Демография как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:45, реферат

Описание работы

Самое главное богатство любой страны — ее жители. Чтобы объективно определить, что и как надо делать во имя лучшей жиз­ни людей, нужно знать численность населения и ее динамику, особенности состава и воспроизводства населения, основные демо­графические тенденции и закономерности, территориальные демо­графические различия, обеспечить грамотное демографическое про­гнозирование, обосновать и проводить действенную демографическую политику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Объект и предмет демографии, ее цели и задачи,
методы исследования
2. Демографические структуры и процессы
3. Демография и другие науки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Демография как наука.doc

— 97.00 Кб (Скачать)


17

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Объект и предмет демографии, ее цели и задачи,

методы исследования

2. Демографические структуры и процессы

3. Демография и другие науки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Самое главное богатство любой страны — ее жители. Чтобы объективно определить, что и как надо делать во имя лучшей жиз­ни людей, нужно знать численность населения и ее динамику, особенности состава и воспроизводства населения, основные демо­графические тенденции и закономерности, территориальные демо­графические различия, обеспечить грамотное демографическое про­гнозирование, обосновать и проводить действенную демографическую политику.

В наши дни потребность в познании азов демографии особенно остро ощущают специалисты в сфере государственного и муници­пального управления, градостроители, экономисты разного профиля, предприниматели, а также занятые в сферах образования, воспита­ния, культуры, искусства и ряде других сфер. Кроме этого, нужно учесть и то, что демография — сама по себе очень интересная и увлека­тельная наука. Знакомство с ее азами — полезное занятие для людей разных специальностей и возрастов. Для большинства нормальных, думающих людей несомненное любопытство вызывают вопросы демографического развития. Вот почему изучение демографии является объектив­ным требованием времени.

Демография занимается достаточно важными и интересными вопросами. Она касается одной из са­мых значительных и существенных сторон жизни общества — вос­производства поколений людей. И потому демографические зна­ния чрезвычайно важны как для понимания законов, по которым живет и изменяется человеческое общество, так и для предвиде­ния и планирования будущего, прежде всего того, что и в каких количествах может потребоваться людям в ближайшем или более отдаленном будущем, что и в каких количествах общество смо­жет произвести для того, чтобы эти потребности удовлетворить.

Демография может помочь ответить, например, на вопрос о том, какие могут возникнуть проблемы с пенсионным обеспе­чением в 2015 г.? Сколько врачей и каких специальностей мо­жет понадобиться, скажем, через 50 лет? Сколько школьных мест надо будет открыть, например, в 2035 г.? Как будет изменяться спрос на тот или иной товар в ближайшие два-три года? Следу­ет ли ожидать каких-либо конфликтов на этнической почве в том или ином районе мира? Каких результатов следует ожидать на выборах в том или ином субъекте Федерации? На все эти и мно­гие другие вопросы может помочь (и помогает) ответить демо­графия. И одного этого вполне достаточно для ответа на вопрос, зачем нужно изучать эту науку.

Но дело не только в этом. Ибо здесь речь идет тоже о будущем, но не в том прагматическом смысле, как это было выше. Здесь мы вступаем в сферу, скорее, философских, экзистенциальных вопросов. Есть ли, например, вообще будущее у российского общества или мы наблюдаем процесс его медленно­го, но верного умирания? Этот вопрос волнует многих, но чаще всего, так сказать, демографическая составляющая ответа на него остается без внимания. Причина этого или в полной неосведомлен­ности в этой сфере, или в убеждении, будто в сфере воспроизвод­ства населения если и могут быть какие-либо проблемы, то связан­ные только с якобы быстрым ростом населения и высокой рожда­емостью. Или, чаще всего, из-за сведения демографической проблематики исключительно к уровню жизни, к той ужасающей (по меркам развитых стран) бедности, в которой пребывает огром­ная часть населения России.

Демография, знание ее основ, знание тех процессов, кото­рые совершаются в настоящее время в населении, и управля­ющих ими законов может помочь правильно ответить на более сложные и более важные, чем в первом случае вопросы. И то, о чем шла речь в начале, свидетельствует, что в обществе созрело или, по крайней мере, зреет понимание важ­ности и необходимости демографии как науки и распространения демо­графических знаний.

 

 

 

1. Объект и предмет демографии, ее цели и задачи,

методы исследования

 

В самом общем виде демографию можно определить как науку о населении. Однако этого общего определения недостаточно для по­нимания того, что есть демография, каковы ее собственные, отлич­ные от других наук объект и предмет. [3, 12]

Термин «демография» происходит от двух греческих слов: «демос» — народ и «графо» (графия) — пишу, описание. Но демо­графия не ограничивается только описанием населения, поле ее вни­мания гораздо разнообразнее, шире, глубже. Демография — это наука о населении (народонаселении) как самовоспроизводящейся совокуп­ности людей, проживающих в пределах определенной территории (мир, континенты, группа стран, страна, части страны и др.). Термин «демография» появился в русском языке в конце XIX в. При этом термины «население» и «народонаселение» используются в русском языке как синонимы.

Демография как наука далеко не сразу получила свое имя (название). Слово «демография» вошло в научный оборот почти на 200 лет позже, чем появилась наука, которую оно обозначает. Одним из первых имя новой науке пытался подобрать швейцар­ский математик К. Бернулли (1782—1863), предложивший назвать ее «популяционистикой».

Термин «демография» появился в 1855 г., придумал его и ввел в научный оборот французский ученый, статистик, демограф, есте­ствоиспытатель, один из основателей Парижского статистического общества А. Гийяр (1799—1876) в книге «Элементы статистики чело­века, или Сравнительная демография». В отечественную литерату­ру термин «демография» ввел в 1872 г. Е.Н. Анучин (1831—1905) в своей работе «Значение статистики как науки и Международный статистический конгресс». Появился этот термин в связи с работами 8-й сессии Международного статистического конгресса в Санкт-Петербурге. Официальное международное признание термин «демо­графия» получил в наименовании Международного конгресса гигие­ны и демографии на Женевской сессии в 1882 г. [2, 13]

Как известно, под объектом науки обычно понимают определен­ную область реальности (природной или социальной), на которую направлен процесс научного познания. Под предметом же понима­ют наиболее значимые свойства, стороны, характеристики, особен­ности объекта, которые подлежат непосредственному изучению или познание которых особенно важно для решения той или иной про­блемы (теоретической или практической)[1].

Демография — это наука, в которой объектом научного поз­нания являются люди, население, а предметом - законы воспроиз­водства населения.

Население – это самовоспроизводящаяся совокупность людей.

Население как объект научного познания интересует многие науки - и естественные, и гуманитарные. Можно даже сказать, что население является всеобщим и универсальным объектом ис­следования для очень многих наук. Но каждая из них выделяет в этом общем для них объекте те стороны, аспекты и отношения, которые интересуют именно данную науку и никакую другую и которые образуют предмет именно этой науки. [3, 12-13]

Воспроизводство населения в узкой трактовке включает только процессы естественного движения населения, т.е. включает только рождаемость, смертность и связанные с ними брачность и разводимость. В воспроизводство населения в широком понимании входят также вопросы миграции — процесса, меняющего численность и состав населения. Соответственно сложилось широкое и узкое понимание демографии. [2, 14]

Но вопрос о том, что следует понимать под воспроизводством населения, продолжает оставаться дискуссионным. Именно различ­ные трактовки самого понятия «воспроизводство населения» обуслов­ливают и соответствующее понимание предмета демографии как на­уки, истолкование его в более широком или более узком смысле слова.

Сторонники узкой трактовки воспроизводства населения и пред­мета демографии полагают, что к воспроизводству населения от­носятся лишь процессы так называемого естественного движения населения, т.е. рождаемость и смертность, а также наиболее тесным и непосредственным образом связанные с ними брачность и разводимость. Эту точку зрения последовательно и настойчиво про­водит, например, В.А. Борисов. [1, 25]

В поле основного внимания демографии находятся именно процессы воспроизводства населения, в том числе процессы рождае­мости и смертности в их социальной обусловленности, процессы брачности и прекращения брака, а также демографические функции семьи, процессы воспроизводства брачной, семейной и других демо­графических структур населения, выявление тенденций в измене­нии численности и состава населения, определение взаимосвязей демографических процессов и структур и составление демографи­ческих прогнозов. При этом определение закономерностей естествен­ного движения населения является ключевой задачей демографи­ческих исследований.

Демография — наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса.

Демография изучает численность, территориальное размеще­ние и состав населения, закономерности их изменений на основе социальных, экономических, биологических и географических факто­ров, причин и условий.

Главная задача демографии как науки — выявление и позна­ние демографических законов, закономерностей, взаимосвязей. Среди практических задач демографии нужно назвать три основные:

1)                на основе сбора и демографического анализа информации изучение тенденций и факторов демографических процессов;

2)                разработка демографических прогнозов;

3)                разработка мероприятий демографической статистики.

В демографии используют различные методы исследований, среди них описательный метод, статистические и математические методы анализа, абстрактно-аналитический метод, сравнительный метод, анализ и синтез, обобщение, методы индукции и дедукции, метод выдвижения гипотез и их проверки, экстраполяция и модели­рование, социологические методы исследования демографического поведения, картографические методы и др. При этом в демографии основное место занимают статистические и математические методы анализа. Среди собственно демографических методов, наиболее часто используемых в демографических научных и практических работах,— метод когорт, продольный и поперечный демографический анализ, метод потенциальной демографии, методы стандартизации демо­графических коэффициентов и др. Широко используются в научных и практических работах демографические модели; демографиче­ский прогноз (особенно часто осуществляемый методом передвижки по возрастам) обычно является неотъемлемой частью большинства работ с сюжетами демографического толка.

Современная демография — это комплексная наука о населе­нии (народонаселении), а еще точнее — это целая система взаимо­действующих наук, изучающих совместно воспроизводство населения и отдельные демографические процессы. Внутренняя дифференциа­ция демографии постепенно усложняется. Выделяют три основных критерия, на основе которых обосновывается внутренняя диффе­ренциация в демографии; при этом выделение внутри демографии субдисциплин и разделов основывается на совместном применении всех этих критериев. Среди них:

1)                теоретический уровень научной интерпретации наблюдаемых феноменов;

2)                объективно-предметный критерий;

3)                связь с практикой, степень ориентированности на решение практических, прикладных задач.

В демографии, как и в других науках, происходит процесс специализации. Среди отраслей демографии выделяют, например, демографическую статистику, описательную демографию, формаль­ную демографию, теоретическую демографию, историческую демо­графию, экономическую демографию, социальную демографию и ряд других разделов.

Выделяют несколько направлений работ в демографии: демо­графическая теория, сбор первичных данных о населении и демо­графических процессах, описание демографических процессов, чистая — или формальная — демография (рассматривает количествен­ные соотношения демографических явлений, процессов, структур, изменение численности и состава населения под их влиянием), демо­графический анализ, историческая демография и др.

В итоге можно выделить семь основных составляющих в систе­ме демографических наук:

1)                теоретическая демография, история демографии, описатель­ная демография, экономическая демография, моделирование социа­льно-демографических процессов, т.е. своего рода теоретический фундамент науки;

2)                отраслевые демографические науки: медицинская демо­графия, этническая демография, военная демография, политическая демография и др.;

3)                источники информации и методы: источники данных о населе­нии, методы — статистические, математические, социологические, картографические и др.;

4)                региональная демография;

5)                прикладные демографические исследования;

6)                социально-демографическое прогнозирование;

7)                теоретические основы демографической политики. [2, 14-16]

 

 

 

 

 

 

2. Демографические структуры и процессы

 

После того как были даны определения предмета демографии и населения, необ­ходимо более строго определить термины «демографические структуры» и «процессы».

Состав населения — распределение людей, образующих население, по группам в соответствии со значениями того или иного признака. Одна из наиболее общих характеристик населения и социальной структуры при их описании и анализе. (...) Состав населения быва­ет представлен по двум (например, пол) или нескольким градациям признака (группам), причем каждая из них может быть разделена на подгруппы по другому признаку или признакам (например, распре­деление людей по возрасту чаще рассматривается отдельно для каж­дого пола) и характеризоваться числом людей в выделенных группах, долей этих групп во всем населении или числом людей одной группы, приходящихся на 100 (или 1000) человек другой группы.[4, 462- 463]

Информация о работе Демография как наука