя этого качества , стороны в данный момент (-).

     Исследование  проводилось в спокойной обстановке. Время на выполнение давалось 25 минут. При обработке учитывались показатели уровня самооценки.

     Полученные  результаты представлены в таблице(Приложение № 3)

     Также результаты наглядно изображены при  помощи диаграммы: 

     

     Рис. 1. Самооценка у учащихся по методике Демо-Рубинштейна  

     По  итогам данной методики можно сделать  вывод, что у 8 человек завышенная самооценка, что составляет 36%, у 7 человек  – средняя (32%), у 7 – низкая (32%).

     Анализируя  выявленные показатели, можно отметить, что вся группа испытуемых по уровню самооценки поделена на три почти  равные группы – дети с высокой, низкой и нормальной (средней) самооценкой.

     Следующая методика направлена на определение  эмоционального уровня самооценки.

     Детям раздали бланки, которые содержат 5 заданий ( 5 субтестов).

     На  выполнение детям давалось 25 минут. Исследование проводилось в спокойной  обстановке. 

     Полученные  результаты представлены таблице(Приложение №5)

     Результаты  выявления уровня можно представить  в виде диаграммы (рис. 2). 

       

     Анализируя  полученные результаты, можно сделать  следующий вывод: согласно данной методике высокий уровень самооценки лишь у 17%, средний – 30%, а низкий у 30% учащихся. Так же можно сказать, что 74% учащихся в 3 классе признает свое сходство с другими, а вот 26% считают себя уникальными.

     В учебной деятельности учителю следует  обратить внимание на группу детей  с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.

     Были  разработаны рекомендации учителю  по работе с детьми с высоким уровнем  самооценки:

     При организации внеклассных мероприятий  включать учащихся в групповую работу;

     Учить слушать других;

     Воспитывать чувство сопереживания;

     Оценивая  работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты;

     Аргументировать оценки.

     Рекомендации  учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:

     Не  предъявлять к ребенку завышенных требований;

     Не  использовать слова, унижающий достоинство  человека, т.е. оценивать результат  деятельности, а не личность;

     Вовлекать учащихся в коллективную работу;

     При организации внеклассных мероприятий  назначать учащихся на ответственные  должности;

     Предлагать  в учебной деятельности задания  творческого характера.

     2.3 Программа формирования «Я-концепции» младших школьников

     «Основная цель развития «Я- концепции» заключается  в том, чтобы перейти от внешних источников подкрепления и обратной связи, к внутренним источникам и средствам позитивного и адекватного самовосприятия» – подчеркивал Р.Бернс (8 с.39) Это обеспечивает человеку чувство собственного достоинства, личностной неповторимости и ведет его к самостоятельности и самоактуализации.

     Особенности развития личности младшего школьника  создают благоприятную почву  для позитивного воздействия, т.к. он стремиться иметь положительную самооценку, признание как со стороны взрослых, так и у сверстников.

     Но  как показывают результаты педагогической практики, у детей имеются объективные  трудности в установлении согласованности между желанием «быть хорошим» и реальным поведением. Во многом это объясняется индивидуально-типическими и общевозрастными особенностями развития личности младшего школьника. Кроме того, у младшего школьника ещё только формируются активные механизмы психологической защиты от нежелательных оценок окружающих, от собственных неудач, поэтому необходимо развить у него навыки самоодобрения, поддержки, поощрения, стать самому себе источником адекватной самооценки. Трудность состоит в том, что у младшего школьника отчетливо выступает тенденция к переоценке своих возможностей, на этом фоне дети склонны подменять многие понятия, так например, большая часть испытуемых авторитет у сверстников заменили понятием дружбы; уверенность в себе как силу (физическим качествам); мы склонны думать, что самооценку многие понимают ни как признание своей ценности, ни как чувство превосходства над другими людьми, прежде всего над сверстниками. Это, в первую очередь, обусловлено системой школьного обучения и семейного воспитания, где ребенок находится в ситуации постоянного сравнения с другими людьми, и меньше всего оценивается динамика его «личностного роста». Поэтому при составлении программы (Приложение №6)выделили следующие направления:

Информация о работе Я-концепция как одно из психологических образований личности младшего школьника