Архивоведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:06, курс лекций

Описание работы

Архивоведение – это комплексная научная дисциплина, разрабатывающая теоретические, правовые и методические вопросы «науки об архивах». Ее составными компонентами являются следующие дисциплины: теория и методика архивоведения, история и организация архивного дела, археография, архивное право, архивоведческая терминоведение, архивный менеджмент, архивная статистика, автоматизированные архивные технологии.

Работа содержит 1 файл

лекции.doc

— 784.50 Кб (Скачать)

Выставки бывают постоянно  действующие, временные, стационарные, передвижные, межархивные, межрегиональные, всероссийские, международные. В идеале каждый государственный архив должен иметь постоянно действующий выставочный зал. Так, в 2000 г. в Москве открылся выставочный зал Росархива. Ведомственные архивы, как правило, готовят выставки временные, посвященные юбилею учреждения, отрасли, историческому событию и др.

Подготовка даже небольшой  краткосрочной (до 10 дней) выставки документов — ответственное, трудоемкое, сложное и рискованное мероприятие. В данном случае речь идет как о коммерческом риске (квалифицированная подготовка выставки требует значительных вложений), так и о риске хищения или повреждения экспонируемых документов. И тем не менее, даже в тяжелые для архивной службы времена (Великая Отечественная война, экономический кризис 1990-х гг.) выставочная работа архивов не прекращалась. Ведь талантливо подготовленная выставка архивных документов дает возможность сотням людей ощутить сопричастность к былому, прикоснуться к самой истории, оценить богатство документального наследия нашего народа и, значит, понять важность сохранения архивных документов.

Разработка тематико-экспозиционного  плана выставки зачастую требует напряженного труда всего коллектива архива. Поэтому план может существовать в нескольких версиях — сначала в предварительном, а затем в уточненном варианте. Очень важно включать документы в план не на основании описей, а на основании просмотра документов. Для успеха выставки также важно, чтобы документы не только несли в себе ценную информацию, но и были внешне выразительны, «смотрелись» на витрине. Поэтому почти всегда экспонирование архивных документов сочетается с экспонированием музейных предметов эпохи. Опыт музеев показывает, что наибольшим интересом у посетителей пользуются выставки, показывающие ход истории глазами отдельного человека, через мир личности, семьи. Письма, семейные фотографии и фотоальбомы, продовольственные карточки, визитки, записные книжки, ученические тетрадки, открытки, дневники — все это обладает зачастую большей силой эмоционального воздействия, чем тисненый бархат почетных грамот, дипломов и документы из делопроизводства государственных учреждений.

Использование документов архива в СМИ — ответственная, но чрезвычайно увлекательная работа. Ведь средства массовой информации дают исключительную возможность донести сведения о несметных документальных богатствах архива до многомиллионной аудитории зрителей (читателей, слушателей), оказать влияние на отношение общества к памятникам культуры. Именно консультация архивиста, хорошо знающего состав фондов, имеющего свое видение источника, не скованное рамками научной концепции, дает интересное направление мысли режиссера, сценариста, писателя.

Формы использования  архивных документов в средствах  массовой информации разнообразны .

В архиве учреждения использование  документов в СМИ (телерадиопередачи, подборки документов, статьи), как правило, приурочены к юбилею ведомства или учреждения. Для подготовки праздничного мероприятия привлекается и государственный архив, хранящий фонд учреждения.

7.4. Доступ к  документам Архивного фонда Российской  Федерации

7.4.1. Регулирование доступа к документам. Архивного фонда РФ

Свободный доступ к архивным документам.

Полноценное и разностороннее использование документальных богатств архивов возможно лишь при их открытости, т.е. наличии свободного доступа граждан к архивным документам и научно-справочному аппарату (НСП). Если фонды надежно заперты в спецхранилище, вся работа по поиску источников, созданию и совершенствованию архивных справочников бессмысленна — документы не будут востребованы исследователями. Немало смелых исследовательских проектов разбилось о гриф «совершенно секретно». Доступ к информации и поныне является важнейшей проблемой, без ее разрешения невозможно взаимодействие Росархива с представителями исторической науки и общественности.

Правовое регулирование  доступа к информации в соответствии с нормами демократического общества является необходимым условием существования архивов в современной информационной среде.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает наказание  за необоснованное ограничение доступа к документам, запрещает создание тайных архивов.

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной, заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, наказываются штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

Ст. 140 Уголовного кодекса РФ.

Отношения государственного архива с потребителями ретроспективной документной информации, а также работа по комплектованию, экспертизе ценности, обеспечению сохранности, созданию НСА подчинена задаче наиболее эффективного использования архивов в интересах общества, поскольку архивные документы принадлежат обществу в целом. Незнание правды о прошлом лишает общество социальной памяти и может стать причиной катастроф. В Основах законодательства об Архивном фонде РФ и архивах был провозглашен принцип публичности архивов, их равной доступности для любого физического или юридического лица. Это означает:

возможность получения  свободного доступа в архив любому физическому или юридическому лицу независимо от пола, профессии и образования, вероисповедания, партийной принадлежности, взглядов и убеждений, гражданства;

возможность получения  в архиве доступа к НСА;

возможность копирования  архивных документов;

возможность различных форм использования архивных документов (кроме специально оговоренных случаев) с обязательным соблюдением требования сообщения в работах (статьях) сведений об архиве, документы которого использованы.

Вступление России в 1997 г. в Совет Европы означает, что наша страна обязана соотносить порядок доступа к своим архивам с европейскими стандартами. К маю 1997 г. под эгидой Совета Европы Международный совет архивов (МСА) подготовил проект «Рекомендаций по стандарту европейской политики в отношении доступа к архивам». Вот выдержки из этого документа:

«Доступ к государственным  архивам является частью прав гражданина, а в широком смысле соблюдаемых в мире демократических ценностей — частью прав человека. Поэтому одинаковые права должны быть предоставлены гражданам страны и иностранцам, университетским исследователям и простым читателям. Закон не должен делать никаких различий между ними».

С момента своего создания в XIX в. все исторические архивы находились в ведении ведомства иностранных дел, министерства юстиции, военного министерства, Сената и др. Для того чтобы получить доступ к документам, необходимо было разрешение руководителя ведомства (министра), а иногда и резолюция августейшей особы.

После революции 1917 г. архивные деятели, стоявшие у истоков реформы 1918 г., надеялись, что впервые будут созданы условия для широкого доступа научной общественности в архивы. Действительно, исторические архивы впервые были выведены из ведения ведомств и подчинены единому органу управления архивным делом — Главархиву. Однако надеждам реформаторов не вполне суждено было осуществиться. Очень скоро партийные идеологи осознали, что архивные документы могут быть мощным средством в политической борьбе. Поэтому в государственных архивах с середины 20-х гг. XX в. появляются специальные секретные отделы — спецхраны. В 1930-е гг. складывается Архивный фонд КПСС — сеть центральных и местных архивов, существовавших отдельно от государственной архивной службы. Свою сеть центральных местных архивов имели спецслужбы (ВЧК — ОГПУ — НКВД СССР — КГБ СССР). В ведении МИД остался Архив внешней политики России. Стал ограничен доступ к архивам отраслевых фондов, где он определялся правилами данного ведомства.

Период начала 1990-х  гг. в отношении рассекречивания архивных материалов во многом сходен с периодом подготовки реформы 1918 г. Чувство информационной свободы, испытанное обществом после августовских событий 1991 г., не могло не затронуть и архивы. Началось массовое рассекречивание документов, в ряде исторических архивов были ликвидированы спецхраны.

После августовских событий 1991 г. были подписаны Указы Президента РФ «Об архивах КГБ СССР», «О партийных архивах», ликвидировавшие Архивный фонд КПСС и передававшие его в ведение государственной архивной службе. Обнародование документов во время суда над КПСС, публикация источников в серии «Россия, XX век», в средствах массовой информации, выход в свет справочника «Архивы России. Москва и Санкт-Петербург», где впервые приведены сведения о составе и объеме фондов архивов МИДа, Службы внешней разведки (СРВ) и ФСБ РФ (1997 г.), стали вехами демократизации архивного дела. Наконец, в ходе архивной реформы был принят ряд законодательных и нормативных актов, создавших правовую базу для единого в масштабах страны режима регулирования доступа к документам Архивного фонда РФ. Важную роль в деле рассекречивания архивов сыграли Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г., Указ Президента Российской Федерации «О снятии ограничительных грифов с законодательных и других актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека» от 23 июня 1992 г., а также законы «О временном порядке доступа к архивным документам и их использования» от 19 июня 1992 г., «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г., «Об информации, информатизации и защите информации» от 2 февраля 1995 г. и др.

Однако, несмотря на все  эти важные шаги, приходится констатировать, что значительная часть источников истории страны XX в., к которой относится почти весь бывший Архивный фонд КПСС, материалы спецслужб, ряда ведомств (МВД СССР, МИДа, Главной военной прокуратуры СССР, военной коллегии Верховного Суда СССР, Министерства обороны) остаются засекреченными. Для большинства историков фактически закрыты исторические части Архива Президента РФ и Правительства РФ. Темпы рассекречивания документов, которые в 1991-1993 гг. были довольно высокими, во второй половине 1990-х гг. резко снизились, в некоторых регионах рассекречивание документов полностью прекратилось.

В настоящее время  к категории публичных архивов можно отнести все государственные архивы России (включая и муниципальные). Во всех этих архивах действуют единые правила доступа к архивной информации и ее использования, периодически корректируемые распорядительными и методическими документами Росархива.

К ограниченно-публичному типу архивов можно отнести архивы ряда министерств и ведомств, например Министерства обороны Российской Федерации. Любой гражданин имеет возможность получить доступ в такие архивы. Однако на стадии работы непосредственно в них существует своеобразное разграничение пользователей в зависимости от целей их работы, уровня профессионализма, определяющее возможности знакомства с научно-справочным аппаратом, документальными комплексами. В каждом из таких архивов существуют свои, особые правила доступа к архивной информации и ее использования.

Для доверительного типа архивов характерны еще более жесткие ограничения использования документов. Уже сама возможность получения доступа в такие архивы существует не для каждого. Справочный материал в них, как правило, носит служебный характер. Он и создавался изначально не в научно-информационных целях, а для обеспечения определенных ведомственных интересов. В большинстве случаев в таких архивах отсутствуют приспособленные читальные залы, регламентированные процедуры работы с архивными документами, правила их копирования.

Закрытый тип  архивов присущ для архивов министерств, ведомств и учреждений их систем. Находящиеся в них документы еще не приобрели признаков исторических источников, исключительно выполняя те задачи и реализуя достижение тех целей, ради которых они были созданы. Закрытый тип архивов — естественное и нормальное явление. Исследовательские интересы пользователей в отношении таких архивов в конечном счете удовлетворяются после регулярных передач их документов в систему публичных и ограниченно-публичных архивов.

Ограничение доступа  к архивным документам.

Доступ к документам Архивного фонда РФ, являющегося частью национального и культурного достояния, регламентирован федеральным законодательством, в частности Федеральным законом «О государственной тайне», который возлагает ответственность за соблюдение государственной тайны, а также охрану прав и интересов граждан, конфиденциальная информация о которых имеется в архивных документах, на архивиста.

«Должностные лица и  граждане, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством».

Из Федерального закона «О государственной тайне»

Государственная тайна  — это защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, разведывательной,

контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности страны.

Срок засекречивания документов, содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну, составляет 30 лет со времени их создания. Этот срок в отдельных случаях может быть продлен или сокращен.

В соответствии с Федеральным  законом «О государственной тайне» все ведомства, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне и по их засекречиванию, должны иметь программу работы по рассекречиванию и порядок пересмотра каждые 5 лет засекреченных документов на предмет возможности открытия доступа.

В любом случае отказ  архива в предоставлении архивных документов пользователям должен содержать веские причины, срок действия ограничений и дату принятия решения об отказе. По требованию исследователя отказ выдается в письменной форме. Архивист должен объяснить порядок получения доступа к частично рассекреченным и секретным документам. Неправомерный отказ в доступе может быть обжалован исследователем в суде.

Информация о работе Архивоведение