Дорожно-строительные материалы

Автор: P************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 00:41, лекция

Описание работы

История дорожного строительства насчитывает многие тысячелетия. На каждом этапе развития человеческого общества к дорогам предъявлялись определенные требования, использовались различные приемы строительства, орудия труда, машины и материалы. Задолго до нашей эры в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Риме мощение улиц производилось естественным камнем, а также каменными блоками и плитами из туфа, гранита, базальта, мрамора и других горных пород. Каменные материалы тогда применялись также при строительстве мостовых сооружений. В равнинных местностях нашей страны камня, годного для дорожного и мостового строительства, было недостаточно, поэтому здесь в начале развития транспортных связей повсеместно применялись лесные материалы. Из них строились балочные мосты на сваях и на ряжах, деревянные настилы и другие дорожные сооружения. Торцовые мостовые из деревянных шашек впервые были построены по проекту В. П. Гурьева в Петербурге в начале 20-х гг. XIX в., а впоследствии нашли широкое распространение не только в нашей стране, но и в странах Европы и Северной Америки. Однако результаты археологических раскопок свидетельствуют и о том, что на территории нашей страны, в местах, где имелся естественный камень, начиная с XI в. строились каменные мостовые, а при наличии кирпича — кирпичные. С XIV в. повсеместно стали применяться булыжные дорожные покрытия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
1.Введение в предмет. Значение предмета для дорожника
2.Классификация ДСМ
3.Сертификация и стандартизация в строительстве
3.Основные технологические принципы получения строительных материалов

Работа содержит 1 файл

ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.doc

— 909.00 Кб (Скачать)

      Клинкерный  облицовочный кирпич

      Фасадный  клинкер; Дорожный клинкер; Клинкерная плитка; Клинкерный кирпич

      Фасадная  клинкерная плитка

      Клинкерный  камень тротуарный

      Дорожный  клинкер или его еще называют тротуарный кирпич, тротуарная плитка, брусчатка, тротуарный клинкер, мостовой клинкер признан одним из лучших декоративных материалов для мощения  дорожек и благоустройства территорий.Дорожный клинкер благодаря своим прочностным свойствам имеет широкий спектр применения.

      Отличительные свойства дорожного клинкера:

      натуральный, экологически чистый материал, без  примесей и искусственных красителей-только глина.

      высокая прочность М 800 делает мощение тротуарной плиткой долговечным или просто вечным.

      минимальное водопоглощение (2-3%) обеспечивает устойчивость к погодным условиям.

      абсолютная  морозоустойчивость (более 300 циклов).

      низкая  степень истирания – сохраняет  свой первоначальный вид на протяжении всего срока службы.

      легко чистится, минимальный уход - не впитывает  даже жиры.

      широкий спектр покрытий и цветов – тротуарная плитка дает возможность реализовать  даже самые необычные идеи в оформлении территории 
Легкие заполнители

      Легкие  заполнители делятся на неорганические, представляющие собой мелкопористые зернистые материалы, и органические — древесные и сельскохозяйственные отходы или специально переработанные материалы, реже пористые полимерные гранулы.

      Неорганические  пористые заполнители по происхождению подразделяются на две группы: природные и искусственные.

      К природным пористым заполнителям относят  песок с насыпной плотностью не более 1400 кг/мл, получаемый дроблением с последующим  рассевом пористых горных пород. В зависимости  от вида исходной горной породы различают пески вулканического и осадочного происхождения. К первым относятся пески, получаемые из пемзы, вулканического шлака и туфа. Чаще других применяют пемзовый песок плотностью 500...600 кг/м3, имеющий замкнутую пористость и поэтому слабо поглощающий воду и дающий растворы с высокой морозостойкостью.

        К пескам из пород осадочного  происхождения относят пески,  получаемые при дроблении пористых  карбонатных (ракушечники, известковые  туфы и др.) и кремнеземистых (диатомиты,  трепелы, опоки) пород. Пески из осадочных пород сильно поглощают воду и могут размягчаться в водо-насыщенном состоянии (это особенно характерно для кремнеземистых пород). Растворы на таких песках менее прочны и морозостойки, чем на песках из вулканических пород.

      К искусственным пористым заполнителям относят песок, получаемый на основе металлургических шлаков, а также керамзитовый, перлитовый, агло-поритовый, вермикулитовый пески и др.

      Керамзит  — округлые зерна красно-коричневого  цвета, получаемые быстрым обжигом  гранул из легкоплавких глин. Глины, из которых получают керамзит при быстром обжиге, способны вспучиваться в 3...5 раз. При этом гранулы керамзита с оплавленной поверхностью как бы раздуваются, образуя во внутреннем пространстве мелкопористую структуру черного цвета. Плотность гранул керамзита 600...1800 кг/м3, керамзитового гравия — 250... 800 кг/м3. Размер гранул гравия 5...40 мм.

        Керамзитовый песок получают  рассевом керамзита или дроблением  керамзитового гравия. В последнем  случае он имеет темно-серый  цвет. Марки керамзитового песка по насыпной плотности 500...1000.

      Аглопоритовый песок получают дроблением спеков, образующихся в результате агломерации (спекания) гранулированной шихты, приготовленной из природного минерального сырья (глин, сланцев, диатомита, трепела) и промышленных отходов (зол тепловых электростанций, топливных шлаков, продуктов обогащения угля). Аглопоритовый спек после обжига дробят и рассеивают на щебень и песок. Марки аглопоритового песка по насыпной плотности 600...1100.

      Шунгизитовый  песок получают дроблением шунгизи-тового гравия, который, в свою очередь, получают обжигом шунгизитовых пород. Такие породы обладают способностью при нагреве увеличиваться в объеме в 3...4 раза, сохраняя при этом достаточную прочность. Шунгизитовый песок по насыпной плотности делится на марки 500...900.

      Пористые  пески на основе шлаков получают, используя  главным образом металлургические шлаки и реже топливные шлаки  — остатки от сжигания кускового  угля.

      Металлургические (обычно доменные) шлаки — силикатные расплавы, образующиеся как побочный продукт при выплавке чугуна и других металлов. При медленном охлаждении шлака образуется плотная кристаллическая каменная масса, используемая иногда в дробленом виде как плотный заполнитель. Если же применить специальный режим охлаждения, то можно получить кусковые пористые материалы: шлаковую пемзу и гранулированные шлаки.

      Шлаковая  пемза получается при вспучивании  шлаковых расплавов охлаждением  их водой или паром. При этом образуются мелкопористые довольно прочные  куски серого цвета. Дроблением и рассевом шлаковой пемзы получают пористый песок.

        Гранулированные шлаки — мелкие  зерна, получаемые при быстром  охлаждении металлургического шлака  путем разбрызгивания расплава  шлака на барабанных грануля-торах.  Пористость гранулированного шлака  невысока. Он используется не только как искусственный мелкий заполнитель, но чаще для получения активной минеральной добавки, например для получения шлакопортландцемента. Дело в том, что быстрое охлаждение фиксирует в шлаке стеклообразную структуру, характеризующуюся избыточной энергией (идущей обычно на процесс кристаллизации) и соответственно  повышенной химической активностью.

      Перлитовый  вспученный песок получают при обжиге вулканических стекол (перлитов и  др.), содержащих небольшое количество связанной воды. При нагреве и размягчении стекла вода превращается в пар и вспучивает гранулы в 10...20 раз. Перлитовый песок чрезвычайно легкий: его насыпная плотность 75...250 кг/м3. Цвет перлитового песка белый или светло-серый.

      Вспученный  вермикулит получают вспучиванием минерала из группы слюд — вермикулита. Вермикулит содержит в межслоевом пространстве воду и поэтому при нагревании до 350...400°С вспучивается, увеличиваясь в объеме в 20...25 раз. При этом образуются легкие пластинчатые гранулы золотистого цвета с насыпной плотностью 100... 200 кг/м3.

      Дорсил  — очень прочный пористый заполнитель, получаемый специальной термической  обработкой отходов стекольного  производства. В процессе термообработки материал вспучивается, приобретает  заданный цвет и стекло-кристаллическое строение. Дорсил отличается высокой декоративностью (он может быть любого цвета — белый, голубой, лиловый, зеленый), очень высокими прочностью и износостойкостью. Используют дорсил при изготовлении мозаичных смесей для декоративных теплых полов общественных зданий.

      Органические  легкие заполнители. К органическим легким заполнителям относятся опилки, соломенная сечка, торф, мох.

      Древесные опилки — это отходы деревообрабатывающей промышленности. Опилки должны быть сухими и без следов масла. Насыпная плотность опилок около 300 кг/м3. Используют их как заполнитель для теплоизоляционных штукатурок, эксплуатируемых в сухих условиях, а также применяют для приготовления гипсоопилочных мастик. Если в качестве вяжущего используется гипсовое или магнезиальное вяжущее, опилки применяют без предварительной обработки. Если используют портландцемент, опилки необходимо обработать в солевом растворе (например, в растворе СаС12). Минерализация опилок необходима потому, что водорастворимые органические вещества, находящиеся в древесине, замедляют твердение цемента и снижают его прочность.

        Перевозка легких заполнителей  на дальние расстояния значительно  повышает их стоимость, поэтому  их применять целесообразно только  при местном производстве. 
 
 
 
 

 

       РАЗДЕЛ_ III_ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЯЖУЩИЕ

        ТЕМА_1.1_ОБЩИЕ  СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЯЖУЩИХ 

        (2 ЧАСА)

    1. Общие сведения, виды, область применения в строительстве
    2. Классификация органических вяжущих
    3. Химический и групповой состав, влияние на свойства битумов
    4. ПАВ, их значение для битумов, виды и выбор вида ПАВ
 
    1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ, ВИДЫ, ОБЛАСТЬ  ПРИМЕНЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
 

          Органические  вяжущие  материалы состоят  из  сложной смеси высокомолекулярных органических соединений различного строения. По  внешнему виду  они  представляют  собой  жидкие или  вязкопластичные водонерастворимые вещества.

        Органические вяжущие материалы широко используют в различных областях строительства. В дорожном  строительстве их  применяют в основном для устройства дорожных одежд и гидроизоляции транспортных сооружений.

        Смеси каменных  материалов с органическими  вяжущими удобны  в  работе, их  легко изготавливать, транспортировать  с  завода к месту строительства, укладывать и  уплотнять различными машинами. Из таких смесей можно делать  слои дорожных одежд требуемой толщины.

        Дорожные покрытия на основе органических вяжущих эластичны, частично поглощают шум  от движущихся  транспортных  средств, не пылят. Такие покрытия можно делать шероховатыми, что способствует безопасности  движения по  дороге.  Шероховатость по  мере истираемости легко возобновить. Дорожные одежды из  смесей  с органическими вяжущими  материалами можно усиливать  слоями требуемой толщины при ремонте и  реконструкции автомобильной дороги и сразу открывать движение.

         В  нашей стране имеются различные полезные ископаемые органического происхождения.  Их  добывают и  перерабатывают  на специальных заводах и получают продукты, необходимые  в различных отраслях народного хозяйства.  Из  остатков  от переработки таких ископаемых изготавливают органические вяжущие материалы.     Исходным перерабатываемым сырьем  являются нефть, битумосодержащие породы и горючие  сланцы. На  их основе  получают битумы. Другим  видом сырья .являются каменный уголь, древесина и  торф.  На их  основе  получают  дегти.  Таким образом  органические вяжущие материалы, применяемые в дорожном строительстве, делят на битумы и дегти.

       Органические вяжущие  материалы находят широкое применение во всех областях строительства. Их используют для  изготовления рулонных  кровельных  и   гидроизоляционных   материалов, мастик, асфальто- и дегтебетонов, битумо- и дегтегрунтов,  для защиты металла и бетонов  от  коррозии, при  производстве  лакокрасочных материалов, для защиты от радиоактивных излучений и т.д. Особенно широко органические вяжущие  материалы   используются в дорожном строительстве.

          Органические вяжущие  материалы представляют  собой смесь высокомолекулярных органических  соединений,  находящихся в твердом,  вязкопластичном  пли  жидком состоянии.  Сырьем  для получения органических вяжущих  материалов   являются   нефть, каменный  уголь, древесина, горючие сланцы и торф.

             Все органические  вяжущие  материалы, применяемые в дорожном  строительстве, должны  обладать  следующими   основными свойствами:

          1) при перемешивании с каменными  материалами легко   объединяться с ними, образуя на их поверхности сплошную водоустойчивую и прочную пленку;

          2) объединяясь  с материалом,  обволакивать его  и связывать частицы заполнителя в монолит с  требуемыми  физико-механическими свойствами, т. е. обладать определенной вязкостью;

          3) быть стабильными во времени, не  изменять свои  физико-механические  свойства в дорожных покрытиях и других конструкциях.

          К органическим вяжущим  относятся  также битумные и дегтевые эмульсии и суспензии. Дорожные эмульсии и суспензии  являются вяжущими материалами, представляющими собой дисперсную систему битума или дегтя и воды, стабилизированную эмульгатором.   Применяются   эмульсии и суспензии в холодном   или нагретом состоянии, при соприкосновении с каменными  материалами распадаются, выделяя вяжущий материал, обволакивающий частицы каменного заполнителя, что дает возможность  получать холодные асфальто- и дегтебетоны, а также другие материалы. 
 

    1. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЯЖУЩИХ
 

       Органические вяжущие представляют собой, твёрдые вязко-пластичные или жидкие вещества, состоящие из высокомолекулярных соединений на основе углерода. Они встречаются в природе в чистом виде (природные вяжущие) или получаются простой переработкой продуктов органического происхождения (искусственные вяжущие).

Информация о работе Дорожно-строительные материалы