Демография как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:45, реферат

Описание работы

Самое главное богатство любой страны — ее жители. Чтобы объективно определить, что и как надо делать во имя лучшей жиз­ни людей, нужно знать численность населения и ее динамику, особенности состава и воспроизводства населения, основные демо­графические тенденции и закономерности, территориальные демо­графические различия, обеспечить грамотное демографическое про­гнозирование, обосновать и проводить действенную демографическую политику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Объект и предмет демографии, ее цели и задачи,
методы исследования
2. Демографические структуры и процессы
3. Демография и другие науки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Демография как наука.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

Под структурой (составом) населения обычно понимают рас­пределение индивидов по тем или иным выделенным по различ­ным основаниям типологическим группам. Поскольку же осно­ваний для выделения типологических групп может быть в прин­ципе сколько угодно и каких угодно, постольку можно построить и любое число любых структур населения. Поэтому можно говорить, например, о распределении населения на мужчин и женщин, на жителей городов и сельской местности, на состоящих и не состоящих в браке, на грамотных и неграмотных, на имеющих тот или иной уровень образования, на экономичес­ки активных и иждивенцев, на принадлежащих к той или иной социальной, этнической или конфессиональной группе.

Этот список не имеет границ, как не имеет границ набор са­мых разнообразных характеристик индивидов (физиологических, психологических, социальных, экономических, этнокультурных и пр.), которые могут быть положены в основу типологизации и вы­деления тех или иных структур населения. Однако демографа ин­тересуют отнюдь не все эти структуры, а лишь те из них, которые непосредственно прямой и обратной связью обусловливают вос­производство населения. Именно эти структуры и называются в строгом смысле слова демографическими структурами.

В демографии термины «структура» и «состав» часто исполь­зуются как взаимозаменяемые для описания распределения насе­ления по таким характеристикам, как возраст, пол, брачный ста­тус, профессия и т.д. Термин «структура» иногда употребляется в более узком значении для описания распределения населения только по возрасту и полу.

Таковыми являются только половая структура (половой состав), возрастная структура (возрастной состав), а также брачная и семей­ная структура (брачный и семейный состав) населения. Именно эти структуры, с одной стороны, оказывают прямое и непосред­ственное влияние на воспроизводство населения и на составляю­щие его процессы рождаемости, смертности и брачности, а с дру­гой — сами прямо и непосредственно зависят от этих процессов.

Последние же, т.е. процессы рождаемости, смертности, а также брачности и разводимости, будучи составными частями воспроиз­водства населения, называются демографическими процессами.

Все прочие мыслимые структуры (составы) населения являются недемографическими структурами. Это не означает, что демограф совершенно не интересуется ими. Однако интерес к ним качествен­но иной, нежели к демографическим структурам.

Половая, возрастная, брачная и семейная структура непосред­ственно входят в предмет демографии, в то время как все прочие вы­ступают (или могут выступать) лишь как экзогенные переменные (фак­торы) демографических процессов, оказывающие на них (и на воспро­изводство населения в целом) то или иное, но всегда косвенное, не непосредственное воздействие. Они действуют опосредованно, через демографические структуры. Это отнюдь не умаляет их роли в демо­графическом анализе, а лишь точнее определяет ее.

К тому же недемографические структуры, как правило, входят в предметы других общественных наук, например социологии. По­этому знание разнообразных структур населения, выделенных по различным признакам, и тенденций их изменения является необ­ходимым условием деятельности любого обществоведа, в какой бы сфере он ни работал. [3, 22-25]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Демография и другие науки

 

Демография имеет тесные взаимосвязи с другими науками.

Необходимость тесного взаимодействия демографии с другими науками определяется, с одной стороны, тем, что воспроизводство населения как предмет демографии является сложным явлением, на характер и динамику которого влияют практически все сторо­ны жизни людей, вся совокупность общественных отношений, в которые вступают люди в процессе своей жизнедеятельности. Со своей стороны воспроизводство населения, демографические процессы, характер и тенденции изменения демографической ситуа­ции оказывают воздействие на все прочие сферы общественной жизни, в значительной мере определяя течение экономических, социальных, политических, этнических и других процессов.

Эта двойственная взаимосвязь формирует зону взаимных инте­ресов демографов и ученых других специальностей, обусловливает необходимость использования данных других наук для объяснения демографических феноменов и, напротив, данных демографии для объяснения явлений и процессов в других сферах жизни общества.

Эта двойственная взаимосвязь обусловливает и необходимость и возможность проведения силами ученых разных специальнос­тей совместных междисциплинарных исследований, а также не­обходимость и возможность выделения на их основе специфичес­ких предметных областей и соответственно возникновения новых наук, пограничных, междисциплинарных по своей природе. [3, 25-26]

Демография особенно тесно взаимодействует: 1) с социально-экономическими и историческими науками, изучающими экономику населения, социологию, социальную психологию, социальную и ми­грационную политику, географию населения, этнографию и др.; 2) ма­тематикой и статистикой (формальная демография и статистиче­ская демография); 3) биологическими науками: генетикой населения, эволюционной биологией, эпидемиологией, биологическим прогно­зированием развития населения и др. Демография использует мето­ды и привлекает факты, установленные этими науками. В свою оче­редь другие науки используют данные демографии для более глубокого понимания своего предмета исследования.

Наиболее тесной является связь демографии с историей, поскольку именно рассмотрение воспроизводства как историческо­го процесса позволяет выявить его социальную обусловленность, зависимость от конкретных социально-экономических процессов того или иного периода развития общества. С помощью этнографии демо­графия выявляет воздействие на процессы воспроизводства населе­ния особенностей культуры и быта разных народов. Из экономиче­ских наук наиболее тесно связаны с демографией те, которые занимаются изучением занятости и отношений в сфере распределения. Из социологических наук наиболее близка к демографии социология семьи. Социальная психология помогает демографии понять закономерности демографического поведения. Поскольку такое пове­дение регламентируется также правовыми нормами, имеются в демографии области, связанные с правоведением. Демо­графией привлекаются сведения и методы географии.

Чрезвычайно большое значение имеют в демографии статисти­ческие и математические методы. Именно с их помощью собирается большинство данных о населении, а затем эти данные проверяются и корректируются (выявляются погрешности, проводится стандарти­зация и т.д.). Не случайно впервые демография появилась как часть статистики. Основную часть данных дают демографии статистика населения и медицинская статистика.

Многие демографические процессы имеют в своей основе био­логическую составляющую. Этим объясняется использование в демо­графии методов и результатов исследований генетики, физиологии человека, психологии, геронтологии, антропологии и других биологи­ческих наук. Состояние здоровья людей, влияние условий труда и быта на заболеваемость и смертность исследует наука социальная гигиена, также связанная, таким образом, с демографией. [2, 16-17]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Демография — это наука о населении (народонаселении) как самовоспроизводящейся совокуп­ности людей, проживающих в пределах определенной территории (мир, континенты, группа стран, страна, части страны и др.).

Демография — это наука, в которой объектом научного поз­нания являются люди, население, а предметом - законы воспроиз­водства населения.

Эта наука изучает численность, территориальное размеще­ние и состав населения, закономерности их изменений на основе социальных, экономических, биологических и географических факто­ров, причин и условий.

Главная задача демографии как науки — выявление и позна­ние демографических законов, закономерностей, взаимосвязей. Среди практических задач демографии нужно назвать три основные:

1)     на основе сбора и демографического анализа информации изучение тенденций и факторов демографических процессов;

2)     разработка демографических прогнозов;

3)     разработка мероприятий демографической статистики.

Под структурой (составом) населения обычно понимают рас­пределение индивидов по тем или иным выделенным по различ­ным основаниям типологическим группам.

В демографии термины «структура» и «состав» часто исполь­зуются как взаимозаменяемые для описания распределения насе­ления по таким характеристикам, как возраст, пол, брачный ста­тус, профессия и т.д. Термин «структура» иногда употребляется в более узком значении для описания распределения населения только по возрасту и полу.

Процессы рождаемости, смертности, а также брачности и разводимости, будучи составными частями воспроиз­водства населения, называются демографическими процессами.

Демография имеет тесные взаимосвязи с другими науками.

Демография особенно тесно взаимодействует: 1) с социально-экономическими и историческими науками, изучающими экономику населения, социологию, социальную психологию, социальную и ми­грационную политику, географию населения, этнографию и др.; 2) ма­тематикой и статистикой (формальная демография и статистиче­ская демография); 3) биологическими науками: генетикой населения, эволюционной биологией, эпидемиологией, биологическим прогно­зированием развития населения и др. Демография использует мето­ды и привлекает факты, установленные этими науками. В свою оче­редь другие науки используют данные демографии для более глубокого понимания своего предмета исследования.

Кур­сы демографии или ее элементы читаются будущим экономистам, юристам, географам, студентам многих других специальностей. Демография стала обязательной общепрофессиональной дисцип­линой при подготовке социологов. Более того, в обществе нарас­тает понимание того, что наличие у человека хотя бы элементов демографических знаний является обязательным признаком его общей образованности, неважно, является ли он, как говорили в недавнем прошлом, «физиком» или «лириком», т.е. имеет ли он гуманитарное, естественное или техническое образование. И по­тому в некоторых странах демография уже стала обязательной школьной дисциплиной. У нас же элементы демографии препо­даются в курсе школьной географии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Борисов В. А. Демография. М., 1999,
  2. Демография под ред. В. Г. Глушковой. – М.: 2006. – КНОРУС, 306 с.,
  3. Медков В. М. Демография. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 576 с.,
  4. Народонаселение: Энциклопедический словарь. М., 1994. с. 892]
  5. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995


[1] Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995. С. 43-46


Информация о работе Демография как наука