Факторы развития гостиничного бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:04, реферат

Описание работы

Само понятие «фактор» (от лат, factor) — причина, движущая сила процесса или явления, определяющего его характер или отдельные черты.

Работа содержит 1 файл

Факторы развития гостиничного бизнеса.docx

— 17.54 Кб (Скачать)

Факторы развития гостиничного бизнеса

Несмотря на динамичное и устойчивое развитие индустрии  туризма и гостеприимства, ее состояние  и перспективы находятся под  воздействием многих факторов как внешнего, так и внутреннего характера, действующих как единично, так  и комплексно.

Само понятие «фактор» (от лат, factor) — причина, движущая сила процесса или явления, определяющего его характер или отдельные черты.

Если представить  индустрию туризма и гостеприимства как сложный, многокомпонентный  процесс обслуживания потребителей, то роль и значение факторов, определяющих общее направление развития или  специфику отдельных черт индустрии  гостеприимства, становятся существенными  и очевидными.

Все многообразие факторов, влияющих на состояние и развитие индустрии туризма и гостеприимства, можно разбить на две группы:

1) внешние факторы.

2) личностно-мотивационные  факторы;

Внешние факторы  — это силы наиболее общего характера, влияющие на индустрию из внешнего окружения, кроме того, они практически  не подлежат контролю или влиянию  со стороны индустрии.

Например, рост благосостояния потребителей, увеличение времени оплаченных отпусков, мощное развитие средств транспорта и связи, появление новых компьютерных технологий — все это влияет на развитие индустрии гостеприимства, открывает перед ней новые возможности.

В свою очередь, внешние  факторы включают в себя две подгруппы:

- общие;              - специфические.

Общие внешние факторы  носят универсальный характер и  оказывают влияние на перспективы  развития всех отраслей и подотраслей индустрии туризма и гостеприимства. К ним относят:

- стабильность экономического  развития;

- темпы социально-демографического  развития;

- темпы научно-технического  развития и нововведений;

- степень политической  стабильности;

- состояние инвестиционного  климата;

- окружающую среду  и экологию;

- степень безопасности;

- развитие деловой  активности;

- эффективность государственной  системы управления;

- уровень развития  торговли и сферы услуг.

Специфические внешние  факторы носят более узкий, специфический  характер, могут оказывать влияние  косвенно, однако имеют существенное значение и требуют наиболее пристального внимания и системных исследований.

Практика показывает, что даже при благоприятном сочетании  внешних факторов общего порядка  слабый учет специфических факторов может привести к серьезным социально-экономическим  трудностям и проблемам в индустрии  туризма и гостеприимства. К специфическим  факторам можно отнести:

- сезонность, время  года;

- время отпусков  и каникул;

- праздничные дни  и дни недели;

- событийный, тематический  календарь;

- погодные условия;

- состояние и степень  доступности природных объектов, пляжей, памятников истории и  культуры;

- уровень и особенности  конкуренции между предприятиями  индустрии.

Личностно-мотивационные  факторы представляют собой достаточно сложную и порой трудно диагностируемую  группу факторов субъективного характера, действующих преимущественно комплексно и оказывающих существенное влияние  на выбор потребителей. Данная группа факторов включает в себя подгруппы:

- социально-демографические;

- социально-экономические;

- мотивационные;

- поведенческие.

Подгруппа социально-демографических  факторов включает в себя: численность  потребителей, половозрастной состав с учетом численности потребителей в половозрастных группах, общее  количество семей и их численный  состав, этапы жизненного цикла семьи, удельный вес семей, находящихся  на разных этапах жизненного цикла, уровень  образования потребителей, национальность, принадлежность к религиозным конфессиям и др.

Социально-демографические  факторы оказывают существенное влияние на спрос потребителей. Так, например, молодежь до 35 лет более  активна и демократична в выборе продуктов и услуг индустрии  гостеприимства, она предпочитает активный отдых в недорогих гостиницах и пансионатах с разнообразными развлечениями и спортивными  мероприятиями. Потребители зрелого  возраста предпочитают хорошо продуманный  и комфортабельный отдых в  отелях с достаточным уровнем  комфорта и хорошей кухней.

Подгруппа социально-экономических  факторов включает в себя: общую  емкость рынка услуг гостеприимства, суммарные денежные доходы потребителей, средние денежные доходы на одну семью, в том числе доход на каждого  члена семьи, количество выходных и  каникулярных дней, продолжительность  оплачиваемых отпусков, общую структуру  доходов и расходов потребителей, в том числе расходы на отдых  и путешествия. Данная подгруппа факторов иногда оказывает решающее влияние при выборе того или иного путешествия или вида отдыха, а в ряде случаев может исключить его вообще. Для решения этих проблем необходима поддержка государства через систему социальных программ, рассчитанных на обеспечение полноценным отдыхом и лечением малообеспеченных слоев населения (детей, пенсионеров, инвалидов и др.).

Кроме того, сами предприятия  индустрии могут значительно  стимулировать спрос через правильный и оригинальный выбор ценовой  политики. В мировой практике индустрии  туризма и гостеприимства используется большое число оригинальных наработок. Так, например, в зимний период (низкий сезон) в отелях системы «SAS» элегантно заигрывают с пожилыми потребителями. Поскольку пенсионеры не привязаны к жесткому графику отпусков, подобно экономически активному населению, они мобильны, то «SAS» предлагает им скидки в стоимости обслуживания, равные прожитым годам. Если потребителю 70 лет, скидка 70%, если 90 лет, то 90%. Был случай, когда в отель приехал человек в возрасте 101 года и ему ежедневно доплачивали 1 % стоимости проживания.

Подгруппа мотивационных  факторов имеет особое значение, так  как фактически формирует поведение  потребителей. К мотивационным факторам относят: тип личности, социальные роли и статус, менталитет потребителей, тип темперамента, представление  о себе и особенности самореализации, стиль и образ жизни, ценностные ориентиры.

Данные факторы  определяют мотивы потребителей при  выборе гостиничных и туристских продуктов и, следовательно, способствуют расширению ассортимента и возможностей предложения, тем самым активируют динамичное развитие и обновление индустрии  гостеприимства в целом.

Подгруппа поведенческих  факторов объединяет факторы, оказывающие  влияние на поведение потребителей при выборе и потреблении продуктов  и услуг индустрии гостеприимства. Она включает в себя: степень информированности  потребителей о продуктах и услугах, отношение к продуктам и реакцию  на их потребление, степень приверженности, статус пользователя.

Информация о работе Факторы развития гостиничного бизнеса